Доклад на тему "Особенности системы профориентационнной работы с детьми с ОВЗ"
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Хорошулина Светлана Николаевна

Доклад на тему "Особенности системы профориентационнной работы с детьми с ОВЗ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Особенности системы профориентационнной работы с детьми с овз

Хорошулина С. Н.

2017г.

Трудовая деятельность человека - основа жизнедеятельности как

высшей ценности, как источник саморазвития личности и реализа-

ция заложенных в ней возможностей.

Для детей с овз  данное понятие имеет более широкое значение,

для здоровых детей. В него заключается как производительный

труд, так и непроизводительный( бытовой труд, труд по самообслу-

живанию, спорт и т. д), поэтому подготовка к труду данных детей-

это начальный этап приобщения их к самостоятельной трудовой

жизни, также это и основа для дальнейшего развития.

Особенности профессионального консультирования подростков с овз определяется разными объективными и субъективными факто-

рами. Основным из них является неоднородность групп подростков

выделяемых по принципу овз, характеризуемых специфическими,

психологическими, эмоциональными, познавательными, волевы-

ми процессами, особенностями личностного развития, межличност

ных отношений и общения. Таким образом, в профконсультирова-

нии должны реализовываться строгий индивидуальный и личност

но- ориентированный подходы, преобладание индивидуальных

форм работы над групповыми.

Профориентационной работе должно предшествовать ознакомле-

ние с результатами психодиагностики и медицинской диагностики,

имеющихся в личном деле подростка.

Необходимо учитывать специфику его основного нарушения.

Виды работ:

1.анализ результатов медико- психологического обследования( в

связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в раз-

витии различных нарушений в психическом здоровье)

2.Психолого- педагогическое обследование( поскольку в процессе

обучения, воспитания,  у этих детей возникают специфические

 трудности.

3. социально- психологическое консультирование, помогающее  

подростку с овз включаться как в малые группы, так и более широ

кое социальное окружение. Т.о. индивидуальное профконсультиро

вание, с одной стороны, основывается на общих принципах профра

боты, с другой- имеет свою организационную специфику. В его ос

нове лежит гуманистический подход.

Как субъект собственной жизни подросток с овз имеет мотивы и

стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира.

Его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он,

как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в усло

виях ограниченных возможностей.

Необходимым условием профконсультирования явл. желание под

ростков консультироваться- получать информацию в разрешении вопросов( затруднений), обусловленных психологическими причи-

нами, также готовность принять ответственность за свое профессио

нальное будущее. Границы этой отв- ти варьируют от высокой акти

вности и самостоятельности, когда подросток действительно являе

тся хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из

затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависи-

мости от других. Поскольку инфантильность является распростране

нной чертой подростков с овз, в ходе профконсультирования надо

предпринимать специальные действия для побуждения( актуализа

ции) собственной активности и ответственности, позитивный наст-

рой, укрепление веры в его силы и возможности.

В рамках комплексного подхода к профконсультированию большое

Значение имеет привлечение к этой работе родителей.

В 9 кл. 9 воспитанников, из них 2 инвалида (не нуждаются в трудоус

тройстве), продолжить далее обучение планируют:  Кузнецова Ю.,

Жуков В., Попов Д.  Мама Кости Цыгулева надеется, что сына забе-

рут в Армию и там он сможет устроиться. Мама Саши Мясникова

считает, что школа должна помочь  ее сыну и определить его на

обучение в г. Воронеж, удалось убедить самой решать проблему.

Мама Рената стандартно отвечает: нет материальных возможнос-

тей на обучение. Мама Данила отказывается сотрудничать, при

частых сменах ее мнений дальнейшее будущее ребенка абсолютно

не определено.

Придерживаюсь при профконсультировании определенных принци

пов:

  1. Умение проявлять приятие
  2. Толерантности по отношению к детям, их надеждам,

страхам, личностным затруднениям.

3.открытости к восприятию, возможно, нелепых  суждений

4.готовности к работе со специалистами смежных областей

( невропатологи, деф, психиатр.)

Работу по профориентированию мы начали еще с младших классов

Широкое информирование разных профессий основанное на сюже

тно- ролевых играх, индивидуальных беседах, анкетировании, прос

мотрах  фильмов помогает корректировать профпланы и прово-

дить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств,

необходимых для овладения той или иной профессией, важным методом является организация целенаправленной деятельности

учащихся, практические работы по выполнению обязанностей

дежурных по разным объектам, (обслуживающий труд) оказание помощи взрослым по ремонту мебели, косметическому ремонту

Общение с ветераном Клецовой Н.А. способствует лучшему

усвоению навыков работы с садовым инвентарем, видами сезон

ных работ на земле, умению осуществлять необходимый ремонт

хоз.построек, а также адекватному общению.

Вовлекаю детей в кружковую деятельность, посещают в-пк  *Защитник * 7 ребят.

Пробуют вязание, макраме. Воспитанники группы участвуют в

разных конкурсах, где приучаются к самостоятельной творческой работе, развивают способности, терпение, усидчивость, воспиты-

вают чувство ответственности за порученное дело, готовят их к

трудовой деятельности.

Важную роль в осуществлении профессионального самоопределе-

ния играет педагог, надо организовать работу так, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от востребованности

выполненной работы, которые в дальнейшем переросли в жела-

ние, а затем в привычку трудиться, приносить пользу людям.

Выбор будущей профессии подростков с овз осложнен еще и:

  1. Ограниченным перечнем рекомендуемых профессий
  2. Ограниченным перечнем рекомендуемых учреждений

профобразования, осуществляющих подготовку

  1. Ограниченным перечнем возможных рабочих мест

Формирование готовности к возможной смене рабочих мест,

сфер, к повышению квалификации, самообразованию, переподго-

товке, самореализации решается средствами профориентации

на основании представлений о своих возможностях, мотивах,

установках и ценностных ориентаций.

Чтобы реализовать себя в трудовой деятельности, подросток с овз

наряду с ориентацией в мире профессий, должен иметь и правиль-

ное представление о себе, сильных и слабых сторонах, интересах,

возможностях, притязаниях. Работа ведется в этом направлении

по следующим пунктам:

1.Виды профзанятости

2.Выявление предпочитаемой сферы деятельности

3.Определение профессионально важных качеств, необходимых

для будущей профессии

4.Определение шагов по подготовке к поступлению

5.Возможности трудоустройства

Часто для детей с овз необходима помощь и после получения

профобразования, психологическое сопровождение по вопросам

профессиональной адаптации, поэтому при консультировании

родителей на этой проблеме я акцентирую внимание. Надеюсь,

 что использование индивидуально – дифференцированного подхода, воспитание профессионально важных качеств личности,

качественное выполнение трудовых заданий, участие в творческих конкурсах помогут воспитанникам в выборе профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...

Доклад « Методы лечебной педагогики, в работе с детьми с ТМНР, с глубокой и тяжелой умственной отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП».

Доклад на тему  « Методы лечебной педагогики в работе  с детьми  с ТМНР,  с глубокой  и тяжелой умственной  отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП&raq...

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»....

Доклад Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающее...