Главные вкладки

    ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    учебно-методический материал по теме

    Романюк Татьяна Алексеевна

      На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Хочется привлечь внимание к   методу тестопластики,  применяемого на базе нашего детского сада и дающего положительные результаты в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Художественный труд как средство развития познавательно – речевой активности у дошкольников с общим недоразвитием речи

                                                                    Учитель – логопед  Романюк Т.А

                                                                    МБДОУ детский сад

                                                                №275 г.о .Самара

      Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют  нетрадиционные формы работы, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
      На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Хочется привлечь внимание к   методу тестопластики,  применяемого на базе нашего детского сада и дающего положительные результаты в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками .
      Почему же мы решили заняться тестопластикой с детьми с ОНР? Учеными доказано, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил , что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев

       Занятия лепкой из теста помогают развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:

    • Развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
    • Воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
    • Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
    • Развить координацию и тактильные ощущения рук.

       Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: развивать речь ,воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

       При работе с тестом у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние, что особенно важно с позиций здоровьесберегающих условий ДОУ.

       Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть украсить свой дом или подарить сувениры своим родным и близким людям.

      Кружок «Фантазёры» существует уже 3 года, в нем детки учатся лепить из теста самые разные изделия. В основном это сувенирчики, т.к. они проще в технике  исполнения и их быстрее освоить по времени пребывания ребенка в кружке, а  такие маленькие изделия в уже готовом виде позволяют ощутить себя сразу же  творцом, создателем, – умелым, ловким. Лепить нравится всем детям.

        Планируя работу с детьми , тему для лепки стараемся подобрать с учетом сезона и календарных праздников . Например: “Декоративная пластина украшенная цветами”, “Овощи-фрукты”, “Дед Мороз и Снегурочка”, “Новогодние игрушки на елку”, “Собачка”, “ Валентинки” и др.

        На первых занятиях знакомим детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы .

        Замешивание теста происходит в присутствии детей. Даём возможность подействовать с ним: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте. 

        Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки- декоративные пластины с налепом, сердечки, новогодние игрушки. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания- формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учатся лепить объемные формы.

        Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются гуашь, акварель, фломастеры. Сначала у детей не очень хорошо получается раскрашивать уже готовые формы - то краска слишком жидкая, то цвет подобран неудачно, трясутся руки. Постепенно дети привыкают и учатся использовать в работе палитру для смешивания красок, кисточки разного размера. Работы получаются интересными, выразительными.   Чтобы разнообразить работу с тестом предлагается такой прием- украшение сырого изделия мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами. Дети с удовольствием лепят, любовно украшают сувениры для своих родных и близких.

        Совместная деятельность по развитию связной речи с использованием приемов тестопластики очень запоминается детям и проходит с высокой мотивацией.

        Картины и композиции создаваемые в группе – это коллективные работы детей. В этом случае используется совместно-индивидуальная форма работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

        С помощью картин из соленого теста дети составляют описательные и сюжетные рассказы. Картина, которую  можно потрогать, не оставляет равнодушными никого. Задачей для детей является осмысление события, фрагмента, представленного на картине , и объединение в целую историю с учетом логической связи отдельных  звеньев. Зашифрованные пословицы и поговорки в объемных картинах из теста прочно остаются в памяти детей.                                       Применение готовых пособий из соленого теста  в коррекционной работе предполагает множество вариантов  их использования. Коррекционная работа может быть направлена      на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развитие связной речи. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией.
      Определенный набор фраз, слов, произносимых педагогом во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным.  Слово прочно входит- сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка.  Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Приемы тестопластики способствуют развитию потребности в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить своё   высказывание. При   выполнении   заданий   дети   проявляют творческие    способности,  интерес, речевые умения и навыки. .   
       Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда используются игровые мотивации. В конце занятия предлагается детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
      

       Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому в совместной деятельности с детьми широко используются пальчиковые игры, массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

        В работе с детьми учитываются их желание, настроение, возможности, интересы. Чтобы получить от детей желаемый результат, мы читаем стихи, потешки, иногда включается звукозапись которая звучит во время работы, что способствует поддержанию в группе спокойной атмосферы. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.

        Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе работы учим грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.   

        Использование приемов тестопластики позволяет развивать у наших воспитанников с ОНР более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

    В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится  во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то...

    Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

    Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

    Методический комплект учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

    В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий....

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (II ур.р.р.)

    Первое полугодие (ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) НеделяЛексическая темаЛексический словарьФормирование грамматического строя речи Развитие связной речиСЕНТЯБРЬ3-4Обследование состояния речи; выявление стр...

    Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

    Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, являет...