«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».
методическая разработка по теме

Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предпо­лагает прежде всего формирование язы­кового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталки­вается с тем, что ученики испытывают трудности при выполнении даже неслож­ных речевых упражнений, плохо усваи­вают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль и самооценка у них на низком уровне.

Преодолеть эти трудности и придать привлекательность занятиям помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками языкового анали­за и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также. ответы и ре­шения других. Ученики привыкают к то­му, что каждое предлагаемое логопедом задание таит в себе какую-то «хитрость», «фокус», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыс­лительной и речевой деятельности.

Хотя предлагаемые задания подчиня­ются определенной учебной задаче, яркий игровой элемент у них налицо, и, какполагается в игре, каждый раз определяется победитель.

Игровые ситуации увлекают – детей снимают напряженность, усталость, чувство скованности нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.

Предлагаемая система игр составлена с учетом поэтапного формирования на­выка языкового анализа и синтеза. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надежда Владимировна Хоружий МОКУ Падунская специальная коррекционная –школа-интернат 8 вида, учитель –логопед, высшей категории

«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».

Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предпо лагает прежде всего формирование язы кового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталки вается с тем, что ученики испытывают трудности при выполнении даже неслож ных речевых упражнений, плохо усваи вают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль и самооценка у них на низком уровне.

Преодолеть эти трудности и придать привлекательность занятиям помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками языкового анали за и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также. ответы и ре шения других. Ученики привыкают к то му, что каждое предлагаемое логопедом задание таит в себе какую-то «хитрость», «фокус», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыс лительной и речевой деятельности.

Хотя предлагаемые задания подчиня ются определенной учебной задаче, яркий игровой элемент у них налицо, и, как полагается в игре, каждый раз определяется победитель.

Игровые ситуации увлекают – детей снимают напряженность, усталость, чувство скованности нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.

Предлагаемая система игр составлена с учетом поэтапного формирования на выка языкового анализа и синтеза.

1. Вербальный анализ и синтез

На этом этапе коррекционной работы игры и игровые приемы используются с целью научить детей выделять предложе ние из потока речи; грамматически пра вильно составлять предложение; вычле нять из предложения слова; закрепить знание терминов слово, предложение.

Закончи рассказ

Задание. Прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным по смыслу. Из всех вариантов, предложенных деть ми, выбирается самое веселое, самое гру стное или самое (фантастическое оконча ние рассказа.

Рыболовы

Два друга, Гриша и Юра, договорились, что зав тра спозаранку отправятся на рыбалку. Гриша по ставил будильник на пять часов и спокойно уснул, а Юра на всякий случай вообще не ложился спать.Утром Гриша зашел за другом,и оба рыбака отправились на берег озера. Как толькоони добрались до места и уселись на бревнышке, Юра заснул. Прошло минут пятнадцать. Задергались оба по плавка «Клюет!» — закричал Гриша.

Варианты окончания: 1. Друзья разом дернули удочки и увидели на крючках две рваные калоши — правую и левую.

 2. От его крика клев прекратился, а Юра даже не проснулся.

                        Мы — тоже

Задание. Шагать на месте, пока ло гопед читает рассказ. В конце каждого предложения остановиться и, если по смыслу это годится, хором сказать: «Мы — тоже».

                  Поход в лес

Однажды третьеклассники пошли в лес. Они хо тели набрать много грибов и ягод. Дети взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Со сны там были высокие-высокие. Ребята стали  кричать друг другу «Ау!» Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

Посмотри, что получилось

Задание. Диктуемые логопедом от дельные слова записывать в тетрадях, а предложения — на листочках. Выполнив задание, ответить на вопросы.

Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Вто рой. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в теплые края. Люди называют это время грустным.

Вопросы:

 1) Что вы записывали на ли сточках? (Предложения.)

2) Что получи лось из предложений? (Рассказ.)

3) Про читайте, что записано в тетрадях? (Сло ва.)

4) Объединяются ли эти слова общей мыслью? (Да.)

 5) Можно ли назвать это предложением? (Нет.)

6) Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов.)

Ответь одним предложением

Задание. Ответить на вопрос одним предложением (устно или письменно), стараться, чтобы предложение было кратким и понятным.

1. Вопрос может быть связан с предла гаемым текстом, например:

«На уроке природоведения мы изучали овощи. В конце урока учительница попросила: «А теперь пусть кто-нибудь назовет из всех перечисленных? овощей свои любимые». Отвечать вызвался Дима  «Я люблю горох, морковь, огурцы и голубцы», И все засмеялись». Отчего все засмеялись?

Может быть задан вопрос, предпола гающий сравнение, например: «Чем от личается урок чтения от урока математи ки?»

Можно использовать известные воп росы-шутки, например: Что можно уви деть с закрытыми глазами? (Сон.)

Под каким кустом сидел заяц во время до ждя? (Под мокрым.)

Можно предложить учащимся игру

«Ответь одним словом»

Задавая между тем и вопросы, на которые невозможно дать односложный ответ. Например: Можно ли обходить автобус спереди? (Нет. Нельзя.)

 Какую бумагу использу ют для письма школьники? (Линован ную. )

 Почему осенью с деревьев опадают листья? (Ответить одним словом нель зя.)

                     

Или «нет», или «да», а не знаешь — беда

Задание. Прослушав утверждение, ответить «да», если оно верно, или «нет», если оно ложно. Участник, давший не правильный ответ, «попадает в беду» — ему дают «штрафной» флажок. По окон чании игры «попавших в беду» нужно вы ручать. Это делает логопед или один из участников игры, задавая вопрос или предлагая проигравшему задание, кото рое тот должен выполнить. Например, надо придумать предложение из пяти слов или слово со звуком л и т.п. Игра может быть использована для повторения ранее изученного материала или в конце занятия при подведении итога.

Примерные утверждения: Звуки — это то, что мы слышим. (Да.)

Буквы мы слышим и произно сим. (Нет.)

 Стрекоза — это маленькая птица. (Нет.)

 Зимой дни короче, ночи длиннее. (Да.)

                       

Конвеер

Перед началом игры объяснить, что такое конвейер и почему можно так на звать игру, в которую предстоит вклю читься детям: предложение будет собра но, как на конвейере — каждый ставит по словечку.

На доске 3 — 5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышан ному слову каждой свое, так, чтобы полу чилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контро лер произносит получившееся предло жение целиком и оценивает его. Ученик, начавший игру, произносит свой вари ант. Использованная картинка заменяет ся новой, игра продолжается.

Стрелочники

Задание. В этой игре все участники будут стрелочниками, пропускающими «поезда» рассказы. Прослушав рас сказ, стрелочник поднимает карточку с цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Если эта цифра определена правильно, «поезд» благопо лучно минует «станцию». Если кто-то из стрелочников ошибся и неправильно оп ределил количество предложений, счита ется, что он привел «поезд» к крушению, и, следовательно, выбывает из игры. Ло гопед читает 4 — 5 коротких рассказов, включающих предложения различных грамматических конструкций. Побежда ют участники, которые смогли остаться в игре.

Примечание. Так же может быть по строена игра, в которой надо определить количество слогов или звуков в слове.

Обозначь цифрой

Задание. Прослушать предложения; в каждом из них определить, на каком по счету месте находится слово солнце; циф ру записать в тетради. В конце игры сло жить полученные числа. Тот, у кого в ито ге получилось число 20 — выиграл.

Зимой солнце светит, но не греем. Живя на юге, мы видели, как солнце садится прямо в море. Солн це щедро льет свои лучи на землю. Зимнее солнце освещало верхушки сосен. Поднявшись на верши ну горы, мы увидели заходящее солнце.

2. Слоговой анализ и синтез

Используемые на этом этапе игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги; вычленять из сло ва заданный слог, определять количество слогов в слове; наблюдать слогообразую щую роль гласных звуков..

Закончи слово

Задание  Записать продиктованную логопедом часть слова. Прослушать варианты окончания слова. Закончить слово одним слогом. Прочитать, что пол училось.

Мо (-ст, -гу, -жете)\ ни (-стога, -н, -тать); чёт (-ный, -ко). Могу читать четко.

Получи оценку

Задание. Вставить в слова пропу щенные слоги, а потом из них составить слово, оценивающее результат этой рабо ты.

  1. Кле-, зер-. Вер-но.
  2. Холод   мо-роз, лентяй ло дырь, криница -коло- дец.

 Мо-ло-дец.

  1. От-пра-вился на охоту, виль-нул хвостом, острый -ножик.
    Пра-виль-но.

Шифровальщики

Задание. Выделить из слова задан ный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов полу чаются слова.

1)        Выделить из слова первый слог.

Устно: хорёк, рокот, шорох —хорошо.

Устно и письменно: ответ, личность, носорог отлично.

2)        Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предло жение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький.

 Голова без ума — пустая сума.

3)        Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. При-ла-га-тель-но-е.

Угадай, что   мы задумали?

Водящий выходит за дверь, остальные . играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова. Водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить, какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно прово дить таким образом,  чтобы анализ слов проводился на основе слухо - произносительных представлений. В этом случае каждый  участник игры выбирает из име ющихся картинку, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на на борном полотне.

Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки.

 Названия вслух не произносятся.

 «Кто дальше»

Оборудование. Магнитная доска с двумя нарисованными на ней линия ми-дорожками, две маленькие модели автомобилей. На линиях должны быть начерчены деления одинаковой величи ны.

Вариант 1. К доске выходят два ученика, каждый из них становится «во дителем» — выбирает себе машинку и до рожку. Водитель должен передвинуть ма шинку по дорожке на столько делений, сколько слогов в выбранном им слове. Слова, которые предлагают остальные участники игры, могут быть связаны с определенной темой или начинаться на определенный звук. Водитель находит слово с наибольшим количеством слогов и передвигает машинку. Когда каждый из водителей сделает по три хода, подво дится итог игры. Побеждает тот, чья ма шинка впереди.

Вариант 2. На тех же дорожках можно обозначить линию финиша. Ко личество ходов не оговаривается, для во дителей главное — быстрее добраться до финиша, а это возможно при подборе слов с наибольшим количеством слогов. Вместо машинок можно использовать игрушки или картинки с изображения ми, например, самолета и лошадки, чере пахи и ракеты. Подводится итог: кто ско рее добрался до финиша — черепаха или ракета?        

Внимание и счет

Игра проводится письменно. От уче ников требуются внимательность и уме ние быстро считать слоги в словах. Лого пед читает предложение, дети запомина ют его и выписывают все слова, состоя щие из трех слогов.

Около школы был пустырь, . Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клет ке сидит белая мышь. Весной береза оживает.

Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:

Около на шего домика стояла белая береза

3. Фонематический анализ и синтез

На этом этапе дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове; вычленять из слова первый или послед ний звук; определять последователь ность и количество звуков в слове.

Узнай, кто ты

Логопед объясняет детям, что в  резуль тате выполнения задания каждый из них прочитает о себе в тетради что-то хоро шее.

Задание. Прослушав пару слов, оп ределить, какой звук есть в том и в другом слове пары, записать его в транскрипци онных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфогра фии.

Муха — мост, мак — сад, лужа лом, астры — шкаф, день — диск, эхо — лес, цирк отец. Реше ние: [маладэц] холодец.

Звуки и буквы

Задание 1. Вычленить последний звук в слове, записать в транскрипцион ных скобках.

Кенгуру, мяч, кружки, лебедь, хожу, дом, полёг, зима, обруч, коньки, кровать Решение: [учитьумтачить] Учить—ум        точить.

Задание. 2. Записать последнюю букву каждого слова (повторить правопи сание парных согласных в конце слова).

Пишу, шум, мороз, окно, крокодил, кино, мост, метла, парад, стекло, пожар, решето, нож, море.

Решение: Ум золота дороже.

Фокусники

Логопед показывает 6 конвертов, в каждом из них лежит листочек цветной бумаги. Детям предлагается определить цвет листочка, не заглядывая в конверт. Логопед, беря в руки конверт, задает воп рос: «Какого цвета листочек лежит в этом конверте?», или: «Отгадайте, какой здесь листочек? или: какого цвета листочек  находится в этом конверте?» и т.п. Один  из детей, к удивлению всех остальных, каждый раз угадывает  правильно. Логопед объясняет, что этому ученику заранее  ,был раскрыт секрет фокуса, и  предлагает всем догадаться, в чем состоит этот секрет. Обычно дети сами или с  минимальной помощью догадываются, что учи тель строит свой вопрос так, чтобы пер вый звук первого слова обозначал пер вый звук названия цвета.

После этого логопед предлагает всем детям стать фокусниками, отгадать на звания предметов, изображенных на кар тинках, находящихся в конвертах. Он по казывает 6 — 8 картинок, названия кото рых дети запоминают. Логопед демонст рирует один за другим конверты, задает вопросы, дети отгадывают.

Внимание — на старт!

В игре закрепляется умение выделять первый звук в слове, развивается навык количественного фонематического анализа.

На наборное полотно выставляется картинка. Детям надо выделить первый звук в ее названии. Затем дети подбирают из имеющихся у них картинок ту, назва ние которой начинается с этого же звука. Победит тот, кто найдет картинку с наи большим количеством звуков в назва нии. По команде: «На старт! Внимание! Марш!» ученики выходят к доске и вы ставляют на наборное полотно свои кар тинки. После этого подводится итог иг ры: все названия картинок должны начи наться на один звук; определяется, сколь ко звуков в каждом слове; называется по бедитель.

Угадай-ка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с за данным количеством звуков. Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Получивший карточку, не показывая ее товарищам, придумыва ет слово с количеством звуков, соответст вующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке.

Вариант. Ученик произносит слово, предварительно сосчитав в нем количе ство звуков, и просит товарищей опреде лить это число.

Предложенные игровые задания могут быть использованы на занятиях с учащи мися 2 3 классов, имеющими нару шения чтения и письма. При подборе игр для занятий необходимо учитывать сформированность навыка языкового анализа и синтеза, уровень самостоя тельности учеников при выполнении учебных заданий и, разумеется, возраст ные и индивидуальные особенности де тей. Если задание оказывается сложным для учащихся данной группы, можно применить облегченный вариант игры, или сократить объем задания, либо ока зать детям помощь, утрируя произноше ние, задавая вопросы по ходу выполне ния игровых действий и т.д. Некоторые игры могут быть использованы на заня тиях с первоклассниками, преимущест венно в устном варианте.

Использование системы разнообраз ных игровых приемов и игр в качестве варианта речевых упражнений не только позволяет более успешно решать задачи коррекционной работы, но и, по нашим наблюдениям, способствует общему ум ственному развитию детей.

Литература

  1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
  2. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.
  3. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» С-Петербург, Лениздат, Издательство «Союз», 2002.
  4. Логопедия /под. Редакцией Волковой Л. С./ Москва, «Просвещение», 1989.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с ДЦП по преодолению нарушений письма.

Нарушение письма у младших школьников  изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное опр...

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.

Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....

«Логопедическая работа учителя с учащимися, имеющими нарушения речи»

Химина Елена Кузьминична, учитель –логопед ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат» Тема: «Логопедическая работа  учителя с учащимися ,имеющими  нарушения  речи»...