Открытое занятие на тему "Дружба крепкая"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) по теме

Воспитательное занятие для категории детей среднего школьного возраста, оставшихся без попечения родителей. Занятие необходимо для того, чтобы формировать и развивать у детей межличностные отношения, как в коллективе, так и среди родственников - детей. Данный материал дает представление о дружбе, взаимопонимании, уважении друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_na_temu_druzhba_krepkaya.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие на тему «Дружба крепкая»

Цель: содействовать формированию дружного коллектива.

Задачи:

  • Формирование нравственных качеств личности: умение дружить, беречь дружбу, учиться вежливо общаться в коллективе;
  • Расширение знаний о дружбе;
  • Привитие воспитанникам чувства дружбы и товарищества;
  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу;
  • Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, названия команд, музыкальное оформление, раздаточный материал – рисунки (солнышко-1, облако-2, цветок-2, птички-2, дети-2, ягодки-2, смайлики, шаблоны человечков, ручки, клей).

Форма проведения: урок жизнестойкости.

Прогнозируемые результаты:

  • Практикуются навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
  • Приобретут навыки работы в сотрудничестве;
  • Сформируются понятия, касающиеся темы «Дружба»;
  • Воспитанники поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и научиться доверять ему.

План занятия

  1. Организационная часть.

- Упражнение «Переходящее настроение».

- Фрагмент песни «Улыбка».

2. Вводная часть.

       - Проблемная ситуация. Притча о дружбе.

       - Беседа по содержанию проблемы.

       - Сообщение темы и цели занятия.

       - Обсуждение правил работы.

3. Основная часть.

       - Фрагмент песни «Дружба крепкая».

       - Знакомство с понятием «Что такое дружба?».

  • Работа с книжным источником.
  • Мозговой штурм.

- Расширение знаний о дружбе. Работа над понятием «настоящий друг».

  • Упражнение «Выбор качеств настоящего друга». Оценка проблемной ситуации. «Подбери пословицу» (Песня про дружбу).
  • Расширение знаний об отношениях.
  • Упражнение «Доскажи словечко».
  • Притча о дружбе. Беседа по содержанию.

- Работа над понятием «Зачем нужна дружба?».

  • Минутка отдыха. Игра «Найди себе подобного».
  • Песня «Мы с тобой друзья»

- Работа над понятием «Законы дружбы». Коллективная работа.

4. Заключительная часть.

   - Подведение итогов.

   - Просмотр слайдов о группе. Песня «Барбарики».

Ход занятия

Слайд №1.

1.Организационная часть.

Цель: создать благоприятный эмоциональный настрой на работу.

Воспитатель:

-Здравствуйте, уважаемые гости!

-Мы очень рады приветствовать вас на нашем занятии!

Упражнение «Переходящее настроение»

Воспитатель:

- Ребята, скажите, пожалуйста, если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними?

- Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении?

Дети: Если у нас хорошее настроение, мы улыбаемся.

(Звучит фрагмент песни «Улыбка»)

Воспитатель:

- Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.

2. Вводная часть.

2.1. Проблемная ситуация.

Цель: создать условия для определения темы занятия.

Воспитатель:

- Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить одну очень важную, на мой взгляд, проблему.

- О чем пойдет речь, вы сможете определить, прослушав одну притчу.

- Я хочу прочитать вам историю о маленьком светлячке.

                                                           

Притча о дружбе

   Солнце садилось за горизонт. Пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. На пенек вскарабкался светлячок и запел. Он пел о том, что видел: о розовом закате, зеленом море травы, облаках, плывущих вдаль. Его пение нельзя было сравнить с искусной трелью соловья, но у него всегда было много слушателей, и все потому, что его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги, подобно бриллианту.

   Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель – белокурый мальчик.

  Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком.

  Кружилась голова от лести и восхищения, и лишь иногда прибегал он на полянку, где его всегда ждал мальчик.

  Время шло, и светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел, кто-то из его друзей шепнул: «Чего вы его слушаете? Он же тускл, как кусок стекла, и совсем не умеет петь». Друзей больше не было: в гости не звали и не восхищались. В отчаянии побрел светлячок, куда глаза глядят. И оказался на знакомой полянке. Там его уже ждал мальчик. Светлячок вспомнил прежних друзей и горько вздохнул.

- Что случилось? Я так по тебе соскучился, - сказал мальчик.

- А разве ты не видишь?

- Нет, - честно ответил мальчик. – Спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву.…Вот бы хоть разок взглянуть на это.

  И только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему просто нужен!

- Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу, - предложил светлячок.

- А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.

- Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

2.2. Беседа по содержанию проблемы.

- А вы, ребята, знаете, что такое дружба? (Ответы детей)

- С чего начинается дружба?

- Зачем вообще нужна дружба человеку?

- Кого бы вы назвали «настоящим другом»?

- Теперь я думаю, что вы уже можете определить тему нашего разговора.

- О чем сегодня пойдет речь?

                2.3. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель:

- Вы правы. Сегодня речь пойдет о дружбе между людьми, о том, кого можно назвать настоящим другом, о том, как беречь дружбу  и соблюдать законы дружбы. Я надеюсь, что наш разговор будет для вас интересен и поучителен, и вы будете мне помогать.

- Давайте  обсудим правила сотрудничества, как для этого мы должны работать? Закончите, пожалуйста, предложения на доске.

1. Работать (дружно).

2. Не бояться высказывать свое (мнение).

3. Слушать друг (друга).

4. Помогать друг (другу).

3. Основная часть.

Воспитатель:

- Итак, тема нашего разговора «Дружба крепкая».

Слайд №2.  (Звучит песня «Дружба крепкая»)

                3.1. Знакомство с понятием «Что такое дружба?».

                Цель: познакомить с понятием «дружба», расширить знания о дружбе.

Воспитатель:

- Во всем мире 9 июня отмечается ежегодно Международный день друзей. И мне бы хотелось, чтобы не только в этот день ярко проявлялась дружба между вами, а каждый день вы встречались, общались со своими друзьями, делились хорошими новостями и приятными воспоминаниями.

- Давай разделимся на две команды, и придумаем названия команд по названию услышанных песен. («Улыбка» и «Дружба»)

- А для того, чтобы говорить о дружбе, надо понимать, что такое дружба.

- Люди уже давно задумывались над этим вопросом, что дружба – это…(на доске)

- Попробуйте совместными усилиями внутри своей команды выполнить такие задания.

Работа с книжным источником:

1 команда – найдите и прочитайте понятие о дружбе в толковом словаре

С. И. Ожегова

Мозговой штурм:

2 команда – закончите данное высказывание письменно «Дружба – это когда…»

(на столе)

(Дети работают)

Воспитатель:

- Послушаем, что у вас получилось. Начнем со 2 команды, пожалуйста.

(Ответы детей)

- А теперь сравните свои высказывания с толкованием данного понятия из толкового словаря С. И. Ожегова. Послушаем 1 команду. (Отвечает 1 команда)

Слайд №3. «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». С. И. Ожегов.

- Вы можете сравнить свои высказывания с этим определением. Что скажите?

Вывод: Вы правы, вы не ошиблись со своими высказываниями. Дружба – это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.

- Хорошо, что вы понимаете, что такое дружба.

 3.2. Расширение знаний о дружбе. Работа над понятием «настоящий друг».

                Цель: выделить основные положительные качества настоящего друга; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитатель:

- Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба, но без кого дружба состояться не может?

- Конечно, дружбы не бывает без друзей.

- Каким должен быть настоящий друг, предлагаю послушать стихотворение.

Кто же такой настоящий друг?

Посетил вопрос мою голову вдруг.

Друг – это что-то святое,

Светлое и что-то родное.

Жить без друзей это глупо,

Мимо проходят вечер, день, утро!

Друг это тот, кто поможет всегда.

Неважно, радость у тебя или беда.

Он примчится к тебе, оставив свои дела.

Ведь, ему дружба  с тобой, так дорога!

- Сейчас вы попробуете на него ответить. Работаем по командам, у каждой команды будет свое задание.

А) Упражнение «Выбор качеств настоящего друга».

1 команда: каждый человек имеет душу, сердце, разум.

- Вам предстоит выполнить следующее задание. Какими качествами вы наполните душу человека, настоящего друга?

- У вас на столах есть раздаточный материал. Это макеты знакомых человечков с сердцем и душой. Ваша задача выбрать те качества, которыми должен обладать настоящий друг и приклеить его на человечка.

- Чтобы вам в этом помочь, я приготовила вам коробочку – помощницу. В ней вы видите, лежат различные качества, присущие человеку. Выполнять работу будете одновременно с другой командой. Результат работы прикрепите на доску. Кому не понятно задание?

(Дети 1 команды совместно выбирают качества человека и приклеивают их на человечка, потом на доску)

Раздаточный материал:

1 команда: преданность, верность, хвастовство, доверие, злоба, зависть, честность, отзывчивость, скромность, доброжелательность, готовность помочь, терпимость, эгоизм, равнодушие, внимание, общительность.

Б) Оценка проблемной ситуации. «Подбери пословицу».

2 команда: во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

На доске написаны 3 пословицы. Ваша задача – прочитать ситуацию, обсудить как вести себя в этой ситуации и выбрать подходящую пословицу.

Ситуация №1. Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу «Друга иметь – себя не жалеть»)

Ситуация №2. Футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде»)

Ситуация№3. Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь»)

(Команды выполняют задания под песню «Про дружбу»)

Воспитатель:

- Проверим ваши задания, начнем с 1 команды.

- Почему не выбрали оставшиеся качества?

Дети: Они не свойственны дружеским отношениям.

Слайд №4.

- Почему же такие качества, как зависть, злость, хвастовство не совместимы с дружбой?

Дети: Так как настоящие друзья не могут и не должны так поступать.

В) Расширение знаний об отношениях.

- Рассмотрим, какие бывают отношения между людьми.

Слайд №5, 6,7.

- В чем разница отношений между друзьями и приятелями?

Дети: Между друзьями отношения более доверительные и прочные, чем между приятелями и знакомыми.

Г) Упражнение «Доскажи словечко».

- Теперь вы совершенно уверенно можете различать, когда и какое слово употребить.  Давайте закрепим наши знания. Я читаю начало предложения, а вы угадываете последнее слово дружно хором.

1. О человеке, с которым время от времени обсуждаете какие-то события, вы скажете (приятель).

2. Об однокласснике, с которым за 8 лет съели пуд соли, скажете (товарищ).

3. О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали (друг).

- Пожалуйста, послушаем 2 команду, какие выбрали пословицы.

Вывод: Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку, поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте еще одну притчу  о дружбе.

Слайд №8.

Д) Притча о дружбе.

Как-то два друга много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».            Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и друг его спас.

Когда он пришел в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это, но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть этого. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…

Беседа по содержанию:

- О чем эта притча, чему она учит нас?

- Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

- Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?

Вывод: Правильно, в любой трудной ситуации нужно всегда правильно принять решение, сначала разобраться во всем. Сказать другу и приятное и объяснить его недостатки, если есть такая необходимость.

              3.3. Работа над понятием «Зачем нужна дружба?».

              Цель: подвести детей к выводу.

Слайд №9.

Игра «Найди себе подобного». (Минутка отдыха)

Воспитатель:

- Предлагаю минутку отдыха.

- Встаньте, пожалуйста, в круг. Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза и не разговаривайте друг с другом.

- Пока я на спинку приклеиваю вам маленькие рисунки, вы можете подпевать знакомую для вас песню. Глазки откройте, когда я разрешу вам.

(Звучит песня «Мы с тобой друзья»)

- Послушайте задание. Вам нужно очень быстро по рисункам найти себе подобного, похожего и сесть парами на стулья. Разговаривать при этом нельзя. Откройте теперь глаза.

(Дети определяют, кто с кем сядет)

- Обратите внимание, кто не нашел себе пару? Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?

- Какие трудности возникали у вас во время этого упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

- Какой у вас рисунок на спине?

- Давайте поможем друг другу составить картину на доске из этих рисунков. Спасибо!

- Играя в эту игру, скажите, пожалуйста, зачем нужна дружба?

Дети: Чтобы не остаться одиноким.

Вывод: Вы правы, а еще человек дружит с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок. Близкие его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек красиво и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. И если дружба для вас действительно дорога, то ты отдашь своему другу, как говорится все, что есть у тебя.

                   3.4. Работа над понятием «Законы дружбы».

                   Цель: приобретение навыков сотрудничества, формирование нравственных качеств личности.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами учились науке дружить. И как в любой науке, здесь тоже существуют свои правила и законы. Они помогут вам найти друзей и сохранить дружбу на долгие годы.

Слайд №10.

- Давайте на нашей встрече утвердим «законы дружбы». Выберите хотя бы 10 законов на ваш взгляд, которые нужны для настоящей дружбы.

(Коллективная работа под песню «Дружба крепкая»)

«Законы дружбы»

  1. Помогай другу в беде.
  2. Не смейся над недостатками друга.
  3. Не обманывай друга.
  4. Будь вежлив.
  5. Будь аккуратен.
  6. Останови друга, если он совершает дурной поступок.
  7. Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
  8. Не будь  жадным.
  9. Не будь предателем.
  10. Относись к людям так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе.
  11. Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
  12. Не завидуй.
  13. Умей хранить секреты.
  14. Береги друзей.
  15. Умей прощать.
  16. Старайся быть искренним.
  17. Будь терпимым к людям не похожим на тебя.

Воспитатель:

- Послушаем, какие правила вы выбрали для себя.

(Дети зачитывают правила)

Вывод: Остальные правила вам тоже пригодятся. Если вы будете жить по этим законам, то у вас будет настоящая дружба и настоящие друзья.

4. Заключительная часть.

Цель: создать условия выявления уровня рассмотренного материала; содействовать формированию дружного коллектива.

Воспитатель:

- Ребята, как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?

- Что запомнилось больше всего?

- Сотрудничество в командах помогало или мешало вам?

- Оставьте смайлики вашего настроения.

- Можно ли назвать нашу группу дружной? Почему? Давайте проверим.

(Просмотр слайдов о группе под песню «Барбарики»)

Слайд №11.

- Я советую вам никогда не ссориться и сказать громко друг другу слова известного героя самого терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Слайд №12.

- Спасибо вам за сотрудничество, вы очень хорошо работали, а помогала вам в этом дружба! Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!

(Фото на память)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

План – конспект открытого занятия Тема: «Формула крепкой семьи»»

Формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях...

2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)...