Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
статья по теме
В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Ткачева Татьяна Викторовна учитель-логопед
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 306»
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становления функциональных систем организма. По мнению медиков, 75% болезней взрослых закладываются в детстве. В последние годы наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития.
Поэтому в настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.
Речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности логопедических групп. В эти группы зачисляются дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Опыт многолетней практики показывает, что дети с общим недоразвитием речи соматически ослаблены, у них всегда имеются существенные отклонения в моторном развитии, которые разнообразны по своим проявлениям и по механизму возникновения; и характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. У этих дошкольников недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, наблюдается общая моторная неловкость, снижены двигательные память и внимание, нарушена координация движений, их темп, ритм, переключаемость. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. У большинства наших детей обычно наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы, у них слабая память, не сформировано произвольное внимание. Трудно поддерживать их интерес в течение всего занятия.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны такие проявления, как агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость.
Основная цель использования здоровьесберегающих технологий в логопедической группе – повышение эффективности работы по коррекции всех сторон речевого развития и сохранение здоровья дошкольников.
Вся коррекционно-развивающая работа строиться с учетом индивидуальных особенностей и речевого дефекта дошкольников. Исходя из выше сказанного, были поставлены следующие задачи:
- формирование у дошкольника физиологического и речевого дыхания;
- совершенствование общей моторки;
- снятие мышечного напряжения;
- развитие мелкой моторики рук;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
Необходимо отметить, что реализация всей работы осуществлялась в следующих условиях:
- организация здоровьесберегающего пространства;
- построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- достаточный и рационально организованный двигательный режим;
- благоприятный эмоционально-психический климат.
В работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи важную роль играет взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса. Каждый из них является одним из звеньев системы взаимодействия специалистов, обеспечивающих детям, оптимальные условия для достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе.
Были выделены основные направления, которые реализовывались в процессе проведения индивидуальных, фронтальных занятий, на прогулке и в игровой деятельности.
- дыхательные упражнения;
- артикуляционные упражнения;
- речевые подвижные игры с импровизацией движений;
- массаж, самомассаж кистей и пальцев рук;
- пальчиковые упражнения;
- точечный массаж;
- элементы психогимнастики;
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего коррекционно-развивающего процесса приводит к необходимости параллельного использования упражнений на развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия, темпа, ритма и интонационной выразительности речи.
Для тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий входят в предметно-развивающую среду групповых комнат. Так, с целью формирования правильного неречевого дыхания, обучаем детей длительному плавному и целенаправленному ротовому выдоху, используя игровые упражнения и дидактические игры "Футболисты", "Султанчик", "Послушный ветерок", "Буря", "Бабочка, лети!". С целью развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используем специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющие на акт дыхания, в упражнениях "Мы - медузы, мы медузы", "Шар", "Куколка моя" обучаем детей выполнению движений напряжения и расслабления.
Речевые подвижные игры с импровизацией движений могут использоваться как самостоятельная игра, так и вместо физминутки, динамической паузы. Такие игры помогают:
- активизировать моторные функции, влияя положительно на речь;
- повышают двигательную активность на занятии;
- развивают переключаемость движений;
- тренируют мимическую мускулатуру;
- несут эмоционально положительный заряд;
- в процессе игры проходит отработка определенных грамматических, словообразовательных, произносительных и т.д. навыков в зависимости от темы логопедического занятия.
Использование массажа и самомассажа рук и пальцев обусловлено необходимостью развития функциональных возможностей пальцев рук. При стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются тактильно-кинестетические ощущения, что помогает коррекции речи. На индивидуальных и фронтальных занятиях и в игровой деятельности дети выполняют с применением различных предметов следующие виды упражнений:
- круговые движения, с постепенным увеличением нажима и темпа;
- растирание, удерживание предметов ладонями и пальцами;
- перекатывание, перебирание, надавливание пальцами и ладонями.
В качестве оборудования для самомассажа используются: грецкие орехи, шишки, карандаши, колючие мячи и круглые массажные щетки, массажный шарик Су – Джок, аппликатор Кузнецова, воздушные шары с крупой и мелкими камушками, ракушки, четки, веревки с узелками. А так же применяется «Волшебный колодец»: в глубокую пластмассовую банку насыпается фасоль или другая крупа и в неё кладутся мелкие игрушки. Ребёнок с закрытыми глазами должен найти и назвать найденный предмет.
Правильная организация коррекционного воздействия с применением элементов здоровьесберегающих технологий а именно: дозировка нагрузки, построение занятий с учетом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, речевых игр малой подвижности, пальчиковой гимнастики и самомассажа на всех видах занятий обеспечивает повышение эффективности работы по коррекции речевого развития дошкольников, дает возможность сохранения и укрепления здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический комплект учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий....
Статья "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Статья размещена в журн...
ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Хочется привлечь внимание к...
Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, являет...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Описание и подборка упражнений с шариком су-джок для работы с детьми с ОНР...
Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...
Консультация для родителей: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, т.к. работа ...