Главные вкладки

    Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
    статья по теме

    Ткачева Татьяна Викторовна

    В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится  во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

    Ткачева Татьяна Викторовна учитель-логопед

    МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 306»

                                       

     Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становления функциональных систем организма. По мнению медиков, 75% болезней взрослых закладываются в детстве. В последние годы наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития.

    Поэтому в настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.

    Речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности логопедических групп. В эти группы зачисляются дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Опыт многолетней практики показывает, что дети с общим недоразвитием речи соматически ослаблены, у них  всегда имеются существенные отклонения в моторном развитии, которые разнообразны по своим проявлениям и по механизму возникновения; и характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической.  У этих дошкольников недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, наблюдается общая моторная неловкость, снижены двигательные память и внимание, нарушена координация движений, их темп, ритм, переключаемость. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. У большинства наших детей обычно наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы, у них слабая память, не сформировано произвольное внимание. Трудно поддерживать их интерес в течение всего занятия.

    При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны такие проявления, как агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость.

    Основная цель использования  здоровьесберегающих технологий в логопедической группе – повышение эффективности работы по коррекции всех сторон речевого развития и сохранение здоровья дошкольников.

     Вся коррекционно-развивающая работа строиться с учетом индивидуальных особенностей и речевого дефекта дошкольников. Исходя из выше сказанного, были поставлены следующие задачи:

    - формирование у дошкольника физиологического и речевого дыхания;

    - совершенствование общей моторки;

    - снятие мышечного напряжения;

    - развитие мелкой моторики рук;

    - сохранение и укрепление здоровья  детей;

    Необходимо отметить, что реализация всей работы осуществлялась в следующих условиях:

    - организация здоровьесберегающего пространства;

    - построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

    -  достаточный и рационально организованный двигательный режим;

    - благоприятный эмоционально-психический климат.

    В работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи важную роль играет взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса. Каждый из них является одним из звеньев системы взаимодействия специалистов, обеспечивающих детям, оптимальные условия для достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе.

    Были выделены основные направления, которые реализовывались в процессе проведения индивидуальных, фронтальных занятий, на прогулке и  в игровой деятельности.

    - дыхательные упражнения;

    - артикуляционные упражнения;

    - речевые подвижные игры с импровизацией движений;

    - массаж, самомассаж кистей и пальцев рук;

     - пальчиковые упражнения;

     - точечный массаж;

    - элементы психогимнастики;

    Осуществление идеи организации здоровьесберегающего коррекционно-развивающего процесса приводит к необходимости параллельного использования  упражнений на развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия, темпа, ритма и интонационной выразительности речи.

    Для тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий входят в предметно-развивающую среду групповых комнат. Так, с целью формирования правильного неречевого дыхания, обучаем детей длительному плавному и целенаправленному ротовому выдоху, используя игровые упражнения и дидактические игры "Футболисты", "Султанчик", "Послушный ветерок", "Буря", "Бабочка, лети!". С целью развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используем специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющие на акт дыхания, в упражнениях "Мы - медузы, мы медузы", "Шар", "Куколка моя" обучаем детей выполнению движений напряжения и расслабления.

    Речевые подвижные игры с импровизацией движений могут использоваться как самостоятельная игра, так и вместо физминутки,  динамической паузы. Такие игры помогают:

         - активизировать моторные функции, влияя положительно на речь;

         - повышают двигательную активность на занятии;

         -  развивают переключаемость движений;

         - тренируют мимическую мускулатуру;

         -  несут эмоционально положительный заряд;

         -  в процессе игры проходит отработка определенных грамматических, словообразовательных, произносительных и т.д. навыков в зависимости от темы логопедического занятия.

    Использование массажа и самомассажа рук и пальцев обусловлено  необходимостью развития функциональных возможностей пальцев рук. При  стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются тактильно-кинестетические ощущения, что помогает коррекции речи. На индивидуальных и фронтальных занятиях и в игровой деятельности дети выполняют с применением различных предметов  следующие виды упражнений:

    - круговые движения,  с постепенным увеличением нажима и темпа;  

    - растирание, удерживание предметов  ладонями и пальцами;

    - перекатывание,  перебирание, надавливание пальцами и  ладонями.

    В качестве оборудования для самомассажа используются: грецкие орехи, шишки, карандаши, колючие мячи и круглые массажные щетки, массажный шарик Су – Джок, аппликатор Кузнецова, воздушные шары с крупой и мелкими камушками, ракушки, четки, веревки с узелками. А так же применяется «Волшебный колодец»: в глубокую пластмассовую банку насыпается фасоль или другая крупа  и в неё кладутся мелкие игрушки. Ребёнок с закрытыми глазами должен найти и  назвать найденный предмет.

    Правильная организация коррекционного воздействия с применением элементов здоровьесберегающих технологий а именно: дозировка нагрузки, построение занятий с учетом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, речевых игр малой подвижности, пальчиковой гимнастики и самомассажа на всех видах занятий   обеспечивает повышение эффективности работы по коррекции речевого развития дошкольников, дает возможность сохранения и  укрепления  здоровья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методический комплект учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

    В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий....

    ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Хочется привлечь внимание к...

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (II ур.р.р.)

    Первое полугодие (ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) НеделяЛексическая темаЛексический словарьФормирование грамматического строя речи Развитие связной речиСЕНТЯБРЬ3-4Обследование состояния речи; выявление стр...

    Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

    Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, являет...