Русский язык - нам есть чем гордиться!
методическая разработка (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Воронина Лариса Сергеевна

Конспект внеклассного мероприятия для недели логопедов

«Русский язык — нам есть чем гордиться!»

Учитель  (вступительное слово).

Уважаемые ребята! В России введён новый праздник – День русского языка. Он отмечается 6 июня – в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Мы с вами, как носители этого прекрасного, мелодичного, богатого наследия, должны в силу своих возможностей беречь его, защищать от грязи, излишних заимствований и, конечно же, от сквернословия.  Многие стараются внести свою лепту в это важное начинание: появились специальные передачи на радио и телевидении. Вот и мы решили не остаться в стороне и представим вниманию гостей наш устный журнал «Словесник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_-_nam_est_chem_gorditsya_vnekl.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия для недели логопедов

«Русский язык — нам есть чем гордиться!»

Учитель  (вступительное слово).

Уважаемые ребята! В России введён новый праздник – День русского языка. Он отмечается 6 июня – в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Мы с вами, как носители этого прекрасного, мелодичного, богатого наследия, должны в силу своих возможностей беречь его, защищать от грязи, излишних заимствований и, конечно же, от сквернословия.  Многие стараются внести свою лепту в это важное начинание: появились специальные передачи на радио и телевидении. Вот и мы решили не остаться в стороне и представим вниманию гостей наш устный журнал «Словесник».

        1-й ведущий. Наша речь — самое удивительное из всего, созданного человеком.

        2-й ведущий. Без неё невозможна полноценная жизнь. Благодаря её величеству речи получили развитие наука и техника, литература и искусство.

        1-й ведущий. Значение языка нельзя переоценить, ведь именно слово помогает нам понять и полюбить друг друга!

        2-ведущий. Давно доказано, что русский язык — один из богатейших языков мира.      

        1-й ведущий. Но именно поэтому овладеть им не просто.

        2-й ведущий. Ты так думаешь?

        1-й ведущий. Для того, чтобы наша речь стала правильной и красивой, чтобы она помогала поворачивать душу собеседника к добру, нужно многое знать, понимать и чувствовать!

        2-й ведущий. Ты прав. Но как разобраться во всём этом? Ведь мы школьники, не любим «тормозов и правил»!

        1-й ведущий. Но без тормозов и правил нельзя прожить на свете. Тому свидетель любой автомобилист, пилот, медик, юрист и строитель… Правила и закон – это то, что построить мост и компьютер, то, что правит миром! Как же обойтись без правил?

        2-й ведущий. Значит, сегодня мы собрались на наш устный журнал «Словесник»,чтобы  поговорить о некоторых правилах нашей речи?

        1-й ведущий. Именно! Итак, первая страница журнала – «Русский язык - один из богатейших языков мира».

        Учащийся. То, что многие поэты и мыслители, учёные и художники отмечали яркость, богатство, выразительность и гибкость русского языка, Учащиеся читают высказывания о русском языке.   См. приложение.

        Ученица. Действительно, русский язык богат, и с этим не поспоришь. Ну, а если кто-то умеет точно назвать тот или иной предмет, описать его признаки и показать своё отношение к нему, то это его личные проблемы?

        Ученик. Да, но проблемы разрешимые. Просто надо чаще думать, наблюдать и «мотать на ус». Вспомним книгу Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». (Ребята разыгрывают сценку из книги.)

        Чтец.  В день смерти своей тёщи предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов зашёл в погребальную контору «Безенчук и нимфы».

        Воробьянинов. Умерла Клавдия Ивановна

        Безенчук. Ну, Царство небесное. Представилась, значит, старушка… Старушки, они всегда представляются.… Или Богу душа отдают, это, смотря, какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле – значит, представилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается,  Богу душу отдает.

Воробьянинов. То есть, как это считается? У кого это считается.

        Безенчук. У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

        Чтец. Потрясённый Ипполит Матвеевич спросил:

        Воробьянинов. Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

        Безенчук. Я человек маленький. Скажут: гигнулся Безенчук. Мне дуба дать или сыграть в ящик — невозможно: у меня комплекция мелкая…

        Ученица. Ну, это обычные изыски сатириков, их хлеб насущный: «гигнулся, перекинулся, ноги протянул»… За деньги и не такие словечки можно придумать. А вот что, на мой взгляд, действительно помогает передать чувства и переживания, так это искренность и умение владеть голосом

        1-й ведущий. Стоп! Стоп!

        2-й ведущий. Как раз этому посвящена вторая страница устного журнала.

        1-й ведущий. То, что о человеке многое можно узнать по его голосу, — новостью не назовёшь.

        2-й ведущий. Однажды к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать своё мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

        1-й ведущий. Можно привести много примеров отношения к слову у древних народов. Так, в древнеиндийском стихотворении читаем:

Черным-черна, однажды затесалась

Ворона между чёрными дроздами.

Её никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

2-й ведущий. Чтобы пользоваться голосом как прекрасным инструментом, нужно много потрудиться, выполняя упражнения на дыхание и дикцию. И речь тут вовсе не о том, чтобы вороне прикинуться говорящим дроздом….

        1-й ведущий. Свод правил, позволяющих сделать речь красивой и чистой, оставил нам ещё Цицерон.

        2-й ведущий. Одно из упражнений для работы над голосом мы попробуем выполнить вместе с учителем. (Преподаватель проводит игру с аудиторией, заключающуюся в чтении текста, приведённого ниже.)

          Я сижу и слушаю не дыша

       Шорохи шуршащего камыша

       Камышинки шепчутся:

     «Шу – шу – шу».

    «Ты о чём?» - сказала я камышу.

      Камышинки шепчутся:

    «Ши – ши – ши».

    «Что вы тихо шепчете, камыши?»

   «Разве так шушукаться хорошо?»

     А в ответ шуршание:

    «Шо – шо – шо».

     Я пляшу у самого камыша,

     Камышинки шепчутся:

   «Ша – ша – ша».

    Словно просят шёпотом: «Не пляши».

   До чего пугливые камыши!

1-й ведущий. Есть такое слово – интонация. О том, зачем она нужна в нашей речи, нам расскажет учитель.

Учитель. Интонация – важнейшее средство выразительности речи. С помощью интонации мы можем не только выразить тончайшие оттенки мысли и чувства, но добиться того, чтобы сказанное слово приобрело  смысл, прямо противоположный своему прямому значению. Например, слово «хорошо» имеет значение одобрения, но в разных ситуациях, произнесённое с разной интонацией, может приобрести совершенно противоположное значение. Давайте попробуем представить себе несколько ситуаций, когда одна и та же фраза звучит по-разному.

2-й ведущий. Владение голосом, между тем, ещё и ценное профессиональное качество, нужное представителям разных профессий: педагогам и артистам, дикторам и юристам…..

1-й ведущий. Выдающийся адвокат Ф. Н. Плевако лучше многих понимал, насколько важны тон и музыка речи, потому он стал тем юристом, на опыте которого учатся коллеги во всём мире.

2-й ведущий. Однажды Плевако выступал и защиту бедной старушки, укравшей чайник…. (Преподаватель читает текст.)

Старушка украла чайник стоимостью около 50 копеек. Она подлежала суду присяжных. Прокурор решил заранее проанализировать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал всё, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, всё наше гражданское благоустройство держится на собственности. Если мы позволим потрясать её, страна погибнет.

Поднялся Плевако:

- Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь….

Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

Речь Плевако стала решающей для присяжных. Они оправдали старушку.

1-й ведущий. Владеть голосом – это лишь полдела. Без умения выразить свою мысль чётко и образно ничего не добьёшься. Этому тоже нужно учиться. Сейчас мы увидим результат такой кропотливой работы. Вот, кажется, обычное стихотворение, а, по сути, – маленькое чудо. Ведь в его строках поэт Александр Кочетков передал то, что передать невозможно. Перед нами оживает душа, скорбящая о потере любимого человека.

(Выступление учащихся и учителя.)

 Юноша.

Как больно, мила, как странно,

Сродняясь в земле, сплетясь ветвями,

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не  зарастёт на сердце рана,

Прольётся светлыми слезами.

Не  зарастёт на сердце рана,

Прольётся пламенной смолой.

Девушка.

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть неразделимы;

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть всегда вдвоём.

Ты понесёшь с собой повсюду,

Ты понесёшь с собой, любимый,

Ты понесёшь с собой повсюду

Родную землю, отчий дом.

Юноша. 

А если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

А если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

Девушка.

За расставаньем будет встреча –

Не забывай меня, любимый!

За расставанья будет встреча –

Вернёмся оба, я и ты.

Юноша.

А если я безвестно кану,

Короткий луч пути земного?

А если я безвестно кану

За звёздный пояс, млечный дым?

Девушка.

Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим!

Учитель.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал смиренным и бездомным.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспел,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

Он рельс колёса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали…

Учитель. С любимыми не расставайтесь.

Юноша. С любимыми не расставайтесь.

Девушка. С любимыми не расставайтесь.

Все. Всей кровью прорастайте в них!

Учитель. И каждый раз навек прощайтесь.

Юноша. И каждый раз навек прощайтесь.        

Девушка. И каждый раз навек прощайтесь,

Все. Когда уходите на миг!

2-й ведущий. А. Н. Толстой однажды заметил: обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно.

1-й ведущий. Об этом мы поговорим на третьей странице нашего журнала.

1-я ученица. Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка

2-я ученица. Люди, которые не знают лексических норм языка, встречаются нередко. Про них даже стихи пишут, правда, только юмористические. За примерами далеко ходить не надо.

1-я ученица.

    Мой дядя выяснял лет сорок

    И все же выяснить не мог,

   Как говорить вернее: творог,

  А может, правильней – творог?

  И как – то он в молочной лавке

  Его увидел на прилавке.

  Лицо, как роза, расцвело!

  Решил купить он полкило.

  Но тотчас, на прилавок глядя,

 Опять задумался мой дядя:

 «Ведь, вероятно, он не дорог,

  Пойдёт в ватрушку и в пирог…

  А как спросить: «Почём творог?

 А может, правильнее – творог?»

 Задачу эту смог решить

 Мой дядя, лишь дойдя до кассы,

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило творожной массы!»

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось!

Она распродана уже!»

   1-я ученица. Да, над подобными ошибками можно было бы и посмеяться.

2-я ученица. Но только если их нет в твоей тетради. Вот представь себе: открывает учительница по литературе твоё сочинение и читает:

1-я ученица. «Маяковский высмеивал бюрократические извращения в органах власти».

2-я ученица. «Из популярных произведений Некрасова крестьяне узнали, как им плохо живётся».

1-я ученица. «Надо воспринимать человека и цветущим, и вянущим».

2-я ученица. «Старуха Изергиль была  гордая и неприступная, как танкист».

1-я ученица. «Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно».

2-я ученица. Да, нужно всегда следить за своей речью, иначе мы будем лишь шутами, приближенными к её величеству русской культуре и ничего серьёзного в жизни не добьёмся.

1-я ученица. Ну, например, как известный персонаж И. Ильфа и Е. Петрова Эллочка по прозвищу Людоедка.

(Ученики читают отрывок из романа «Двенадцать стульев».)

Чтец. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет двенадцать тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени «Гумбо – Юмбо» - всего триста. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. (Входит Эллочка.)

Эллочка (прислушиваясь и поднимая глаза). Мрачный муж пришел.

Щукин. Здравствуй, Леночка, а это что такое? Откуда стулья?

Эллочка. Хо-хо!

Щукин. Нет, в самом деле?

Эллочка.        Кр-расота!

Щукин. Да. Стулья хорошие.

Эллочка. Зна-ме-ни-ты-е!

Щукин. Подарил кто-нибудь?

Эллочка. Ого?

Щукин. Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил…

Эллочка. Эрнестуля! Хамишь!

Щукин. Ну, как же так можно делать! Ведь нам же есть нечего будет! 

Эллочка. Подумаешь!

Щукин. Но ведь это возмутительно! Ты живёшь не по средствам!

Эллочка. Не учите меня жить!

Щукин. Нет, давай  поговорим серьёзно. Я получаю двести рублей….

Эллочка. Мрак.

Щукин. Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею….

Эллочка. Жуть!

Щукин. Вот что. Так жить нельзя.

Эллочка. Хо-хо?

Щукин. Нам надо разойтись.

Эллочка. Подумаешь!

Щукин. И откуда у тебя этот идиотский жаргон!

Эллочка. Не учите меня жить!

Щукин. О, чёрт!

Эллочка. Хамите, Эрнестуля!

Щукин. Давай разойдёмся мирно.

Эллочка. Ого!

Щукин. Ты мне ничего не докажешь! Этот спор…

Эллочка. Я побью тебя, как ребёнка.

Щукин: Я перееду к Ивану Алексеевичу.

Эллочка. Ого!

Щукин. Он уехал на дачу на всё лето и оставил мне свою квартиру. Ключ у меня. Только мебели нет.

Эллочка. Кр-расота.

Щукин. До свидания, Елена!

Чтец. Он ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от обычных, металлических словечек. Эллочка также почувствовала всю важность минуты. Она напряглась и стала искать подходящие для разлуки слова. Они быстро нашлись.

Эллочка. Поедешь в такси? Кр-расота!

Чтец. Инженер лавиной скатился по лестнице.

1-й ведущий. Да, стать «людоедом» сегодня не сложнее, чем раньше, - надо просто перестать работать над своей речью.

2-й ведущий. Но необходимо помнить ещё и о том, что неточность речи – другая ловушка для ленивого.

1-й ведущий. Точности нашей речи посвящена четвёртая страница журнала.

2-й ведущий. Знаете, что такое слова – паразиты? Ничего вы не знаете! Ведь из-за этих самых слов может произойти буквально короткое замыкание! Не верите? А вот мы вам расскажем!

1-й ученик.

Видит как – то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

«Я не знаю, как начать….

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться….

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…»

Можно трубку положить:

Всё уже сгорело!

2-й ученик.

Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошёл

И коту заметил:

«Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного –

Будут, значит, гости.

В общем, я хотел сказать,

Что теперь не стану!»

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану…

2-й ведущий. Да, слова – паразиты, слова – пустышки – это проблема, за которой часто кроются наши нерешительность, неосмотрительность и даже глупость. Но бедой может обернуться и бездумное употребление иноязычных слов.

1-й ведущий.  Ты прав. В любой газете мы можем прочитать: «в эксклюзивном интервью», «отсутствие альтернативы»….

2-й ведущий. Кстати, во Франции за применение в средствах массовой информации иностранных слов, которым есть замена в родном языке, взимается штраф.

1-й ведущий. По-моему, мудрое решение. А как ещё сберечь то, что тебе дорого в наш рыночный век? Кстати, об этом нужно задумываться даже и нам, старшеклассникам. Ведь от нас зависит то, какой речь станет завтра, останется ли она русской или превратиться в сборную солянку, где в место доброкачественных продуктов – несъедобные вещи!

2-й ведущий. Пришло время перевернуть последнюю, пятую страницу нашего журнала.

1-й ведущий. Попрошу наших корреспондентов подготовить материалы на тему «Русский язык в моей жизни». Пока они готовятся к выступлению, предлагаю провести небольшой опрос. (Ведущие обращаются к аудитории с вопросам: «Какой должна быть речь вашего друга?»)

1-й ведущий.  А теперь приглашаем корреспондентов на сцену. (Ребята читают отрывки из сочинений о русском языке.)

1-й ученик. Я часто задумывался о том, почему у одного человека есть любовь к родному языку, а у другого нет. Как – то раз побывал на уроке в смежном классе, посвященном чистоте речи. Преподаватель процитировал К. Паустовского: «Я подумал, до какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к её настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заменить живой и светлый русский язык речевым мусором!» Далее речь пошла о том, что если поколение будет и дальше безжалостно затаптывать свою живую речь в грязь, то и само оно в грязи окажется. И напротив – забота о чистоте языка обязательно приведёт нацию к процветанию, приумножит славу нашей великой родины! Нелюбовь и невнимательность к своему языку породит и экономическую зависимость, наконец, то, что мы называем рабством.

2-й ученик.  К сожалению, в наше время, когда образование стало общедоступным, количество граждан, умеющих пользоваться родным языком на хорошем уровне, совсем не высоко. Люди имеют очень скромный словарный запас. Сейчас каждый второй мужчина и каждая пятая женщина не могут произнести фразы без грубого, нецензурного слова, думая, более весомой.

3-й ученик. В какой – то степени можно понять причины распространения сквернословия: у каждого много проблем, а о высоких материях думать некогда. И потеряв стыд, молодой человек, не стесняясь ни женщин, ни пожилых  людей, начинает хамить. В общем, многое тут от бескультурья. Значит, надо больше читать хороших книг. А они есть! На книгах ведь воспитал себя такой могучий талант, как М. Горький…

4-й ученик. Я считаю, что взрослые люди обязаны учить своих детей, опираясь на правильную речь. Тот, кто употребляет непристойные слова, не научит ребёнка ничему путному. Главное – понять, что свой родной язык нужно любить и уважать.

5-й ученик. Для меня мысль о том, что русский язык – это язык зрелого, самобытного народа, который прошёл в своём развитии большой и многотрудный путь, стала настоящим открытием. Будем же беречь русский язык! И пусть народ, создавший его, достигнет тех духовных высот, на которые зовёт его родной язык!

1-й ведущий. Вот и закончился наш журнал, но не закончилось наше общение с книгами. О них нам сейчас расскажет заведующая библиотекой. (Выступление библиотекаря.)

Приложение

Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется созданным для поэзии.

                                                               Проспер Мериме

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                             Н. Бердяев

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Это клад, это достояние! Обращайтесь бережно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!

                                                              И. Тургенев

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни "Нам есть чем гордиться и есть что беречь"

Школьный Фестиваль патриотической  песни  "Нам есть чем гордиться и есть что беречь"  для 5 - 11 классов....

Фестиваль патриотической песни "Нам есть чем гордиться и есть что беречь"

Школьный Фестиваль патриотической  песни  "Нам есть чем гордиться и есть что беречь"  для 5 - 11 классов....

Фестиваль патриотической песни "Нам есть чем гордиться и есть что беречь"

Школьный Фестиваль патриотической  песни  "Нам есть чем гордиться и есть что беречь"  для 5 - 11 классов....

Устный журнал «Русский язык – нам есть чем гордиться!»

Цели и задачи: Воспитывать любовь к великому русскому языку.Повысить общую языковую культуру.Развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеклассное время.Развивать ...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

классный час " Нам есть чем гордиться, нам есть, что беречь..."

Классный час "Нам есть чем гордиться, нам есть, что беречь..."...

Сценарий праздника "Русский язык - нам есть чем гордиться"

Как хорошо, что многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Чер...