РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
рабочая программа на тему

Пастухова Светлана Александровна

Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_1_god_obucheniya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»

РАССМОТРЕНО                                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей начальных                Директор _______________ Е. А. Пакулев

классов                                                    Приказ № 878 от «30 августа» 2017 г.

протокол № 6 от «29 августа» 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

                                                                     

   Составитель: Пастухова С.А.,

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

СОШ №1 г. Белоярский

г. Белоярский

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.

  1. Предполагаемый результат.

  1. Содержание программы.

  1. Учебно-тематическое планирование.

  1. Учебно-методические средства обучения.

  1. Календарно-тематический план.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.);

- нового подхода к организации логопедической работы в школе Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. (Москва, 2006);

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Данные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени общего образования как фундамента всего последующего образования.

Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. Цель работы учителя логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Итогом логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) является формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Наряду со знанием основных компонентов, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, регулятивных, и конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных  и предметных результатов.

Относительно категории детей с речевыми нарушениями распространена форма коррекционной работы, предполагающая групповые и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время. Предварительно проведенная диагностика обучающихся позволяет объединять младших школьников в группы с учетом видов речевых нарушений и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а затем планировать коррекционную работу.

Программа направлена на создание условий для эффективной реализации  и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Особое внимание уделяется школьникам первых классов. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше ее результативность как в плане ликвидации собственно речевых недостатков, не осложненных первичными и вторичными последствиями, так и сопутствующей им педагогической запущенности.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи. Этапы занятий предполагают введение упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Программа рассчитана на проведение трех занятий в неделю с определенным количеством детей в группах (ОНР III – до 4 человек, ОНР IV – до 5 человек, ФФНР(ФНР) – до 6 человек). Диагностика проводится два раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае.

ЦЕЛЬ. Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся.

ЗАДАЧИ:

- Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения УУД.

- Обучение различным формам словоизменения и способам словообразования.

- Обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся.

- Обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу.

- Развитие неречевых психических процессов:

- дыхания, артикуляционной и ручной моторики;

- совершенствование зрительного анализа и синтеза;

- развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;

- расширение объема зрительной и слуховой памяти.

- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений,

способность к запоминанию, способность к переключению внимания;

- воспитание навыков и приемов самоконтроля;

- формирование познавательной деятельности.

- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению,

формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций

учебной деятельности.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов. Опираясь на Стандарт в программе установлены требования к результатам обучающихся:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Формирование УУД у учащихся начинается с первого класса, продолжается во втором и третьем классах. К концу четвертого класса УУД у учащихся должны быть сформированы.

В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.

Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку и чтению.

В результате регулярных занятий улучшается артикуляционная моторика у детей, развивается мелкая и общая моторика, речь их становится более четкой, эмоционально-окрашенной и выразительной, обогащается и активизируется словарь учащихся. Программа по русскому языку легче усваивается, в письменной речи становится меньше ошибок (замен, искажений, пропусков букв, слогов).

В результате освоения учебного материала программы, обучающиеся должны приобрести совокупность способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений:

Артикуляторные:

- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;

- точность, сила и дифференцированность движений этих органов;

- выработка полноценных движений и определенных положений органов

артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Речевые:

- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их

количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;

- использовать средства создания выразительности: окраску голоса (интонацию),мимику;

- понимать вопросы и задания, инструкции учителя;

- создавать устные высказывания на основе схем, рисунков.

Фонетические:

- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;

- выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные.

Языковые (грамматические и фонетико-графические):

- определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (начало –прописной буквой, конец – точкой, вопросительным или восклицательным знаком);

- задавать вопросы к словам-предметам (в том числе разграничивать вопросы кто? что?), отличать от слов-предметов слова-действия и слова-признаки;

- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове.

Гигиенические, графические, орфографические:

- соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;

- правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять их

соединение;

- осмысленно обозначать при письме твердость и мягкость согласных;

- применять правила оформления границ предложений, написание имен

собственных, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;

- писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца слова и

предложения, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.

        «Диагностический этап» (с 01.09-15.09, с 15.05.- 31.05)

        «Коррекционный этап» (12 часов)

Развитие высших психических функций. Развитие фонематических процессов, слуховой памяти.

Уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-простроанственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка ( с возможным  использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

        «Предложение и слово» (12 часов). Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений.

Правильное и красивое письмо – важное условие понятности и вежливости речи. Наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи. Группы слов: слова-предметы, их действия, признаки. Разграничение слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование прописной буквы в именах собственных.

        «Предлоги» (14 часов)

        «Управление (падежи)» (8 часов)

        «Звуковой состав слова» (17 часов). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.

        «Слог. Ударение» (2 часа). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

        

                «Связная речь» (24 часа)

Работа по формированию связной речи (практически ведется на каждом занятии) в программе предлагается системно блоками в начале каждого времени года. Первые четыре, пять, а иногда и шесть занятий в начале каждого временного сезона: осень – сентябрь месяц, зима – декабрь месяц, весна – март месяц, лето – конец мая; направлены на решение  задач развития связной речи детей-логопатов. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

        «Закрепление» (1 час). Логопедический праздник: повторение  изученного за год.

        Каждое занятие, помимо изучения грамматических тем, содержит в себе лексические темы. Благодаря этому развивается связная речь детей. Предусматривается проведение на занятиях упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы/раздела

Количество часов

1.

Коррекционный этап

12

2.

Предложение и слово

12

3.

Предлоги

14

4.

Управление (падежи)

8

5.

Звуковой состав слова

17

6.

Слог. Ударение.

2

7.

Связная речь

24

8.

Закрепление

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных

классов».

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия».

3. Лалаева Р.И. «Конспекты занятий».

4. Ястребова А.В. «Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы».

5. Флерова Н.М. «Логопедия».

6. Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений»

(Логопедическая тетрадь).

7. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» (Логопедическая тетрадь).

8. Лалаева Р.И. «Коррекция нарушения чтения и письма у умственно отсталых детей».

9. Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» (Тетрадь по обучению грамоты №1,2,3).

10.Козырева Л.М. «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие» (Тетрадь для

логопедических занятий).

11.Козырева Л.М. «Различаем глухие и звонкие согласные» (Тетрадь для

логопедических занятий).

12.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам

чистописания»(2 класс).

13.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания

»(3 класс).

14.Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».

15.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо».

16.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо».

17.Губарева Н. загадки в стихах «Во саду ли, в огороде».

18.Губарева Н. загадки в стихах «Времена года».

19.Дмитриева В. «Речь, моторика, кругозор».

20. Костюк Н. «Загадки».

21.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для школьников».

22.Русские народные загадки.

23. Светлова И. «Внимание».

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей с ТНР

Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. Дети  с  различными  нарушениями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Цель данной системы коррекционного обучения -  усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического  ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...

Презентация"Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».       ...