ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
статья на тему

Шурчилова Елена Валериевна

Описание и подборка упражнений с шариком су-джок для работы с детьми с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ

В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Одним их наиболее сложных и распространенных дефектов речевой патологии является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи - это такое речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом  отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Учитывая постоянный рост числа детей с общим недоразвитие речи и их особые образовательные потребности  в последнее время значительно увеличился интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми.

Су-джок терапия, обладая эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине. «Су» по-корейски - кисть, «джок» - стопа.

Специалистам известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

          Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений в домашних условиях.

   

    Использование су-джок шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

             Рассмотрим некоторые формы данной работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации и высших психических функций.

I. Развитие мелкой моторики.

1. Разучивание с детьми следующих упражнений:

КУЛАЧКИ.

Положите орех на ладонь и сожмите его очень крепко. Разожмите кулачок, переложите орех на другую ладонь и опять сожмите очень крепко. Разожмите ладонь, встряхните руками.

УДЕРЖИ ОРЕШЕК

Поставьте локти на стол, пальцы соедините вместе, не сгибая. Кончиками пальцев одной руки прижмите орех к запястью другой. Прокатывайте орех от запястья к кончикам пальцев и обратно. Повторите упражнение другой рукой.

МАШИНА

Накройте орех плоской ладонью и катайте по столу сначала одной рукой, потом другой.

ВОЛЧОК

Кончиками пальцев одной руки «ввинчивайте» орех в середину ладони другой, затем поменяйте позицию рук.

ГОРОЧКА

Прижмите ладонь к поверхности стола, соединив пальцы. На кончики пальцев положите орех. Накройте другой ладонью и катайте по тыльной стороне ладони от кончиков пальцев до запястья и обратно. Затем поменяйте позицию рук.

КАРУСЕЛЬ

Положите руку на стол ладонью вверх, на нее – орех. Другой рукой очень крепко прижмите орех сверху и катайте его по кругу между ладонями в течении 10 секунд. Затем поменяйте позицию рук.

УПРЯМЫЙ ОРЕШЕК

Орех с усилием проталкивается между большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем до межпальцевой впадины. Причем пальцы как бы не впускают орех, а затем не выпускают его.

ГНЕЗДЫШКО

Сложите пальцы одной руки в щепоть и положите на кончики пальцев орех, удерживая его несколько секунд. Повторите упражнение другой рукой

ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ

Указательный и большой палец правой руки удерживают орех и передают его в соответствующие пальцы левой руки. Затем орех удерживают большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец и передают в соответствующие пары пальцев другой руки.

2. Выполнение движений по тексту под стихотворение:

Я мячом круги катаю,

Взад- вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

 

Мячик сильно я сжимаю

А теперь ладонь меняю.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

3. Надеваем пружинки поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик – прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

II. Автоматизация звуков

 1. В слогах:

 - Логопед дает инструкцию «Пружинку надевай и слоги повторяй»

Ребенок надевает массажное кольцо поочередно на каждый палец, проговаривая слоги определенное количество раз (от 3-х до 5-ти)

 - Перед ребенком лежат половинки шарика су-джок. Ребенок нажимает пальчиками на половинки (по очереди каждым пальцем) и проговаривает заданные слоги столько раз, сколько половинок лежит перед ним.

2. В словах:

 - Инструкция педагога: «Пружинку катаем, слова повторяем».

 Работа проводится аналогично.

 - Логопед просит ребенка вспомнить столько слов с заданным звуком, сколько шариков (половинок) лежит перед ним. Ребенок дотрагивается пальчиками до половинок шарика и называет слова.

3. Фразы и стихотворения:

 - Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики или ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука

Например, звука Ш:

Этот малыш-Илюша,   (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша,  (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья.(мизинец)

Эта малышка-Танюша,

Эта малышка-Ксюша,

Эта малышка-Маша,

Эта малышка-Даша,

А меньшую зовут Наташа.

III. Совершенствование лексико-грамматических категорий

1. Упражнение «Один-много». Взрослый катит шарик по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью массажер, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» и др.

2. Игра «Считай и называй».  Согласование числительных с существительными.

Ребенок катает пружинку по каждому пальчику, считает и называет предложенные логопедом слова.

3. Активизация и расширение словаря по лексическим темам.

Например, можно использовать следующие стихотворения:

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка

Указательный

Средний

Безымянный

Мизинец

Правая рука

Овощи мы собирали

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Указательный

Средний

Безымянный

Мизинец

Левая рука

Прощай же на год

Наш друг – огород!

Большой палец правой руки

Большой палец левой руки

Дети любят всех зверей:

Птиц и ящериц и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

Большой

Указательный

Средний

Безымянный

Мизинец

Правая рука

И клестов и снегирей;

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

Большой

Указательный

Средний

Безымянный

Мизинец

Левая рука

4. Закрепление навыка словообразования.

Игра «Животные и их детеныши»

Ребенок катает пружинки по пальчикам и называет по картинкам животное и его детеныша или заканчивает фразу педагога:

у тигра – тигренок

у льва –  …(львенок)

у слона – …(слоненок)

у оленя – …(олененок)

у   лося – …(лосенок)

у лисы – …(лисенок)

у медведя – медвежонок

у верблюда - …(верблюжонок)

у волка – …(волчонок)

у зайца – …(зайчонок)

у кролика – … (крольчонок)

у белки – …(бельчонок)

IV. Совершенствование навыка употребления предлогов:

На столе коробка (корзинка, ведерко или др.). По инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: в коробку

                                          за коробку

                                          под коробку

                                          около коробки

                                          перед коробкой

Затем, наоборот, ребенок должен описать действия взрослого, ответить на вопросы:

 - Куда я кладу шарик?

 - Где сейчас шарик?

 -  Откуда я его возьму?

В дальнейшем задание можно усложнять, используя несколько шариков и многоступенчатую инструкцию. Например: «Положи красный шарик в коробку, синий – за коробку, зеленый – перед коробкой»

V. Формирование слоговой структуры слова.

Упражнение «Раздели слова на слоги»

Ребенок называет слог и  берет по одному шарики из коробки. Затем считает количество слогов. Можно использовать половинки шариков.

VI Звуковой анализ слов

1. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

2. Выкладывать с помощью половинок шариков 3-х цветов звуковые схемы слогов, слов.

VII. Развитие памяти, внимания

1. Детей  самого младшего возраста раскладывают шарики по цветам (начиная с одного-двух цветов) в различные коробочки, корзинки, ведерки соответствующего цвета. Или же, наоборот, вынимают шарики, достают из-под коробки, корзинки и т.д.

2. Дети постарше выполняют инструкцию взрослого: надень колечко на мизинец правой руки, возьми ежик-массажер в правую руку и спрячь за спину и т.д.;

3. Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, снимает его,  а ребенок должен назвать, на какой палец какой руки было надето кольцо.

4. Логопед выкладывает перед ребенком половинки шариков в определенной последовательности (красная, желтая, синяя, зеленая; желтая, желтая, зеленая, красная и др.). Ребенок выкладывает эту последовательность (со зрительной опорой). В дальнейшем это задание можно выполнять без зрительной опоры.

 - логопед предъявляет ребенку изображение шариков в определенной последовательности. Ребенок выкладывает (сначала со зрительной опорой, затем и без нее).

 

VIII. Использование массажеров при выполнении гимнастики (физ.минуток).

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке массажер.

1-руки развести в стороны;

2-руки поднять вверх и переложить массажер в другую руку;

3-руки развести в стороны;

4-опустить руки.

     Это лишь некоторые примеры использования элементов су-джок терапии в работе логопеда. Творческий подход педагогов, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится  во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то...

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Методический комплект учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий....

ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Хочется привлечь внимание к...

Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, являет...

Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...