Тестовые задания как способ проверки знаний на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.
тест (5, 6, 7 класс) на тему

Олекова Елена Игоревна

Основные понятия и определения, виды тестов (альтернативные, множественного выбора, перекрёстного выбора, тесты на припоминание и дополнение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_ponyatiya_i_opredeleniya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные понятия и определения

1.1.Проверка и оценка знаний обучающихся по математике

в коррекционной школе

Умственная отсталость − это отклонение в общем психическом и интеллектуальном развитии, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий необратимый характер

В оценке таких учащихся (как в прочем и всех) учитель должен:

  • правильно оценивать потенциальные возможности каждого учащегося;
  • оказывать индивидуальную помощь при овладении учебной информацией;
  • создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
  • стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности;
  • оценивать учащегося в сравнении с его же достижениями, т.е. с самим собой [10, 13, 16].

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности должны осуществляться в течение всего периода обучения.

Проверка знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень успеваемости, т.е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для направленной деятельности по устранению несоответствия между заданным и истинным уровнем знаний, для управления процессом обучения.

1.2. Методы контроля учащихся коррекционных классов

Проверка знаний, умений и навыков должна выполнять следующие функции:

  • обучающую (способствовать систематизации, обобщению, уточнению, расширению и обогащению знаний учащихся);
  • воспитательно-развивающую (повышать учебную дисциплину, развивать самоконтроль, формировать адекватную самооценку учебной деятельности школьника);
  • коррекционно-развивающую (способствовать развитию и коррекции психических процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер, а именно, неадекватного уровня притязаний, самооценки, отношения к оценке результатов деятельности);
  • стимулирующую (побуждать к активизации умственной деятельности по усвоению материала, способствовать выработке сознательного отношения к регулярному труду, побуждать к улучшению достигнутых результатов, создавать положительную мотивацию, вселять веру в свои возможности);
  • проектировочную (прослеживать путь развития учащегося, выстраивая линию достижений и неудач, объективно отражать путь формирования знаний, умений и навыков) [19].

Слово «тест» (англ. test - проба, проверка, испытание) в нашей литературе обычно употребляется в следующем смысле: «тест − это кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого»[1, с. 15].

Функции тестов:

  • социальная функция;( проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика начальной школы)
  • образовательная функция; ( состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества)
  • воспитательная функция; ( заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности)

развивающая функция; ( направлена на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы)

контролирующая функция; ( позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала)

  • занимательная функция; ( помогает повысить эффективность урока
  • функция творческого роста учителя 

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

При конструировании тестов необходимо учитывать следующее:

  • тестовые задания должны легко читаться;
  • задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике;
  • они должны быть независимыми;
  • формулировка задания не должна содержать двусмысленности;
  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны
  • максимально исключать возможность угадывания ответа [15]

2.1. Возможности тестового контроля при обучении математике

в коррекционной школе

Тест – система специальных стандартизированных заданий, применяемая в сочетании с определённой методикой измерения и оценки результата.

Проведение предварительно проверенных тщательно составленных тестов исключает влияние преподавателя, проводящего тестирование, на оценку успеваемости учащегося. Результаты тестирования лучше поддаются статистической обработке, чем балльные оценки; качество самих тестов также может быть проверено математико-статистическими методами. Каждый тест состоит из вопросов и ответов, подобранных и построенных в соответствии с определенными принципами. Характер вопросов в значительной степени определяется спецификой и логикой того учебного предмета, для проверки которого данный тест предназначается. Вопросы тестов можно свести к двум основным типам: основанные на узнавании и основанные на припоминании и дополнении [10].

Наибольшее распространение получили тесты с вопросами первого типа, часто называемые избирательными тестами. К каждому вопросу предлагается несколько ответов на выбор, ученик должен найти среди них правильный.

Среди избирательных тестов, в свою очередь, можно выделить:

а) альтернативные тесты;

б) тесты множественного выбора;

в) тесты перекрестного выбора.

Альтернативные тесты сводятся к тому, что ученик должен ответить на предложенный вопрос «да» или «нет». Альтернативные тесты применяются реже других разновидностей избирательных тестов. Их применение имеет, однако, определенные перспективы при проведении фронтального устного опроса, особенно при использовании при этом оборудования автоматизированных классов, о чем уже шла речь выше.

2.2. Тестовые задания для проверки знаний по математике

обучающихся на разных этапах урока

в специальной(коррекционной) школе

Структурой урока называется соотношение и последовательность проведения этапов урока, способствующих решению поставленных задач. Для каждого типа урока сложилась определённая структура. Выделяются следующие общие элементы урока:

  • организация начала урока;
  • проверка усвоения изученного материала;
  • подготовка учеников к усвоению нового материала;
  • постановка цели и задачи урока;
  • объяснение нового материала;
  • упражнения по новому материалу или закрепление;
  • закрепление и повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока;
  • сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к домашней работе [19, с. 68].

Тесты, применяемые на этапе проверки усвоения изученного материала.

Тесты, применяемые на этапе подготовке учеников к усвоению нового материала.

Тесты,  применяемые на этапе постановки цели и задач урока.

Тесты,  применяемые на этапе закрепления нового материала.

Тесты,  применяемые на этапе закрепления и повторения изученного материала.

Тема: Тестовые задания как способ проверки знаний на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

           Цель: изучение возможности использования тестов при оценки знаний по математике обучающихся в специальной (коррекционной ) школе VIII вида на разных этапах урока.

Объект: процесс оценивания знаний по математике обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Предмет: тестовые задания в процессе оценивания знаний по математике обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Задачи:

  1. Изучить систему проверки знаний по математике обучающихся в коррекционной школе.
  2. Рассмотреть методы контроля знаний по математике в коррекционной школе.
  3. Оценить возможности тестового контроля при обучении математике в коррекционной школе.
  4. Составить тестовые задания для проверки знаний по математике обучающихся в коррекционной школе на разных этапах урока.

Тестовые задания как способ проверки знаний

обучающихся на уроках математики

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Тест – система специальных стандартизированных заданий, применяемая в сочетании с определённой методикой измерения и оценки результата.

Вопросы тестов можно свести к двум основным типам: основанные на узнавании и основанные на припоминании и дополнении.

Наибольшее распространение получили тесты с вопросами первого типа, часто называемые избирательными тестами. К каждому вопросу предлагается несколько ответов на выбор, ученик должен найти среди них правильный.

Среди избирательных тестов, в свою очередь, можно выделить:

а) альтернативные тесты;

б) тесты множественного выбора;

в) тесты перекрестного выбора.

Альтернативные тесты сводятся к тому, что ученик должен ответить на предложенный вопрос «да» или «нет». Альтернативные тесты применяются реже других разновидностей избирательных тестов. Их применение имеет, однако, определенные перспективы при проведении фронтального устного опроса, особенно при использовании при этом оборудования автоматизированных классов, о чем уже шла речь выше.

Например, тест «Ответьте на следующие вопросы «да» или «нет»

  1. Сумма чисел 740 и 80 равна 860?
  1. Да;        2) Нет.
  1. Число 48 больше 8 на 6?
  1. Да;        2) Нет.
  1. Произведение чисел 9 и 7 равно 6?
  1. Да;        2) Нет.
  1. Если число 450 уменьшить на 3 сотни, то получится 420?
  1. Да;        2) Нет.
  1. Частное от деления чисел 54 и 6 равно 9?
  1. Да;        2) Нет.
  1. Если делимое равно 72 , а делитель 8, то частное равно 9?
  1. Да;        2) Нет.
  1. Разность чисел 130 и 50 равна 80?
  1. Да;        2) Нет.
  1. Число 2 меньше 140 в 7 раз?
  1. Да;         2) Нет.
  1. Если число 76 увеличить на 8 сотен, то получится 876?
  1. Да;         2) Нет.
  1.  Число 480 называют при счёте сразу после числа 479?
  1. Да;         2) Нет.

Тесты множественного выбора обычно предполагают выбор одного ответа из числа нескольких предложенных. Распространение тестов в последнее время объясняется, прежде всего, удобством их использования для ввода ответов учеников в различные контролирующие устройства.

Например, тест «Выбери правильный ответ»

1.Какое число увеличили в 3 раза, если получили 33 000?

а) 1 000;    б) 32 097;   в) 11 000

2. Произведение чисел 8 000 и 7 равно:

а) 56 000;   б) 8 007;    в) 5 600. 3. Если уменьшаемое равно 120 000, а вычитаемое – 9 000, то разность равна:

а) 129 000;   б) 111 000;    в) 11 000.

4. Частное от деления чисел 27 000 и 3 равно:

а) 24 000;    б) 9 000;    в) 30 000.

5. Высший разряд в пятизначном числе называется:

а) единицы тысяч;   б) сотни;   в) десятки тысяч.

6. При счёте за числом 99 999 называют число:

а) 1 000 000;    б) 99 998;   в) 100 000.

7. Если делитель равен 7, а частное – 7 000, то делимое равно:

а) 1 000;       б) 49 000;    в) 14 000.

8. Сумма чисел 6 000 и 26 000 равна:

а) 20 000;     б) 32 000;     в) 86 000.

9. 300 минут – это:

а) 3 ч;         б) 5 ч;         в) 6 ч.

10. Если число 17 000 увеличить в 4 раза, то получится:

а) 17 004;    б) 57 000;    в) 68 000.

Одной из разновидностей избирательных тестов являются тесты перекрестного выбора или тесты на сопоставление, предназначенные для установления ответов к ним, записанных в произвольном порядке. Приведем примеры тестов на сопоставление.

Пример 1. Тест «Соедините стрелками части задачи»

решение задачи

Бабушке 60 лет, а мама моложе её на 30 лет

условие задачи

Сколько лет маме?

вопрос задачи

Маме 30 лет

ответ

60 – 30 = 30 (лет)

Пример 2. Соедини линиями прямоугольники, в которых записаны выражения с теми прямоугольниками, в которых записаны их значения.

Пример 3. Тест «Соедини выражения с их значениями»

6+7

6

4+8

11

12−4

4

6+5

15

9+5

5

7+6

16

12−6

13

12−7

12

Сюда же можно отнести и тесты на систематизацию, используемые для определения умения упорядочить те или иные понятия по определенному признаку и т.д.

Пример.

1.Разгадай правило, по которому записаны числа:

76, 77, 78,…,…, 81, 82? Какие два числа пропущены?

  1. 79 и 83;   2) 79 и 80;   3) 75 и 80.

2.   По какому правилу записан ряд величин:

27 см, 29 см, 31 см, 33 см, …? Выбери  величину, которой нужно продолжить этот ряд.

1) 35;       2) 35 см;      3) 34 см.

3.  Разгадай правило, по которому составлен ряд чисел:

81, 72, 63, 54. 45, …   Выбери число, которым нужно продолжить этот ряд.

  1. 36;          2) 38;         3) 27.

4. По какому правилу составлен ряд выражений:

90: 2,  70: 2,  50: 2,  30: 2, …?  Выбери частное, которым нужно продолжить этот ряд.

  1. 20: 2;        2) 10: 2;        3) 40: 2.

5. По какому правилу записан ряд:

81: 3, 27, 72: 3, 24, 63: 3, …?  Выбери число, которым нужно продолжить этот ряд.

  1. 16;            2) 18;              3) 21.

6.   Какое число надо зачеркнуть в ряду чисел:

2 130,  2 231,  2 332,  2 443,  2 433,  2 534, чтобы он был записан по определённому правилу?

  1. 2 231;        2) 2 443;         3) 2 433.

Тесты на припоминание и дополнение, т.е. тесты второго типа, строятся обычно так: ученику предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные числа, слова или выражения, он должен заполнить пропуски.

Вместо оформления полного ответа ученик ограничивается здесь только вписыванием выражений, несущих основную информационную нагрузку, чем достигается экономия времени и учеников, и учителя. Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала.

Пример 1. Тест «Заполни пропуски»

1. Если число _____ уменьшить на 7, то получится 8.

2.Сумма чисел 9 и _____ равна 31.

3. Если к ______ прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.

4.Число 12 можно представить в виде суммы двух слагаемых разными

способами так: ___ + ___, или ___ + ___, или___ + ___.

5. Для вычисления значения выражения 80 – (60 + 17) последним действием надо выполнить _______.

6. Если число 33 увеличить на ____, то получится 60.

7. Периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 6 см равен ____.

8.Если первое слагаемое равно ___, а второе – 20, то сумма равна 69.

9.Разность чисел 52 и 8 равна ___.

10. Число 11 больше числа ____ на 7.

Пример 2.  Тест «Заполни пропуски»

1. Какое число пропущено в записи 58+16 = 80 − …?

а) 5;       б) 6;        в) 10.

2  Выбери цифру, пропущенную в записи 83 − 2… = 62.

а) 3;       б) 21;       в) 1.

3. Какой знак арифметического действия пропущен в записи

 0…4 + 12 = 92?

 а)  + ;       б)  - ;        в)  · .

4. Выбери знак, пропущенный в записи

841 013 – 53 842 ... 84 113 – 53 842

а) = ;       б)  <;         в)  > .

Проведение предварительно проверенных тщательно составленных тестов исключает влияние преподавателя, проводящего тестирование, на оценку успеваемости учащегося. Результаты тестирования лучше поддаются статистической обработке, чем балльные оценки; качество самих тестов также может быть проверено математико-статистическими методами. Каждый тест состоит из вопросов и ответов, подобранных и построенных в соответствии с определенными принципами. Вопросы тестов можно свести к двум основным типам: основанные на узнавании и основанные на припоминании и дополнении.

Применение тестовой технологии в коррекционной школе на уроках математики позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и способность к самоорганизации, формировать готовность к сотрудничеству, развивать способность к созидательной, творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Презентация к уроку математики в коррекционной школе VIII вида

Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: "Нахождение 1% числа". Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Урок математики в коррекционной школе VIII вида с элементами профессиональной подготовки.

Трудовое обучение в  коррекционной школе  ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на ...

Тема: «Экономическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе VIII вида»

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, человек не может обойтись в ней без экономических...

урок математики в коррекционной школе 8 вида "Прямоугольник"

Цель: Обобщить знания о прямоугольнике, связать с жизнью и практической деятельностью....