Профилактика нарушений чтения и письма: актуальность вопроса.
статья по теме

Резкова Ирина Валерьевна

О распространенности нарушений письменной речи у  младших  школьников. И о необходимости  мер профилактики  дисграфий и дислексий  в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_chteniya_i_pisma.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений чтения и письма: актуальность вопроса.

Нарушения чтения и письма (дислексии и дисграфии) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. По данным зарубежных авторов, распространенность этих нарушений варьирует от 2% до 15-20%, что зависит и от различных подходов к диагностике, и от системы письменности, которой пользуются в разных странах. По данным А.Н.Корнева при сплошном обследовании 186 первоклассников в С-Петербурге дислексия была обнаружена у 10% школьников, а дисграфия – у 21%. Эти цифры дают представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в специализированной медицинской и психолого-педагогической помощи.

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из ЦЕЛИ начального обучения превращается в СРЕДСТВО дальнейшего получения знаний учащимися. Часто трудности овладения письмом и чтением распространяются на все виды учебной деятельности. А это может быть причиной резкого снижения учебной мотивации, возникающих проблем в поведении. У некоторых детей начинает развиваться неврозоподобная симптоматика, как реакция на свою несостоятельность, «хронический неуспех». Появляются аффектные реакции на учебные и другие трудные ситуации. Вторичные психопатоподобные нарушения начинают формироваться, если ребенок не получил своевременной логопедической, медицинской, психологической помощи.

Актуальность проблемы связана в некоторой степени и с усложнением учебной программы начальной школы и с ускорением темпов обучения грамоте, вследствие чего появляется все большее количество детей с нарушениями письма и чтения.

Как отмечал Л.С.Выгодский, письменная речь требует для своего развития высокой степени абстракции. Язык, как особая система, долгое время не существует для ребенка. Ему надо воспринять язык как особый предмет изучения. Для развития готовности к обучению грамоте в первом классе существует так называемый добукварный период. Он занимает 2-3 недели, что не позволяет решить всего круга задач.

Для овладения письменной речью необходим высокий уровень развития высших психических функций человека – гнозиса, мнезиса, праксиса, устной речи, мышления и согласованная работа четырех анализаторов – речедвигательного, речеслухового, зрительного и  двигательного. В случаях несформированности или незрелости тех или иных базовых предпосылок существенно повышается риск возникновения дисграфий и дислексий. Поэтому очень важно вовремя заметить признаки этих нарушений и начать возможно более раннюю реабилитацию таких детей.  Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупреждать развитие этих расстройств.  И начинать эту работу надо еще до поступления ребенка в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...

Памятка для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма"

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился успехов в учебе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно....

Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. ...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей с ТНР

Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. Дети  с  различными  нарушениями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся....

Презентация"Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».       ...

Профилактика нарушений чтения и письма

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К со...