Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
статья на тему

Наумова Наталья Александровна

Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.

Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, является общее недоразвитие речи(ОНР).

В МБУ ДО «Дом детского творчества» было открыто детское объединение «Коррекция речи».

Целью занятий в детском объединении является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя  речи и  фонематического недоразвития,  воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических приемов и методов.

Не  маловажной в детском объединении является воспитательная работа.  Одним из направлений воспитательной работы является экологическое воспитание детей, целью которого является пробуждение в детях интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Одним из основных видов деятельности воспитательной работы является организация массовых воспитательных мероприятий экологической направленности. Готовясь к таким мероприятиям, ребята учатся навыкам публичного выступления, что очень важно для детей с ОНР. Это помогает им воспитывать правильную, выразительную речь, четко формулировать свою мысль.

В конце учебного года в детском объединении «Коррекция речи» проводится неделя экологии.

Так же я организую экскурсии на природу с дальнейшими рассказами о впечатлении ребят. Описание увиденного в природе помогает обучающимся развивать связную речь, корректировать звуковую сторону  и грамматический строй  речи, что является главным в работе детского объединения «Коррекция речи».

Таким образом, можно сказать, что экологическое воспитание является одним из главных компонентов коррекционно - педагогической работы с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedmarafon_galaydina_2.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально- педагогическое направление и экология»

Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.

 

Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, является общее недоразвитие речи(ОНР).

Общее недоразвитие речи- это тяжелая речевая патология у детей с первично сохранным слухом и интеллектом, при котором страдают все структурные компоненты речи, а именно: фонетика, фонематические процессы, лексико-грамматический строй .

 

В силу ряда экологических, биологических, социально-психологических  причин, а также их сочетаний, в детских садах и школах увеличилось количество детей с этим дефектом. Рост количества детей с нарушениями развития речи обусловливает необходимость создания новых моделей, поиска новых форм и технологий коррекционно-педагогической и социальной работы. Результатом этого поиска является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция речи».

Данная программа была реализована в МБУ ДО «Дом детского творчества», где было открыто детское объединение «Коррекция речи».

Целью занятий в детском объединении является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя  речи и  фонематического недоразвития,  воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических приемов и методов.

Не  маловажной в детском объединении является воспитательная работа.  Одним из направлений воспитательной работы является экологическое воспитание детей, целью которого является пробуждение в детях интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Познакомить обучающихся с природой Исилькульского района, её флорой и фауной;
  2. Развивать у воспитанников наблюдательность, воображение, фантазию, инициативу.

Одним из основных видов деятельности воспитательной работы является организация массовых воспитательных мероприятий экологической направленности. Они направлены на развитие бережного отношения воспитанников к природе, на правильную ориентацию в мире.  Готовясь к таким мероприятиям, ребята учатся навыкам публичного выступления, что очень важно для детей с ОНР. Это помогает им воспитывать правильную, выразительную речь, четко формулировать свою мысль.

Несмотря  на свой юный возраст, обучающиеся детского объединения «Коррекция речи» активно  участвуют в таких конкурсах экологического направления, как: Экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая берёза», Муниципальный экологический  фестиваль-конкурс «Международный День Птиц» , Муниципальный экологический  фестиваль-конкурс «Международный День Земли», в которых  обучающиеся достигли высоких результатов и были  отмечены грамотами и дипломами.

В детском объединении проводятся различные экологические акции, такие как: «Мусору не место в нашем городе», «Бумажный бунт», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Поможем птицам», «Мой зеленый друг»  где ребята должны выпустить  различные плакаты, буклеты, приготовить  доклады о проблемах экологии города Исилькуль и о способах их решения.  Готовясь к таким акциям, ребята работают над своей речью, учатся правильно формулировать свои мысли, идеи.

В сентябре и мае нами проводится социальный проект «Красота природы», целью которого является уборка приусадебного участка, закрепленного за нашим детским объединением.

 В конце учебного года в детском объединении «Коррекция речи» проводится неделя экологии. Она проходит по следующему плану:

1 день- конкурс рисунков на асфальте "Экология глазами детей";

2 день- экологическая акция «Мусору не место в нашем городе»;

3 день- конкурс рисунков и фотографии на тему: «Беречь природу сообща»;

4 день- конкурс поделок "Вторая жизнь бытовых отходов";

5 день-  итоговое мероприятие «Земля у нас одна- другой не будет никогда».

На итоговом мероприятии обучающиеся детского объединения  участвуют в мини- сценках, рассказывают стихотворения, защищают свои плакаты и буклеты, которые они изготавливали в течении учебного года.  Проходит  награждение самых активных обучающихся.

Так же я организую экскурсии на природу с дальнейшими рассказами о впечатлении ребят. Описание увиденного в природе помогает обучающимся развивать связную речь, корректировать звуковую сторону  и грамматический строй  речи, что является главным в работе детского объединения «Коррекция речи».

Таким образом, можно сказать, что экологическое воспитание является одним из главных компонентов коррекционно - педагогической работы с детьми с ОНР.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится  во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то...

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Методический комплект учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий....

ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Хочется привлечь внимание к...

Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...