Характеристика речи детей с НВ ОНР
презентация к уроку по теме

Гопта Валия Салаватовна

Характеристика речи детей с НВ ОНР

Классификация детей  с учетом их речевых нарушений

Первая группа

Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики

Вторая группа

Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа

Третья группа

Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизм.

1. Причины речевых нарушений

Основной причиной речевых нарушений являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и травмы ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения.

Также причиной речевых нарушений являются дефекты анатомического строения органов артикуляции (губ, щек, языка, зубов, твёрдого и мягкого нёба).

Иногда нарушения речи обусловлены подражением неправильной речи окружающих ребёнка взрослых.

 

 

2.НАРУШЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: Косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения про­изношения рассматриваются либо как следствие несформи-рованности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии —функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

 

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса,

который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. — нёбо). Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механическойдислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное

речевое нарушение.

 

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой формат Эти случаи необходимо отличать от дислалии.         

 

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различая степень проявления дизартрии.                  

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции других мозговых заболеваний.                       

 

II. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.              

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Синонимы: дисфазия, ранняя детском афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).              

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, граммагических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) пре-имущественно страдает.

 

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

3.Нарушения чтения и письма (письменная речь)

 (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

 

Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

 

Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. То есть расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а так же с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

 

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

 

Что бы отдифференцироватьдислексию от других нарушений чтения надо знать, что:

Ошибки чтения при дислексии являются стойкими и без специальной коррекционной работы могут сохраняться у ребенка в течении многих месяцев и лет. Ошибки чтения, закономерно встречающиеся у всех детей при овладении навыком чтения, не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере перехода от одного этапа овладения навыком чтения к другому.

Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Это повторяющиеся, типичные ошибки. Этот признак дислексических ошибок позволяет отдифференцироватьдислексии от случайных, вариативных ошибок, которые могут наблюдаться при утомлении, вследствие невнимательности, недостаточности процессов контроля при чтении.

Ошибки чтения при дислексии обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме. Этот признак дислексических ошибок дает возможность отграничить дислексии от ошибок чтения, которые могут наблюдаться у детей вследствие педагогической запущенности, неправильной методики обучения (побуквенное чтение, ленивые дети, дети с нарушениями зрительного анализатора).

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма.

Для отграничения дисграфии от других нарушений письма можно выделить следующие особенности ошибок:

Ошибки при дисграфии являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладении письмом.

Дисграфические ошибки связанны с несформированностью высших психических функций, участвующих а процессе письма, - дифференциации фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций. Нарушение анализаторных функций так же могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения не рассматриваются как дисграфические. Нарушения письма могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма, но и в этом случае если ошибки не носят специфического характера, они не рассматриваются как дисграфические.

Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма, т. е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции, в отличии от ошибок орфографических, которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции.

СИМПТОМАТИКА

 

При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:

 

Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении. Замены и смешения могут быть различного характера:

замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих: ТЕВОЧКА, ЛОБАТА; аффрикат и звуков, входящих в их состав: ОДУВАНЧИК);

замены и смешения графически сходных букв (Х-Ж, П-Н).

Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочередно, нанизываются одна на другую (РАМА – Р, А, М, А).

Искажение звукослоговой структуры слова.

Пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА – КАМЕЙКА);

Пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ – ПАРВОЗ);

Добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ – ПОД ДОЖДИЕМ);

Перестановка звуков (ЛОПАТА – ЛОТАПА);

Пропуски или перестановки слогов (КАНАВА – КАВАНА).

Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным или вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно является следствием неправильного чтения.

Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА).

Аграмматизмы при чтении. . Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушение падежных окончаний, изменения окончаний глаголов.

При дисграфии выделяют следующие группы ошибок:

 

Искаженное написание букв (например, э - , с - ).

Замены букв:

графически сходными (в-д, л-м, ц-щ),

обозначающих фонетически сходные звуки (д-т, б-п, г-к).

Искажение звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, усечение букв, слогов.

Искажение структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов с предлогами, местоимениями.

Аграмматизмы на письме: (МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_prezentatsiya.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

нарушения чтения и письма у школьников с задержкой психического развития. Учитель-логопед Гопта В.С. МБОУ СОШ № 101 Г. Уфа

Слайд 2

Виды речевых нарушений

Слайд 4

Группы ошибок при дисграфии и дислексии - Не усвоение букв - Замены и смешения звуков - Побуквенное чтение - Искажение звукослоговой структуры слова . Пропуски согласных и гласных Добавление звуков Перестановка звуков Пропуски или перестановки слогов Нарушение понимания прочитанного Замены слов - Аграмматизмы при чтении - Искаженное написание букв Замены букв Искажение звукобуквенной структуры слова Искажение структуры предложения Аграмматизмы на письме

Слайд 5

Виды дисграфий Артикуляторно -акустическая проявляется в том, что на письме возникают ошибки, обусловленные неправильным произношением звуков речи (ребенок пишет слова так, как он их произносит) или несформированностью кинестетических образов звуков (при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков). Эта дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые способствуют этим же ошибкам в устной речи. Акустическая дисграфия ошибки обусловлены неточностью слуховой дифференциации звуков при их правильном произношении и проявляются они в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч- ть , ч-щ, ц-т, ц- ть , ц-с, с-щ, з-ж, б-п, д-т, г-к и т. д.).

Слайд 6

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза слов Механизмом этого вида дисграфии является нарушение: • анализа предложений на слова: слитное написание слов, особенно предлогов с различными частями речи; раздельное написание слов (приставки, корень); • слогового и фонематического анализа и синтеза (искажение звукобуквенной, слоговой структуры слова, пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки), пропуски гласных ( девчки -девочки, пшли -пошли), перестановки букв ( пакельки -капельки), добавление букв, слогов ( веснана -весна)).

Слайд 7

Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса , зрительного мнезиса , зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Наблюдаются искаженное воспроизведение букв на письме: • неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы; • замены и смешения графически сходных букв (п-т, п-т, л-м, и-ш, в-д). А) Литеральная оптическая дисграфия проявляется в трудно­стях воспроизведения изолированных букв. Б) При вербальной оптической дисграфии отмечаются искажения букв в слове (замены и смешения графически сходных букв, контекстуаль­ные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы в заданном слове).

Слайд 8

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Характерные ошибки: - глагольное управление; - неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа - неправильное употребление прилагательных; - согласование различных частей речи в словосочетании; - неправильное употребление предложно-падежных конструкций; - пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. - нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. - неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонация.

Слайд 9

ПРИМЕРЫ ОШИБОК ПРИ ДИСГРАФИИ

Слайд 16

Коррекционные задачи по предупреждению дисграфии и дислексии Развитие тактильных ощущений Формирование навыков чтения Совершенствование зрительно-пространственного восприятия Развитие конструктивного праксиса

Слайд 17

Развитие тактильных ощущений Угадай букву

Слайд 18

Развитие конструктивного праксиса - Допиши букву. Моделирование букв. Разрезные картинки, мозаика.

Слайд 19

Совершенствование зрительно-пространственного восприятия Зачеркни неправильную букву. Дорисуй по точкам. Выделение букв в геометрических ф игурах. Изображение букв с помощью поз и д вижений. - «Зашумлённые» буквы.

Слайд 20

Формирование навыков чтения Отгадывание кроссвордов. Отгадывание ребусов. Выкладывание слов из букв Разрезной азбуки. Буквенный экран.

Слайд 21

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Речь  детей с интеллектуальной недостаточностью  характеризуется  рядом особенностей.У данных  детей нарушены  все  компоненты  речи.Нарушения  носят  сист...

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта

Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....

Краткая характеристика речи детей (старшая группа)

Ста Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей дейс...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...