Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Театральная студия"
рабочая программа на тему

Машкова Мария Николаевна

Программа разработана на 2 года, применяется в ЦССВ "Сколковский". Основное направление -социализация детей, развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_studiya.docx93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная  программа «Театральная студия»   ЦССВ «Сколковский»  воспитателя  Волковой М.Н.

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности            «Театральная студия» 

        

Разработчик программы:

Воспитатель  Волкова Мария Николаевна.

Москва 2016

Содержание:

  1. Пояснительная записка  ------------------------------  2 - 7 стр.
  2. Введение                          -  ---------------------------- 8    стр.
  3. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития.--------9-12 стр.

  1. Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития---------13-16 стр.
  2. «Театральная студия» основы ----------------------17-22 стр.
  3. Первый год реализации программы----------------23-27стр.
  4. Второй год реализации программы-----------------28-41 стр.
  5. Список используемой литературы------------------42 стр.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа  «Театральная студия» имеет художественную направленность. Занятия в театральной студии задуманы и осуществляются с целью творческого, нравственного и духовного развития ребёнка во внеурочное время. В «Театральной студии» все участники выступают равными членами игрового сообщества. Через драматическое действие, осуществляемое воспитанниками, происходит очень важное освоение мира. Создание образа, в основе которого лежат индивидуальные средства выразительности (пластика, мимика, жест) каждого участника, является главной составляющей деятельности «Театральной студии».

  • Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в создании образа, используя внутренние ресурсы личности, желание общаться и устанавливать дружественные отношения со своими партнерами по сцене, проявлять свою индивидуальность.
  • Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия в «Театральной студии» способствует  развитию воображения, усовершенствованию техники речи, расширению словарного запаса, осознанию своего местоположения в пространстве, умению взаимодействовать со своими партнерами, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Занятия показывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему ребёнка, являясь, источником положительных эмоций.

  • Задачи

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружественные отношения между участниками театральной студии.
  2. Формировать устойчивый интерес к познанию мира.
  3. Способствовать формированию художественного вкуса.

Развивающие:

  1. Развивать и раскрывать  возможности каждого участника.

Обучающие:

  1. Формировать навыки и привычки культурного поведения .
  2. Формировать навыки регулярного посещения театров, музеев, чтения художественной литературы.
  3. Формировать навык художественного выступления.

  • Новизна  - программа состоит в многообразии предлагаемых форм игровой деятельности: инсценировка литературного произведения, кукольный спектакль, теневой, пальчиковый театр, с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, а так же его личных предпочтений.
  • Отличительные особенности программы:
  1. В основу театральной постановки ложатся русские народные сказки, произведения классиков детской литературы.
  2. Содержание занятия может меняться в зависимости от самочувствия и настроения детей.
  3. В подготовке кукольных спектаклей приветствуется помощь сотрудников, волонтеров, родителей.

  • Сроки и реализации программы:

      Программа ориентирована на детей 9-15 лет, без специальной подготовки.

      Необходимым качеством участника является умение говорить, способность воспроизводить небольшие отрывки художественного текста и желание учувствовать в  постановке.

     Программа рассчитана на 2 года.  

  • Наполняемость группы :

Первый год обучения- 8 человек.

Второй год обучения -8 человек.

  • Режим занятий:

Занятия групповые – 2 раза в неделю по 45 минут.

  • Формы занятий:

Практическая, репетиционная, праздник, спектакль.

  • Формы организации деятельности воспитанников на занятиях:

Групповая, индивидуально-групповая.

  • Методы обучения:
  1. Вербальные (беседа, работа с текстом, объяснение значения незнакомых слов).
  2. Наглядные (показ приемов работы, работа со сценических движением).
  3. Практические (наблюдение, самостоятельная и творческая работа).
  4. Эвристические, поисковые: (поиск интонации, жеста).
  5. Игра –драматизация.

  • Интеграция познавательных областей:

Базовая познавательная область – социализация.

  1. «Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
  2. «Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
  3. «Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
  4. «Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.
  5. «Коммуникации» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
  6. «Физическая культура» использование подвижных-сюжетных игр.
  7. «Социализация» использование дидактических игр.
  8. «Труд»  участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке  и после художественного творчества.
  9. «Здоровье» используются здоровьесберегающие технологии.
  10. «Безопасность» знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.

  • Здоровьесберегающие технологии
  1. дыхательная гимнастика
  2. артикуляционная гимнастика.
  3. пальчиковые игры со словами,
  4. гимнастика для глаз,
  5. физкультминутка, динамические паузы.

  • Ожидаемый результат и способы проверки.

К концу обучения у воспитанников:

  1. Формируются начальные представления о выдающихся ценностях культуры мира.
  2. Появятся знания о театре.
  3. Расширится кругозор, и обогатиться словарный запас.
  4. Разовьются навыки публичного выступления и выразительного чтения.
  5. Разовьется умение взаимодействовать в коллективе и определять своё местоположение на сцене.
  6. Закрепятся знания о правилах этикета в общественных местах и следования правилам поведения.

Предметная диагностика проводится в форме:

  1. Публичного выступления в театральном коллективе.

Педагогическая диагностика предполагает

  1. личные беседы с детьми и их родителями.
  2. Оценка детьми  сценической деятельности.

Введение.

Настоящая  коррекционно – развивающая программа направлена на  развитие коммуникативных навыков общения воспитанников в социуме, формирование навыков культуры поведения. Способствует развитию интереса к познанию мира, воспитанию художественного вкуса.

Программа «Театральная студия»  предполагает планомерное введение воспитанника в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми.

Программа предполагает знакомство с театральными жанрами такими как, игра-драматизация, кукольный театр, пальчиковый театр, театр теней.

«Театральная студия» включает в себя инсценировки русских народных сказок, а так же классиков детской литературы.

     

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание  отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий, однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.

Наиболее типичными для данной категории  являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Особые образовательные потребности детей

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей. Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.

Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колебаться от умеренной до глубокой. Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет им овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает  предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической  и трудовой деятельности.

Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или он возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

У третьей группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется преимущественно в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеют элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как целого.

         

Для реализации программы «Театральная студия» основной деятельности является ознакомление воспитанников  с произведениями художественной литературы.  «Театральная студия» является важным направлением в коррекционно-воспитательной работе. Художественная литература благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению причинно-следственных связей, побуждает к реализации образов героев в театральной постановке. Базируясь на тесной связи с игровой деятельностью, художественная литература позволяет ему осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее действием и художественными образами, способствует появлению замысла. Такая игра насыщает слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его память, стимулирует развитие связной речи. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с пересказа коротких литературных произведений с простым сюжетом.

Первоначально  воспитывают у детей эмоциональное отношение к речи и рассказываемому сюжету, что является одним из факторов успешного речевого развития. Это можно делать на фольклорном материале богатом своей ритмичностью и музыкальностью, повторами и аллитерациями. Фольклорный материал хорош для детей тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Перед педагогом стоит задача — формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к театральной постановке, сценической деятельности, умению слушать речь и чувствовать интонацию.

Учитывая интерес детей к жанру сказки, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться старших  - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». А такие черты характера, как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Жанр  сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

.         В «Театральной студии» ребёнок учится  сосредоточивать внимание на рассказываемом тексте, воспитывает умение слушать друг друга, дослушивать рассказ до конца.  Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, с малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. Педагог показывает детям, как надо поступать правильно, постепенно воспитывая у них положительные нравственные представления и черты характера, одновременно уча детей правильно выражать свои мысли и оформлять высказывания.

Работа над художественным текстом строится в определенной последовательности:

  • рассказывание текста детям;
  • обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;
  • повторное рассказывание текста с использованием художественных иллюстраций;
  • пересказ текста детьми по вопросам педагога;
  • пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации;
  • пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы;
  • беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания и рассказывания, тексты усложняются. К концу первого года обучения детям предлагаются сказки, короткие истории и рассказы для постановок в театральной студии.

В работе над текстами широко используются приемы драматизации и игры-драматизации. Именно эти приемы играют огромную роль в усвоении детьми текста. Особое влияние оказывает та игра-драматизация, в которой участвуют сами дети. В такой игре ребенок связывает слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают коммуникативными навыками, особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языковые способности.

В целях развития памяти и речи детей программа предполагает обязательное разучивание наизусть стихов, поговорок, загадок, небольших кусочков текста.

Занятие на разучивание стихов и текста наизусть строится по следующему плану:

  • чтение художественного произведения педагогом;
  •  работа над пониманием текста;
  • повторение текста детьми одновременно с педагогом;
  • повторение текста ребенком с подсказками педагога (в ситуации визуально-тактильного контакта между ними);
  • повторение текста ребенком самостоятельно.

Произведение необходимо разучивать целиком, дробление по строчкам мешает целостному восприятию текста, пониманию его смысла. Первые стихотворные строчки должны быть простыми и образными («Са-са-са, вот летит оса», «Ши-ши-ши, вот какие малыши»), содержать эмоциональную окраску, быть понятными по содержанию, быть связанными с запоминающимся событием в жизни ребенка. Чтобы повторение не было скучным, в занятие вносятся игровые элементы — рассказывание стихотворения для куклы, мишки, другого воспитателя.

В процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы большую роль играет иллюстрация как основное опорное средство, позволяющее ребенку следить за развитием действия и понимать текст. Необходимо использовать высокохудожественные, нестереотипные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках.

Работа над восприятием художественного текста должна проводиться с детьми на протяжении всего времени реализации данной программы.

Первый год обучения.

Задачи :

  • Формировать у детей эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.
  • Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.
  • Учить детей выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых сказок.
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок.
  • Учить детей узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.
  • Стимулировать ребенка повторять предложения и диалоги героев из стихов и сказок.
  • Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации.
  • Введение понятий посвященных театру. Культура поведения в театре, его структура, атрибуты и пр.
  • Введение новых понятий в речевой оборот детей (образ, мимика, жесты)
  • Учить использовать мимику и жесты, пластику в сценических постановках.

Месяц

Основное содержание работы.

Сентябрь

Создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости у детей на литературные произведения и вызывать интерес к ним. Развивать у детей умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание
Вырабатывать у детей умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников

Октябрь

Создавать условия для обучения детей выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых сказок («Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка» и др.)
Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок
Учить детей узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.

Ноябрь

Продолжать создавать условия для обучения детей выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов
Продолжать учить детей узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев
Стимулировать ребенка в повторении отдельных слов и выражений из стихов и сказок.
Учить рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных на них героев и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации.

Декабрь

Подготовка первого театрализованного представления для новогоднего праздника. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Январь

Раскрыть понимание - что такое театр, для чего люди выходят на сцену, атрибуты театральной жизни (театр начинается с вешалки).

Практика: Театральная игра « Давайте знакомиться». Разучивание сценария для праздника 23 февраля.  

Февраль

Введение термина образ, раскрыть понимание образа. Создание образа, введение термина интонация.

Практика: Театральная игра «скажи по разному», разучивание сценария к празднику 23 февраля.  Постановка на праздник 23 февраля.  Разучивание стихов для праздника 8 марта.

Март

Введение терминов мимика и жест. Роль грима для актера. Учить детей изображать чувство страха, гнева, радости, удовольствия, стыда, восхищения.

Практика: Игра на различие мимики и жеста « Покажи жестом…» « Покажи мимикой…». Игры на использование мимики « Трусливый зайка».

Апрель

Повтор пройденных теоретических тем посвященных театру. ( Театр, создание образа, интонация, мимика и жесты). Культура поведения в театре. Посещение театра.

Практика: Подготовка инсценировки сказки.

Распределение ролей, разучивание текста, применение на практике создание образа, использование мимики и жестов.

Май

Пластика как основа гармонии движения актера.

Практика: Просмотр видео роликов о домашних животных (наблюдение). Игра « Я не Леша, я щенок).

Подведение итогов теоретических занятий, подведение итогов выступлений.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны уметь эмоционально воспринимать литературные произведения, слушать текст.
  • Должны уметь воспроизводить диалоги  героев из стихов и сказок.
  • Дети должны иметь  представления о понятиях сцена, занавес, зрительный зал и пр.  
  • Умение применять альтернативные коммуникации (образ, мимика, жесты) в театральной деятельности.

Второй год

  • Основные направления деятельности второго года

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

  • Рекомендации по работе над ролью:
  1. составление словесного портрета героя;
  2. фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
  3. работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  4. подготовка театрального костюма;

  • Правила драматизации:
  1. Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

 Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы  являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

  1. Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

  1. Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
  2. Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Сентябрь

Тема

Деятельность детей

Кукольный театр

Игры, ряженье, просмотр кукольного театра

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

1.

Кукольный театр

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

Привезенные атрибуты кукольного театра

Приглашенный выездной кукольный театр, волонтеры , сотрудники ЦССВ

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен, как работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

2.

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы.  Имитационные этюды.

Костюмы для детей

Воспитатель

Знакомство с русскими народными костюмами

3.

«Пойми меня»

Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.

Загадки, игры

Воспитатель

Игры и упражнения на создание игровой мотивации.

4.

«Игры с бабушкой Забавушкой »

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

Игры

Воспитатель

Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Октябрь

Тема

Деятельность дошкольников

Сказка В. Сутеева «Яблоко».

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

5.

Вот так яблоко!

Беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения.

Книга с иллюстрациями к сказке В. Сутеева «Яблоко».

Чтение воспитателем произведения

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

6.

Импровизация сказки «Яблоко».

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.

С помощью воспитателя выбор ролей по сказке

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

7.

Репетиция сказки «Яблоко»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли

Воспитатель

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

8.

Драматизация сказки «Яблоко»

Показ спектакля детям других групп

Декорации, костюмы

Воспитатели и дети других групп

Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Ноябрь

Тема

Деятельность дошкольников

Сказка «Дудочка и кувшинчик».

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

9.

В лес по ягоды пойдем, с верхом кружки наберем!

Беседа по содержанию

Книга с иллюстрациями к сказке «Дудочка и кувшинчик»

Чтение сказки   В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

10.

Импровизация сказки «Дудочка и кувшинчик»

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.

С помощью воспитателя выбор ролей по сказке

развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

11.

Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик».

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли

Воспитатель

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

12.

Драматизация сказки «Дудочка и кувшинчик».

Показ спектакля детям других групп

Декорации, костюмы

Воспитатели и дети других  групп

развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Декабрь

Тема

Деятельность дошкольников

«Морозко»

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

13.

«Морозко»

Беседа по содержанию

Книга с иллюстрациями к сказке «Морозко»

Чтение пьесы «Морозко»

Просмотр фильма «Морозко»

развивать речь детей; познакомить со сюжетом сказки и выучить кусок текста.

14-15.

Репетиция новогодней сказки «Морозко».

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. Декорации, костюмы, роли

С помощью воспитателя выбор ролей по сказке

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

16.

Играем новогодний спектакль

Показ спектакля

Декорации, костюмы

Воспитатель

развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками

Январь

Тема

Деятельность дошкольников

Мимика, жесты, скороговорки, стихи

Игры, этюды, стихотворения

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

17.

Игровой урок.

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

Атрибуты к играм

Воспитатель

развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.

18.

Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

Карточки с рифмами для стихотворений

Воспитатель

развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

Февраль

Тема

Деятельность дошкольников

Пьеса «Снегурочка».

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

20.

«Снегурочка».

Беседа по содержанию

Книга с иллюстрациями к сказке «Снегурочка»

Чтение пьесы

«Снегурочка»

Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского.

21.

Весна идет! Весна поет!

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.

С помощью воспитателя выбор ролей по сказке

Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

22.

Репетиция весенней сказки «Снегурочка».

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли

Воспитатель

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

23.

Играем спектакль «Снегурочка»

Показ спектакля детям других  групп

Декорации, костюмы

Воспитатели и дети других групп

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Март

Тема

Деятельность дошкольников

Сказка «Волк и семеро козлят»;

Игры, этюды, репетиция ролей

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

24.

Волк-зубами щелк.

Беседа по содержанию.

Книга с иллюстрациями к сказке

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

развивать речь детей; познакомить с текстом сказки

25.

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.

С помощью воспитателя выбор ролей по сказке

Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волк и семеро козлят»

26.

Козлятушки, ребятушки.

Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций;

Репетиция ролей по эпизодам

Воспитатель

 Формировать четкую, грамотную речь.

27.

Я здесь на сундуке сижу.

Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций;

Репетиция ролей по эпизодам

Воспитатель

Формировать четкую, грамотную речь.

Апрель

Тема

Деятельность дошкольников

Сказка «Волк и семеро козлят»;

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

28.

Коза мама!

Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций;

Репетиция ролей по эпизодам

Воспитатель

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

29-30.

Репетиция сказки «Волк и семеро козлят»

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли

Воспитатель

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

31.

Играем спектакль «Волк и семеро козлят»

Показ спектакля

Декорации, костюмы

Воспитатель

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Май

Тема

Деятельность дошкольников

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

32.

Игровая программа «Это вы можете!»

Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей

Костюмы, декорации

Воспитатель, педагоги из других групп, дети младшего возраста

Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны быть готовы действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
  • Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  • Запоминать заданные позы.
  • Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
  • Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно (по мере своих возможностей).
  • Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  • Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями (говорящие дети).

Список литературы:

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  9.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  14. : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
  16.  А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  17.    Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
  18. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.

Москва 2016г.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа организации внеурочной деятельности вокально-эстрадной студии "Планета детства"

Программа помагает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала преподавателя, комфортных условий для развития...

Рабочая программа по внеурочной деятельности вокальной студии "Соловушка"

Улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся - одна из важнейших задач общеобразовательной школы. Главный ориентир - это учебная программа «Музыка». Но место искусству и жизненным про...

Рабочая программа по внеурочной деятельности музыкально-театральной студии «Маскарад»

Программа составлена на основе программы «Театр» Генераловой И.А.ОС «Школа 2100»; Стандарт ФГОС; М. «БАЛАСС», Год издания 2013....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия Фантазия"

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства так...

внеурочная деятельность. Рабочая программа Кружкового объединения "Зеленый рай"

Рабочая программа кружа "Зеленый рай" экологического направления...

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Игры с песком"

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.Особые образовательные потребности обучающихся.Коррекция познавательной деятельнсти у детей.Перспект...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Студия оригинального жанра"

Театральное творчество – это сложный вид интеллектуальной деятельности, который направлен на развитие индивидуальных и социальных навыков.Актёр должен уметь управлять собой, своим состоянием и э...