Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
статья по теме

Статья "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста" дает ответы -  на что же необходимо обратить внимание родителям (воспитателям)! Здесь же выбраны типичные ошибки обучения,  которые осложняют  навыки чтения и письма, а также  что нужно знать для правильного обучения  навыкам чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Смирнова Татьяна Алексеевна учитель-логопед

 МКОУ «Прогимназия №2»

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма

Ежегодно обследуя старших дошкольников, отмечаются  наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму педагогами и родителями, а именно:

1) изучение алфавитных названий букв;

2) неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

3) неправильное обучение навыкам рисования и письма.

На что же необходимо обратить внимание родителей?

1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:

- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.

- звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.

2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение : М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

1.Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.

МММА – МММА      СССОК         РРРАК

2. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:

выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;

прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;

угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;

обведение пальцем контура букв, штриховка букв;

применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).

3. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:

- пальчики здороваются

- пальчики бегают по столу

- игра на рояле

- разведение пальцев в стороны

- поочередное поднимание пальцев руки

- кулак-ладонь

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого родители должны знать, что:

- ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

4. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить:

ребенок должен уметь правильно держать карандаш ( тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо );

тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном );

правильно сидеть за столом;

не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;

необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).

Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...

Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".

Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...

Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций и...

Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. ...

Презентация"Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».       ...

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии

laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на  кончиках  пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие ...