Презентация"Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку

Лаптева Инна Алексеевна

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».   

                                                                                                                                                                                                                                                                               Н.А. Бернштейн.

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников.                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Профилактика дисграфии » Подготовила: учитель-логопед МАДОУ ДСКВ « Югорка » Лаптева И.А .

Слайд 2

Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. И.Н. Садовникова

Слайд 3

Роль речи в полноценном развитии ребёнка велика. Ведь все психические процессы человека – восприятие, память, внимание, воображение, мышление – развиваются с её участием. Нарушение речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребёнка. Причины: - органические поражения центральной нервной системы в силу разных обстоятельств; - социально-психологические факторы.

Слайд 4

-сохранность слухового, зрительного анализаторов и их взаимодействия; -полноценное развитие тонкой моторики рук; - достаточный уровень интеллектуального развития ребёнка; - нормальное строение периферического речевого аппарата( языка, нёба, прикуса); -достаточное эмоциональное и речевое окружение ребёнка. Условия , которые требуются для нормального становления речи:

Слайд 5

Специфическое нарушение письма( дисграфия ) может возникнуть и у детей с «чистой» устной речью. Нарушение мелкой моторики у первоклассников часто ведёт к тому, что техническая сторона оказывается в центре внимания ребёнка и в связи с этим резко снижается контроль над смыслом, что приводит к ошибкам на письме. Нарушение моторного анализатора с возможным нарушением речевого развития часто происходит при переучивании врождённой леворукости (возникают невротические расстройства).

Слайд 6

Нарушение произношения отдельных звуков или групп звуков речи ( дислексия ). В основе этого расстройства лежит несовершенство моторного и слухового анализаторов, не позволяющее ребёнку овладеть координацией речевых движений. Непроговаривание звуков в устной речи зачастую приводит к тому, что ребёнок те же звуки начинает пропускать или искажать в письменной речи. Но если ребёнок никогда не затруднялся в звукопроизношении – это ещё не повод успокаиваться. Речевые трудности детей

Слайд 7

Дисграфия — это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушениями интеллекта.

Слайд 8

Симптоматика д исграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках: павороз сокаба скорода

Слайд 9

1.Ошибки на уровне буквы и слога : Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-у, о-а и т.д .); 2 . Ошибки на уровне слова : Сливается несколько слов или, наоборот, одно слово пишется по частям; ошибочное использование морфем («пожарник поливает пожар», «лосиха присторожилась »); ошибки в операции словообразования (рука-« рукища », нога-« ногища », « медведий хвост», « ветерный день »); 3 . Ошибки на уровне предложения : Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: «большая белая пятно», «по дорожках сада», «играю из девочкой Леной».

Слайд 10

1. Развитие фонематического восприятия. 2. Развитие языкового анализа и синтеза. 3. Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи. 4. Развитие зрительных и зрительно -пространственных функций. 5. Развитие серийной организации движений и произвольной регуляции. Основные направления коррекции нарушения письма.

Слайд 11

Игры и упражнения для профилактики дисграфии

Слайд 12

1 . «Найди букву» Через 2-2.5 месяца таких упражнений улучшается качество письма. 2. «Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. 3 . «Упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста». 4. Автоматизация поставленных звуков, «самоконтроль ребёнка». 5. Упражнения по формированию фонематического восприятия.

Слайд 13

Ребусы «Делу время, потехе – час».

Слайд 14

Найди правильную букву

Слайд 15

Расставить буквы по порядку

Слайд 16

Зашифрованное слово

Слайд 17

« Спрятанные слова» Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов. « Найди все слова в цепочке » « Составь слова » к, о, с (сок) е , р, о, м (море) у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша) м, р, и (мир) а, к, у, р (рука) т, о, р (рот) б, о, н, е (небо) ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса) д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)

Слайд 18

Нарисуй круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку). Ориентировка на листе

Слайд 19

1. Ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужно время, терпение и система ; 2 . Родители , учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достичь желаемого успеха ; 3 . Необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдёт на нет, и проблемы могут только усилиться ; 4 . Помните , ребёнок не виноват в своих проблемах! Он пока просто не может писать и читать лучше. Ему надо помочь! Если хотите помочь ребёнку, не забывайте, что:

Слайд 20

Спасибо за внимание

Слайд 21

Интернет-ресурсы: Л.Н. Ефименкова , И.Н. Садовникова «Исправление и предупреждение дисграфии у детей». Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Изображение книги: http://img-fotki.yandex.ru/get/6605/20573769.e/0_828ad_846e2e96_L.png Изображение дети: https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1076/0006176d-9db4b16f/3/hello_html_77d45eee.jpg Изображение дисграфия : http :// logolandiya.ru/media/modules/services/15273.jpg Изображение работа над ошибками: http://zabika.ru/adpopad/ Эта+статья+посвящена+дисграфии.+Меня%2 C+ как+специалиста%2 C+ серьезно+заботит+проблема+дисграфии%2 C+ поскольку+детей+с+таким+диагнозом+становится+все+больше+и+больше d/114761_html_m72f73cf.jpg Изображение лиса с буквами: http://cybermasters.ru/images/sites/1040/metodicheskaya-kopilka-uchitelya_2.jpg Изображение дисграфия : http://zsz.pp.ua/disgrafiya-u-ditej-shkilnogo-viku-%D1%97%D1%97-prichini-osnovni-simptomi-i-likuvannya/ Изображение сковорода: http://www.logoped1.ru/wp-content/uploads/3.jpg Изображение ребусы : http://omedicin.ru/igri-i-uprajneniya-igra-soldatiki-smirno/1024164_html_497de8c0.png Изображение ребусы : http://omedicin.ru/igri-i-uprajneniya-igra-soldatiki-smirno/1024164_html_4133f1.png Изображение найди правильную букву: http:// www.datumcenter.ru/img/disgraph03.gif Изображение найди правильную букву: http :// logoped18.ru/logopedist/yakovleva-svetlana/uznayu-bukvy-l-4.gif

Слайд 22

Изображение найди правильную букву: https://cdn4.imgbb.ru/user/147/1473963/201502/cd028e2496cb324317ebc3e69433dcbc.gif Изображение найди правильную букву: http://logoped18.ru/logopedist/yakovleva-svetlana/uznayu-bukvy-g-5.gif Изображение расставь буквы: http://bigwars.ru/photos/obuchayuschie-programmy-bukvy-dlya-detey-3-4-goda-62496-large.jpg Изображение расставь буквы: http://www.drazvivalki.ru/images/4ff5c8fb86434.jpeg Изображение зашифрованное слово: http ://www.drazvivalki.ru/images/4ff5bfd9767ed.jpeg Изображение зашифрованное слово: http://www.dlydetey.ru/images/2015/ составь%20слово. jpg Изображение слова в цепочке: http://publekc.ru/igri-i-uprajneniya-igra-soldatiki-smirno/515967_html_21f9608.png Изображение спрятанные слова: http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_50/20/d-19151/7z-docs/1_html_m2a4152cc.png Графический диктант https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1306/0004e17d-b28d2f83/hello_html_m5e4187af.jpg Графический диктант http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/08/dorisuj-kartinku-po-kletochkam.jpg Изображение книги: http://siliconvalleyventurefunds.com/photo/56b1eee34032c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук для предупреждения нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Из опыта работы по развитию мелкой моторики рук для предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста.  О необходимости специальной работы по развитию мелкой моторики для пр...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...

Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".

Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...

Определение эффективности методики профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей: все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов в человечекой жизни....

В данной работе представлен материал к программе психологической коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами кейс - технологии на тему: «Волшебный чемоданчик». Автор О.А. Сатылбаева г. Стрежевой Томская

В данном приложении к моей программе систематезирован материал по кейсам, применяемым в дошкольном образовании. Педагоги могут воспользоваться им при применении данной технологии на своих занятиях....