: «Значение слова в здоровьесберегающей деятельности при работе с детьми с ОВЗ» .
статья на тему

Статья раскрывает возможности использования «здоровой» лексики в логопедической работе с учащимся с ОВЗ. Отмечает взаимосвязь употребляемых слов и состояния здоровья. Поднимает проблему влияния слов на здоровье человека, указывает на важную роль подбора речевого материала при работе с детьми. Статья насыщена практическим материалом. Показана актуальность проблемы, приведены примеры использования речевого материала по теме «Здоровье» в коррекционной работе с детьми с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Одной  из  актуальных  проблем  в системе образования  остается проблема здоровья школьника. От 1 к 9 классу увеличивается число детей с нарушением осанки, зрения, аллергическими заболеваниями, расстройствами  пищеварения, нервной системы. Понимая актуальность указанной проблемы, педагоги образовательных учреждений используют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья, профилактику различных заболеваний, воспитание правильного отношения к своему и чужому здоровью. Особенно это касается школ (ранее коррекционных), где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными особенностями здоровья).

         Понятие здоровья включает в себя три составляющих благополучия: физическое, душевное и социальное. Состояние здоровья (и физическое, и психическое) определяет успеваемость ребенка, его адаптацию в школе, формирование его личности.

     Логопедическое сопровождение оказывается важным в сохранении здоровья школьника.

     Логопедические занятия, условия их организации имеют большие возможности для сохранения и поддержания здоровья ученика. В малых группах легче учесть особенности каждого ученика. Важной и эффективной формой работы являются индивидуальные занятия. Педагог ориентирован на одного учащегося и имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Учёт индивидуальных особенностей ребенка  (темпа работы, уровня развития речи,  мышления, памяти, внимания, восприятия, ведущего полушария, интересов, особенностей семьи и т. д.)  является залогом успешности  в обучении, повышает  мотивацию ребёнка.

          Практическая работа логопеда может включать различные приёмы здоровьесберегающей деятельности: физические упражнения (комплексы утренней гимнастики, Азбуку телодвижений, физпауз, физминуток), формирование правильного дыхания,  элементы  логопедического  массажа, обучение приемам самомассажа, упражнения для профилактики нарушений осанки, зрения, снятия усталости с глаз, упражнений для расслабления, отдыха, метод  биоэнергопластики, фито-, арома-, лито-,  хромотерапию, музыкотерапию и др.

         В логопедической работе с детьми с ОНР огромную роль играет речевой материал, на котором ведётся занятие. Правильно подобранная лексика расширяет и формирует представления, обогащает словарный запас, уточняет и систематизирует его, закрепляет и актуализирует знания в определённой области. Особого внимания в логопедической работе (а также на уроках русского языка) заслуживает направление, связанное с использованием словаря на тему «здоровье».

        Для детей важно осознание ценности своего  и чужого здоровья, поэтому накопление и введение в речь слов, связанных с психическим и физическим здоровьем, необходимо на коррекционных занятиях. Использование такой тематики возможно на любых логопедических занятиях (по развитию мелкой моторики, коррекции звукопроизношения, по развитию различных видов анализа и синтеза, коррекции дисграфии и т.д.), с детьми различного возраста. Например, логопедические занятия о здоровье  могут быть проведены на темы: «Здоровая семья. Языковой анализ и синтез»,5 кл

«Речевые игры. Будь здоров»,4, 1 кл;  «Здоровье в пословицах»,5 кл;

«Береги здоровье смолоду», 3 кл; «ЗОЖ. Развитие слогового анализа и синтеза, навыков словоизменения»,4-5 кл; «Дифференциация частей речи. Синквэйн «Здоровье», 5-6 кл;  «Здоровье и речь в наших руках. Развитие мелкой моторики» .1 кл; «Полезные советы. Развитие языкового анализа и синтеза», 3 кл ; «Развитие анализа и синтеза на уровне слов и фраз. Общение людей. Добрые слова»,2 кл; «Полезные советы. Добрые слова. Дифференциация п-б»,2 кл; «Наше  здоровье. Слоговой анализ и синтез»,2 кл  

Например, на занятии по развитию мелкой моторики может быть использован следующий материал:

1.Мы перчаточки снимаем и на точки нажимаем.

Развиваем память, речь, логику, мышление,

Чтобы всегда у нас с тобой было настроение!

2.Точки волшебные на пальчиках есть, их нам с тобою сегодня не счесть.

Кольца делай ты внимательно – здоровым будешь обязательно!

3.Руки с мылом моем, моем. Руки щеткой трём, трём.

«Чистота – залог здоровья», это помним мы с тобой.

4.На рояле я играю, пианистом стать хочу. На каждый пальчик нажимаю, трудиться я не устаю. Вдруг не стану музыкантом?  А здоровье сберегу!!!

Важен Подбор речевого материала при выполнении физминуток для снятия напряжения с мышц плечевого пояса, для снятия усталости глаз:

 Ча-ча-ча-отдохните два плеча! Чо-чо-чо-посмотрите на плечо!

За-за-за- закрываются глаза! Раз, два. Раз, два-наклонилась голова!

Ко-ко, ко-ко – посмотрели далеко. Ко-ко, ко-ко – потянулись высоко!

        Помимо занятий, на которых используются слова, непосредственно связанные со здоровьем, широкое применение в логопедической практике находят уроки (или фрагменты занятий) о влиянии слов на здоровье человека (добрые слова, комплименты). Это комплексная работа, которая охватывает весь процесс по коррекции речевых недостатков и оказывается очень значимой в воспитании, обучении и развитии наших воспитанников. Это своеобразное «лечение словом», которое всегда остаётся актуальным и является эффективным способом воздействия на учащихся.

За многолетний опыт работы в этом направлении накоплено большое количество материала. Это и «цельные» логопедические занятия, и материалы для оформления кабинета, и речевой материал для различных логопедических тем с учётом возраста учащихся, и др.  

     Это подбор стихов, фраз, песен, пословиц о значении слова для жизни и здоровья людей. Темы таких занятий могут быть следующими: «Вежливые слова», «Доброе слово лечит, злое – калечит», «Сквернословие не безопасно!», «Давайте говорить друг другу комплименты…», «Роль слова в жизни человека. «Волшебные слова».

        Для оформления логопедического кабинета (что тоже имеет огромное значение) могут быть использованы плакаты со следующими высказываниями:

«- Здравствуйте! - ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнётся он в ответ, И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет»;

«Со словом обидным нельзя торопиться, чтоб завтра себя самого не стыдиться»; «Давайте говорить друг другу комплименты»;

«Эти слова все известны давно, Видишь, они и просты, и не новы.

Но я еще раз повторю все равно: - Добрые люди, будьте здоровы!

И живётся вроде лучше, И на сердце веселей,
Коль другим здоровья, счастья Пожелаешь на земле».

      Неоднократное прочтение и анализ определённых фраз о влиянии слов на здоровье человека, советов, несомненно, ведёт к запоминанию и осознанному употреблению в речи. Регулярное использование на занятиях специально подобранного материала даёт свои положительные  результаты. кроме обогащения речи и увеличения частоты использования «хороших» слов, дети начинают чувствовать ответственность за произносимые слова и фразы.

          Большое значение имеет оформления школы к неделе здоровья, в которой логопеды всегда принимают активное участие. Высказывания великих людей о здоровье, стихи, загадки, ребусы, пословицы о важности ЗОЖ привлекают внимание учащихся , развивают память, мышление и формируют необходимые ценности. Например:

« Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ  — древнегреческий врач); «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам (Сократ - древнегреческий философ);  «Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства» ( Джон Леббок— английский археолог и этнограф); «Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут»  (Ж. Лабрюйер -  французский писатель).

       Часто в оформлении кабинетов, рекреаций принимают участие сами дети, демонстрируя свои творческие работы. Очень интересны произведения учеников, созданных в виде сннквэйнов (которые они создают на занятиях по логопедии). Вот несколько примеров работ учащихся 6 класса:  «Здоровье! Крепкое, слабое. Беречь, охранять, заботиться! Мне нравиться заниматься спортом! Важно!»;  «Здоровье! Важное, ценное. Закаляться, питаться, улыбаться! Береги здоровье с детства! Ценность!»;  «Здоровье! Крепкое, отличное! Закаляться, улыбаться, заниматься! Я люблю заниматься спортом! Жизнь!»;  «Здоровье! Крепкое, сильное! Улыбаться, закаляться, радоваться! Буду беречь своё здоровье! Жизнь!»

      Пример Конспекта логопедического занятия для учащихся с ОВЗ

Тема: «Общение людей. Добрые слова. Развитие  языкового анализа и синтеза».

Цели:

 1.Обогащение словаря по теме, уточнение значений вежливых слов.

2.Развитие коммуникативных умений, обучение навыкам общения.

3. Развитие памяти, внимания, мышления.

4. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова фразы и текста.

5. Воспитание чуткого отношения друг к  другу.

Оборудование: карточки с речевым материалом, записи на доске, мяч, тетради, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия:

1.ОНЗ (подготовка к восприятию темы)

Задание: проследить глазами по ломаной и волнистой линиям, начертанным на доске, прочитать слова, составленные из букв:                                    

       Б            Е             И                       Д                    Р

 //        \\     //     \\      //    \\                           О

О         Щ            Н            Е             О           Б

                                                                    А                         Т          

Задание: объяснить лексическое значение слов «общение», «доброта»

2. Сообщение темы через беседу по вопросам:

- Что значит быть добрым?

- Кто из вас добрый?

- «Добрый» - хорошо или плохо?

- Нужно быть добрым и зачем?

- С каким человеком приятно общаться?

- Позвали ли вы злого человека на день рождения, на помощь и т. д ?

3. Анализ стихотворений или отрывков (главный вопрос: «Как отражаются слова на человеке?»)

а) задание: найти границу слов, записать фразу.

Словомможноубитьсловомможноспастисловомможнолюдейзасобойповести

б) задание: вставить пропущенные буквы

Со сл_вом об_дным нел_з_  тороп_ться, чтоб з_втра  себ_ самог_ не ст_д_ться.

в) вставить пропущенное слово

----------------  - ты скажешь человеку

----------------  - улыбнётся он в ответ.

И, конечно, не пойдёт он в аптеку,

И здоровым будет  много - много лет.

4. Составление слов из букв и слогов (по карточкам):

а, и, о, с, б, п, с

луй, по, ста, жа

и, и, и, т, н, з, в, е

благ, дар, о, ю

Записать красиво в столбик.

Лексический анализ слов.

- Какие ещё вежливые слова вы знаете?

5. Физ.пауза.

Игра с мячом «Доскажи словечко»:

Доброе_____________

Спокойной__________

Будьте_____________

Большое____________

Большого____________

Хороших____________

Крепкого_____________

Творить______________

6. Составить фразу.

Поступок, твой, каждый, людях, на, отражается, других;

Не, забывай, человек, что, с, рядом, тобой.

7. Прочитать фразу, закрытую наполовину.

Добрые слова не лень повторять мне каждый день.

8. Прочитать фразу справа налево:

ьтыб  одан  инзиж  в  мырбод   ьтидерван  ен  ебес  ботЧ  

9.Физ. пауза. Пальчиковая гимнастика (произнести одну из стихотворных форм под счёт движения пальцев)

10.Записать любое из понравившихся высказываний.

11.Чтение по строчке стихотворения  А.Шибаева «Дорогие слова»

12. Прослушивание и анализ песни «Давайте говорить друг другу комплименты».

13. ООЗ. Заключительная беседа о значении добрых слов в жизни человека, о влиянии их на здоровье.

Используемая литература: 

  1. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. Баль Л.В. и др. –Издательство: Сфера, 2000.  
  2. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья (образовательные программы по валеологии). – СПб.,  1994.
  3. Здоровьесохраняющее образование в условиях личностно-ориентированной модели : Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф., 10.04.01 / [Редкол.: С. И. Осипова (науч. ред.) и др.]. - Красноярск : ГАЦМИЗ, 2001 .
  4.  Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. "Воспитание звуком..."(С-Пб,2003.
  5. Ладыженская Т.А., Никольская Р.И. "Детская риторика"  
  6. Насонкина С.А. Уроки этикета. – СПб.:  «Акцидент», 1996.  
  7. Татарникова, Лариса Гавриловна, Глинянова, Ирина Юрьевна. Я и мое здоровье. Ч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.

В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками,...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Хочется привлечь внимание к...

Значение инновационной деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Рекомендуется для родителей, педагогов...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...