Доклад на тему:"Психолого-педагогическая помощь семье, имеющей ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями"
статья по теме

Ткачук Татьяна Владимировна

 

Для детей с множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими. И чем раньше ребенку, в том числе страдающим детским церебральным параличом, будет оказана помощь, тем она будет эффективнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_semey.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика семей, воспитывающих детей с тяжелыми двигательными нарушениями

Многочисленные исследования семей убедительно доказывают, что зрелая благополучная семья сегодня достаточно редкое явление. Исчезла необходимость объединения ради выживания, «дом» строиться исключительно на психологических основах: экономические связи разрушены, социальные роли родителей расплывчаты, любая трудность может отрицательно повлиять на стабильность семьи. А рождение ребенка с адаптационными нарушениями является серьезным испытанием семьи на прочность.

Реакция родителей на рождение такого ребенка зависит от многих причин.

По наблюдениям пр. Семаго все многообразие реакции родителей на рождение аномального ребенка проходит 4 основные фазы.

  1. Растерянность. Страх. Родители оказываются не в состоянии адекватно понять и переработать случившееся. В таких случаях консультирование должно быть приостановлено для проведения психокоррекционных мероприятий.
  2.  Шоковое состояние. Оно нередко выливается в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Это своеобразная защита, устранение эмоциональной подавленности. Как крайняя форма – отказ от обследования и проведения коррекционных мероприятий. В этих случаях родители многократно обращаются в различные научные и лечебные центры с целью отменить, устранить «неверный» диагноз

3. По мере  того, как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль, так называемая «хроническая печаль». Это депрессивное состояние связано с осознанием истины.

4. Вольно или невольно родители начинают искать виновного. Как правило, основная часть вины возлагается на мать. (Отцы, как правило; уходят из семьи, тяжело переживая неоправданные надежды, психологически не справляясь с возникшими трудностями).

Вся тяжесть ухода за ребенком с ДЦП, его развитие и коррекция падает на мать.

Навыки самообслуживания.

Первое, к чему должны стремиться родители дошкольников, это развитие у ребенка потребности к самостоятельному обслуживанию себя. Ребенка нужно научить самостоятельному приему пищи, умению брать ложку, держать кружку и пить из нее.

В том случае, если двигательные возможности ребенка не позволяют удерживать столовые приборы в нужном положении, родители должны знать, что можно пользоваться специально изготовленными приборами или самим приспособить эти предметы к возможностям ребенка (резиновые удерживания, утяжелители и т.п.).

Движения, которые необходимо развивать у ребенка с ДЦП, условно можно разделить следующим образом.

Развитие крупной моторики.

 Для развития крупной моторики авторы советуют упражнения из практической жизни:

- открывание и закрывание различных замков.

- открывание и закрывание кранов, флаконов, бутылок разной формы.

- включение, выключение, переключение телевизора.

- складывание салфетки по намеченным линиям.

Все упражнения выполняются по очереди двумя руками.

Развитие мелкой моторики.

Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности. Ребенку вкладывают в руки игрушки различные по величине, весу, фактуре, температуре. Ребенка поощряют тянуться к висящим в кроватке ярким игрушкам.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с 6-7 месяцев. Получив инструкции специалиста (массажера, учителя по ЛФК) мама может сама делать массаж кистей рук ребенка от кончиков пальцев к запястью, «сгибать и разгибать своими руками каждый палец ребенка.

Детям старше 2-х лет для развития мелкой моторики специалистами государственного учреждения » Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «рекомендует следующие упражнения:

- ребенок сжимает и разжимает пальцы одной руки в кулак.

- противопоставление 1 пальца всем остальным поочередно.

- сгибание и разгибание пальцев с усилием («кошка выпустила коготки»)

- «сыпать зерно птичкам».

- «домик» (соединенные концы пальцев)

- произвольное перекладывание предметов из руки в руку (предметы разные по размеру, материалу: мягкие, жесткие, гладкие, шероховатые, упругие, твердые и т.п.), чтобы ребенок соизмерял свои усилия с характеристикой предметов, развивал тактильные ощущения.

- участие в теневом театре.

Требования к родителям и специалистам, работающими с детьми, страдающими ДЦП.

1. Не опекать чрезмерно и не помогать ребенку, если он может что-то сделать сам.

2. Очень важно, чтобы взрослые договорились об общих требованиях к ребенку и последовательно их выполняли. Если мама пытается научить 3-х летнего ребенка есть самостоятельно, то бабушка, кормящая его с ложечки, оказывает ему «медвежью услугу».

Лучше использовать специальные приспособления, позволяющие ребенку справиться с задачей (дать кружку с двумя ручками, надеть на ручку ложки резиновое кольцо, чтобы она стала толще и удобнее).

3. Ребенку с адаптационными нарушениями (ДЦП) важна ситуация успеха.

Начинайте день с того, что ребенок умеет хорошо делать. Придерживайтесь определенного распорядка, намечайте временные границы, Малыш должен точно знать, что надо делать утром после пробуждения и как готовиться ко сну, как вести себя за столом и куда убирать игрушки. Специалисты в книге «Если ваш ребенок не такой как другие» (под редакцией Волжиной) рекомендуют усложнять задания постепенно, контролируя его выполнение.

В конце учебного года обязательно спросить у ребенка, что нового он сделал, чему научился.

Отмечая успех ребенка находитесь к нему лицом к лицу, покажите ребенку свою радость.

В книге «Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья» приведены 64 способа оказания психологической поддержки детям. Вот некоторые из них:

У тебя получилось это!

Я горжусь тем, как ты сегодня работал.

Еще немного времени и у тебя это получится.

Так держать!

Вот этого я еще не видел!

Я верю в тебя, у тебя будет получаться не хуже, чем сегодня.

Избегайте критиковать ребенка, его первые опыты, какими бы неудачниками они вам не казались Неудача может вызвать стойкий протест против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому очень важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением, чтобы у ребенка возникло чувство безопасности и уверенности, что у него получится.

«Нетипичный ребенок развивается особым образом и требует особого образования.

Если он что-то не умеет, значит вы еще не нашли подходящей техники обучения».

4. Не захваливать.

Чтобы не произошло пресыщение похвалой, сохранялась ее ценность, желательно ослабить похвалу за те действия, которые уже становятся автоматическими.

Например, просовывание рук в рукава одежды, застегивание пуговиц, молний, шнуровка (если в целом моторные навыки освоены).

  1. Обучая какому-либо навыку, необходимо правильно организовать место обучения: стульчик, чтобы удобно нагибаться, разложенные в нужном порядке вещи, чтобы ребенок с ДЦП мог до них дотянуться.

Существуют принципы организации пространства при обучении определенным навыкам:

5.1. продумать, какие именно предметы будут использованы при обучении данному навыку.

5.2. расположите эти предметы на фиксированных местах недалеко друг от друга, чтобы при выполнении действия сконцентрировать внимание на самом процессе, а не на поисках нужных вещей.

5.3. необходимые предметы должны быть доступны для самостоятельного использования.

5.4. не перегружайте пространство большим количеством предметов, не имеющих к данному навыку отношения. Это отвлекает внимание и затрудняет координацию движения.

Во время обучения конкретным навыкам вставайте сзади ребенка. Это создает у него ощущение самостоятельности и, одновременно, уверенности в получении необходимой помощи.

Нельзя пытаться научить ребенка всему сразу. Необходимо сосредоточиться на одном, наиболее ему доступном навыке, постепенно подключая его к простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.

« Памятка родителям от детей».

Подытоживая рекомендации к семье, специалистам, специалистам, обучающих ребенка с двигательными нарушениями, хотелось бы привести некоторые «высказывания» из «Памятки родителям от ребенка» из книги авторов «Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Высказанные в шутливой форме, они подтверждают все выше сказанное.

- «Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой».

- «Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле, Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой и «нытиком».

- «Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. А то я могу продолжать вас использовать в качестве прислуги».

- «Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе».

- «Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте».

При воспитании детей с церебральным параличом важно использовать различные методики, способствующие укреплению ЦНС и развитию движений.

Иппотерапия. Цель иппотерапии заключается в использовании движений лошади в лечебных целях. Она способствует развитию подвижности и координирует работу мышц.

Плавание. Если нет противопоказаний, то лучше всего начинать плавание с 9-12 месяцев, потому что в этом возрасте дети еще не боятся воды.

Интересный опыт представляют специалисты Астраханского Центра. Центр медико-педагогической и социальной реабилитации – многопрофильное учреждение, включающее весь комплекс помощи детям с ДЦП независимо от степени тяжести заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся с ограниченными умственными возможностями».

Из опыта работы по  адаптации учащихся с ограниченными умственными  возможностями....

Доклад по теме: Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива

Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива. Доклад составила педагог дополнительного образования Аверкина Г.Н.В докладе рассмотрены следующие вопросы:- какие этапы в сво...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Доклад на тему: Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями

Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями....

Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?П...

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим особого ребенка

Статья описывает цели, задачи, принципы и подходы при взаимодействии педагога, психолога, организующего работу с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии....

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЯ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Данная статья посвящена технологиям организации учебного процесса ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), позволяющим оптимизировать его работу за компьютером с целью сохранения ег...