Доклад « Методы лечебной педагогики, в работе с детьми с ТМНР, с глубокой и тяжелой умственной отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП».
статья

Аманова Мая

Доклад на тему  « Методы лечебной педагогики в работе  с детьми  с ТМНР,  с глубокой  и тяжелой умственной  отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП» был заслушан   на  ШМО учителей начальных классов и специалистов в МКОУ ШИ  г. Королев, в июне 2019г.  По материалам доклада написана даная  статья, в которой  представлен  практический опыт применения метода лечебной педагогики в работе с детьми с ТМР в условиях обучения на дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.shmo_.iyun2019gmetody_lechebnyupedagog.docx188.06 КБ

Предварительный просмотр:

Аманова М.Б.  

Доклад « Методы лечебной педагогики, в работе  с детьми  с ТМНР,

 с глубокой  и тяжелой умственной  отсталостью,

обучающимися на дому по 2 варианту АООП».

 «03» 06.2019г.                                                МКОУ ШИ, г. Королев

Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неловкость движений, излишняя расторможенность. Моторное недоразвитие  тормозит овладение жизнеобеспечивающей  ориентировкой в окружающем мире.

«Умение сосредотачивать внимание, мобилизовать сенсомоторную память, активизировать зрительно-моторные координации лежит в основе формирования познавательной деятельности обучающегося.  КИНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР, или  МОТОРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных, ритмико-моторных факторов.  Отклонения в развитиии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании элементов устной речи» ( Миненкова И.И. «Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми и множественныеми нарушениями  психофизического развития».-учебно-метод.пособие,2007г. УОБГПУ  им. М. Пранка).

Для улучшения моторных навыков в своей работе с детьми с умереной и тяжелой у.о. применяются  следующие методы:

1.Метод мозжечковой стимуляции

2.Метод Графокоррекции

3.Метод Базальной стимуляции ( вестибулярная базальная стимуляция, соматическая базальная стимуляция)

I. МЕТОДЫ МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ.

Симптомы  мозжечковой недостаточности  (вестибулярная недостаточность):  

При вестибулярной мозжечковой актаксии  видны сл.нарушения :

  • - ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вепед;
  • - ребенок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
  • - ребенок демонстирует плохую координацию дижений, несогласованность действий рук и ног (например, не умеет маршировать);
  • - у детей с  мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус в руках ( слабый нажим на карандаш при рисовании),  дрожание рук.
  • -неспособность вовремя остановиться и переключиться на другое движение при письме (т.е.ребенок  «не видит» строчки во время письма  или контур рисунка), - т.е. «когда пишет не рука, а слабый мозжечок».  
  • - ребенок не может застегнуть пуговицу, дотронуться до кончика носа, манипуляции становытся неточными.

Мозжечковая недостаточность ( мозжечковая атаксия) до определенной степени подается коррекции специальными упражнениями. Эти упражнения  я и мои коллеги  применяем   в своей практической работе  в условиях надомного обучения на  коррекционных занятиях с обучающимися  с умеренной и тяжелой у.о.

Применяются  упражнения на сохранение равновесия и   баллистические упражения,   игры на тренажере «шнуровка» и упражнения на графокоррекцию.

Упражнения на сохранения равновесия:

  • Поддержание равновесия тела,  в положении стоя, за счет изменения опорной площади (стоя на одной ноге).
  • Поддержание равновесия тела, в положении стоя. Усложнение за счет уменьшения опорной площади с добавлением дополнительных движений  в руках (стоя на одной ноге хлопать в ладоши).
  • Упражнения, основывающиеся на отключении одного из органов чувств – ходьба в наушника, ходьба с закрытыми глазами  (Рис. 1).
  • Перемещение  босиком по неровной поверхности (сенсорной  дорожке, канату)
  • Перемещение боком или спиной вперед.

Рис.1. Ходьба  с закрытыми глазамиC:\Users\Батыр\Documents\КАМЕРА.ВОТСАП..Надомники.Анапа,Мышкин\ФОТОВИДЕО.Линник,Савинков2019\3..jpg

Баллистические упражнения:

  • метание и броски мяча в цель
  • Игра «поймай рыбку»
  • Игра «Дартс»  (Рис.2).
  • Игра «Кольцеброс»
  • Игры на тренажере «Шнуровка»
  • Пальценосовая проба (дотронуться кончиком пальца  до носа, поочередно левой и правой рукой).
  • Упражнения на графокоррекцию (раскраска контуров предмета).

Рис.2. Игра «Дартс» C:\Users\Батыр\Documents\КАМЕРА.ВОТСАП..Надомники.Анапа,Мышкин\ФОТОВИДЕО.Линник,Савинков2019\5..jpg

II. МЕТОД ГРАФОКОРРЕКЦИИ.

Методика заключается в ежедневной работе с цветными карандашами. Графокоррекция  при помощи цветных карандашей формирует умение производить точные согласованные движения руки и глаз, контролировать силу нажима и скорость движения руки. На каждом занятиии ребенок раскрашивает контурную картинку. (Рис.3).
Раскрашивание контурной картинки формирует у ребенка такое свойство нервной системы, как  вовремя остановиться  и переключиться на другое движение
.  «Проблема не в том, что ребенок «не видит»  строки во время письма  или контур рисунка во время раскраски, а в том, что у него  нетренированная нервная система и несформированная способноть «остановиться-переключиться» (Миненкова И.И. 2007 г. УОБГПУ  им. М. Пранка).

Рис.3. Раскраска контуров. C:\Users\Батыр\Documents\КАМЕРА.ВОТСАП..Надомники.Анапа,Мышкин\ФОТОвидео.Надомники4кл..2019г.окт\20191003_114833.jpg

III. МЕТОД БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ.

«Через простые сенсорные упражнения ребенку с проблемами в развитиии удается «найти себя», освоить свое тело. Для детей с ТМНР соматическая стимуляция – один из немногих каналов развития. Педагог своими руками лепит тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительности  (Миненкова И.И,2007г. УОБГПУ им.М.Пранка)..

Прикасания выполняются каждый раз в одной и той же последовательности и направленности: а) туловище, б) конечности рук, ноги, в) лицо.

Для соматической стимуляции можно использовать след. вспомогательные материалы:

  • Губки, массажные перчатки, полотенца,
  •  мячики, (фото Насти),
  • мягкие   игрушки,
  • Фен, тесто.

Длительность процедуры от 5-10 минут до 30 минут ( в зависимости от количества обхватываемых областей).

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода Базальной стимуляции

- Обведение контура тела массажным мячиком, мягкой щеткой.

- Растирание поверхности тела, конечностей руками, массажером.

-  Поглаживание различных частей тела с их называнием.

- Постукивание, похлопывание различных частей тела ребенка, в т.ч. и его руками.

- Прикосновение и надавливание на тело ребенка предметами различной формы и температуры (тесто холодное и теплое, мячик теннисный войлочный, кисточка, зубная щетка и др.)

- Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры (орех, мягкая игрушка, карандаш, мячик идр.)

- Стучать по ладошке ребенка погремушой, трешеткой.

- Рассматривание себя в зеркале.

- Упражнение в захвате и удержании ложки, зубной щетки, кандаша,орешка.

- Толкание предметов руками, ногами ребенка.

- Выполнение ПАССИВНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ  различными частями тела («пассивная ходьба», манипуляции руками ребенка с помощью педагога).

- Покачивание на фитболе – большом мяче. (Рис.4).

Рис.4. Покачивание на фитболе C:\Users\Батыр\Documents\КАМЕРА.ВОТСАП..Надомники.Анапа,Мышкин\ФОТОВИДЕО.КУЗНЕЦОВА Н.1б\9..jpg

- Пальчиковая  гимнастика с массажными шариками, грецким орехом.

Все перечисленные упражнения выполняются при физической помощи педагога ( 1/3 времени занятия уходит на отдых).  

Базальная стимуляция  дает возможность детям с ТМНР осознать свое тело в элементарных и важных  ситуациях в коррекционно-развивающей  области по уходу за ребенком.

  ЛИТЕРАТУРА:

1. Миненкова И.И. «Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми и множественныеми нарушениями  психофизического развития».-учебно-метод.пособие,2007г. УОБГПУ  им. М. Пранка

2. «Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» . Под ред. Н.Н.Яковлевой, СПб ЦДК проф. Баряевой 2015г.

3.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья», М.: Нациоальный книжный центр, 2016г.

4. Аманова М.Б. « Индивидуальное занятие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и аутизмом "Формирование пространственных представлений», 2017г. https://urok.1sept.ru.

Доклад подготовила  учитель Аманова М. Б.

ШМО учителей нач.кл.и специалистов МКОУ ШИ , г.Королев, 2019г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"

В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...

Социализация детей с ЗПР в условиях дошкольного подразделения Центр лечебной педагогики и дифференцируемого обучения

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»  (отделение дошкольного и начального образования)«Социализация детей ЗПР в условиях дошкольного подразделения центра»...

Доклад «Методы оздоровления детей в условиях школы и дома».

      Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Однако здоровье не выдается как выигрыш по лотерее. Ученые доказали, ч...

" Лечебная педагогика"

Учебно-воспитательная работа в учреждении здравоохранения....

Варианты АООП. Краткая характеристика содержания обучения.

Варианты АООП. Краткая характеристика содержания обучения.На основе Стандарта возможно применение четырех вариантов программ обучения. Определение нужного варианта для детей учащихся происходит н...

Контрольно - измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП 1-12(вариант 2).

Промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня освоения СИПР обучающимся по учебным предметам и коррекционно-развивающим занятиям в соответствии с ФГОС ОВЗ....