Главные вкладки

    Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
    статья по теме

    Статья "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста" дает ответы -  на что же необходимо обратить внимание родителям (воспитателям)! Здесь же выбраны типичные ошибки обучения,  которые осложняют  навыки чтения и письма, а также  что нужно знать для правильного обучения  навыкам чтения и письма.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

    Смирнова Татьяна Алексеевна учитель-логопед

     МКОУ «Прогимназия №2»

    Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма

    Ежегодно обследуя старших дошкольников, отмечаются  наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму педагогами и родителями, а именно:

    1) изучение алфавитных названий букв;

    2) неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

    3) неправильное обучение навыкам рисования и письма.

    На что же необходимо обратить внимание родителей?

    1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:

    - навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.

    - звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.

    2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:

    - М и А будет МА.

    - побуквенное чтение : М, А, М, А.

    - прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

    Правильное обучение навыкам чтения

    1.Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.

    МММА – МММА      СССОК         РРРАК

    2. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:

    выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;

    прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;

    угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;

    обведение пальцем контура букв, штриховка букв;

    применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).

    3. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:

    - пальчики здороваются

    - пальчики бегают по столу

    - игра на рояле

    - разведение пальцев в стороны

    - поочередное поднимание пальцев руки

    - кулак-ладонь

    Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

    Кроме этого родители должны знать, что:

    - ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

    4. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

    Но при этом необходимо помнить:

    ребенок должен уметь правильно держать карандаш ( тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо );

    тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном );

    правильно сидеть за столом;

    не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;

    необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).

    Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

    Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

    Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

    Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...

    Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".

    Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...

    Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"

    Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций и...

    Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

    По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. ...

    Программа профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательной системы у детей дошкольного возраста "Здоровячок-Сибирячок"

    Цель: Создание и реализация условий  в ДОУ, для коррекционно-оздоровительной и профилактической работы с детьми , имеющими нарушение в физическом состоянии здоровья         ...

    Презентация"Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"

    laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».       ...