Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.
консультация на тему

Наталья Юрьевна Логинова

 

 По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно.    Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего – и как можно раньше – родители должны начать исправлять нарушения у него произношения. Уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как  даже те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой.                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для родителей будущих первоклассников

 По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно.  

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5-6 тысяч слов и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. то есть, другими словами, ребенок достиг определенного уровня физической, нервно-психологической и интеллектуальной зрелости.       Соответственно, стойкие нарушения в уровне навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма – дисграфией.                                          

У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение с помощью руки – зрительного образа буквы.                                                                                        

 Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего – и как можно раньше – родители должны начать исправлять нарушения у него произношения. Уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как  даже те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой.                                                    - Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним – о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, детского театра. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончил свой рассказ.                                                         - Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа – слева, наверху – внизу, впереди – позади; ориентация во временах года, времени суток и т.д. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе.          - Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание.                                                               Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластилиновых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить «поле зрения» ребенка, научит его соотносить звук и букву, различать согласные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и карандашей; восстановление их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями.

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:

1. Придумывать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.                                                                                                              2. Придумывать предложение с определенным количеством слов.                                                                                                                     3. Увеличить количество слов в предложении.                                         4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение.                                                                     5. Определить место слова в предложении – какое  по счету.                            6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.

А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:

1. Выделить главный звук из слога и слова.                                                         2. Определить место гласного звука в слове.                                                     3. Назвать гласные в слове.                                                                                    4. Записать только гласные звуки данного слова.                                                  5. Определить пропущенный слог в слове: __буз, ___жа,  жа__, ли__.                                                                                                                           6. Составить слово из слогов, данных в бесперядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).                                                                                                                  7.  Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.

 Примерные задания по формированию звуко - буквенного анализа:

1. Придумывать слова, в которых 3,4,5 звуков.                                                        2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.                                    3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.                                                                                                                                  

Письменные работы:

1. Вставить пропущенные буквы в слова:                                                                 па…ка, по…ка, ры…ба, шта…га.                                                                                                 2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос).                                                                   3. Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН,ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА.                                                                                                   4. Выбрать их предложений слова с определенным количеством звуков, устно их назвать и записать.                                                                  5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:                                                         НО…(НОС)                                                                                            НО…(НОГА)                                                                                                  НО… (НОЧЬ)                                                                                                  НО… (НОМЕР)                                                                                НО…(НОРКА)                                                                                                   6. Подобрать слово с определенным количеством звуков:                                       А                                                 У                                           С                              АНЯ                                         УЛЯ                                     СОН        АГАТ                                       УКАЗ                                  САНИ АРБУЗ                                     УЛИЦА                              САХАР                                     АНАНАС                                УКАЗКА                            САМОЛЕТ            7. Каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4,5,6 букв.          8.Преобразование слов:                                                                                            а) Добавить звук:  МЕХ – СМЕХ, РАК – БРАК, РОЗА – ГРОЗА                             б) Изменяя  один звук в словах, составить цепочку слов:                                 СОМ – СОК – СУК – СУП – СУХ – СОХ – СОР – СЫР – СЫН – СОР                                                                                                                             в) переставить звуки местами: ЛИПА – ПИЛА, ПАЛКА – ЛАПКА   9. Какие слова можно составить из букв одного слова:                         РАКЕТА – КАРЕТА, ОГОРОД – ГОРОД, ДОРОГА – ГОРА, РОГА – РОД, ГОРОД.                                                                                                

10.  Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:                                                                                                                 СОМ – МОРОЗ – ЗАЯЦ – ЦЫПЛЕНОК – КУБИК – КЛАСС – СТАЯ.                                                                                                                     11.  Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.                                                                        12.  Слово – загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т.д. (С…..- СОРЕВНОВАНИЕ).                          13.  Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: КОТ – ТОК, НОС – СОН, СОР – РОС.                                                 14.  Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки: ПОРТ, АРБУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют первый звук в названии картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА).                                                                                                        15.  Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.                                                                                                 16.  Какой звук убежал (ЛАМПА – ЛАПА, РЕЧКА – РЕКА, ГРОЗА – РОЗА)?                                                                                                         17.  Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ – ЛАВКА, СОБАКА – ОЗЕРО, БАЛЕТ – ОБЛАКО. На начальных этапах работы делается опора на проговаривание.

 Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение.

Работа над предложением строится по следующему плану:                                                                                                        

-  Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.)                                                             -  Другие двусоставные предложения.                                                                   

- Распространенные предложениям из 3 – 4-хслов:  существительное, глагол, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ПЬЕТ МОЛОКО).                                                                                              Предложения типа:                                                                                              ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ.                                                                           ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ.                                                     МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ.                                                                                                                          В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозначающих признак предмета.

Следующие виды заданий:                                                                                               

-  Ответы на вопросы;                                                                                            -  Составление предложений устно;                                                                         -  Составление предложений в письменной форме.

 Если ребенок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста.                                                                      Поэтому необходимо развивать звукослоговой синтез:

-  назвать слово, произнесенное отдельными звуками (К, О, Ш, К, А; Р, У, Б, А, Ш, К, А);                                                                                        -  назвать слитно слово, произнесенное по слогам;                                                               -  составить слово из слогов, которые даны в беспорядке;                                   -  произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА-ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).

  Наконец, производится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов:                                    

- прочитать слово и показать соответствующую картинку; выполнить действие, ответить на вопросы;                                                               - прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку;                - выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию картинки;                                                                              - найти в тексте ответ на вопрос;                                                                         -  прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.

 Параллельно необходимо обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Статья "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста" дает ответы -  на что же необходимо обратить внимание родителям (воспитателям)! Здесь же выбраны типичные ошибки обу...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...

Памятка для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма"

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился успехов в учебе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно....

Профилактика нарушений чтения и письма: актуальность вопроса.

О распространенности нарушений письменной речи у  младших  школьников. И о необходимости  мер профилактики  дисграфий и дислексий  в детском саду....

Профилактика нарушений чтения и письма у детей с ТНР

Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. Дети  с  различными  нарушениями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся....

Презентация"Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».       ...