Консультация для воспитателей: "Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи"
методическая разработка на тему

       Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные занятия с детьми по  развитию речи, не может уследить за речью каждого ребёнка: во время игр,  на занятиях воспитателя,  на прогулке. Именно воспитатель следит за речью  детей, закрепляя пройденный материал на своих занятиях, в играх, различных режимных моментах. В свою очередь  логопед может подсказать те или иные приёмы, которые стоит использовать для развития грамматического строя речи, внимания, памяти и  мышления,  расширения словаря.

         Игровые приёмы с обычными игрушками, которые найдутся в любом детском саду (звучащие, резиновые, пластмассовые или мягкие игрушки животных, птиц и различные предметы),  может использовать на своих занятиях как логопед, так и воспитатель на занятиях по математике, развитию речи и в другие режимные моменты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

 учреждение  «Детский сад  № 12  «Звездочка»

г. Ртищево  Саратовской области

«Использование  игрушек

в  работе по развитию

грамматического строя речи »

               Консультация для воспитателей

 

  Учитель-логопед              

  МДОУ №12 «Звездочка»:           Андрианова Л.М.

Р т и щ е в о

2017

       Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные занятия с детьми по  развитию речи, не может уследить за речью каждого ребёнка: во время игр,  на занятиях воспитателя,  на прогулке. Именно воспитатель следит за речью  детей, закрепляя пройденный материал на своих занятиях, в играх, различных режимных моментах. В свою очередь  логопед может подсказать те или иные приёмы, которые стоит использовать для развития грамматического строя речи, внимания, памяти и  мышления,  расширения словаря.

         Игровые приёмы с обычными игрушками, которые найдутся в любом детском саду (звучащие, резиновые, пластмассовые или мягкие игрушки животных, птиц и различные предметы),  может использовать на своих занятиях как логопед, так и воспитатель на занятиях по математике, развитию речи и в другие режимные моменты.

         Классификация игр по развитию различных сторон  грамматического строя речи представлена в таблице.

Грамматические

конструкции

И г р ы

Падежи:

именительный

родительный

дательный

винительный

творительный

предложный

«Живое-неживое»,  «Кто голос (звуки) подает»,  «Один-много»

«Кого не стало? прятки»,  «Один-много»

«Кто к кому в гости пришёл?»,  «Угощение»

«Кого я люблю?»,  «Кого любит мама?»

«Кто  кем  любуется?»,  «Кто чем работает?»

«Кто о ком заботится?», «Кто о чем мечтает?», «О чем мечтают животные?»

Предлоги

«Спрячь игрушку?», «Кто где стоит?», «Что изменилось?», «Путешествия»

Словообразование

«Скажи ласково», «Какие глаза?», «Какой предмет?», «Построй по росту»,  «Раздели на команды»

Родовые понятия

«Мальчики и девочки», «Кто что делает?», «Узнай по описанию»,  «Чья игрушка?», «Мой, моя, моё»(соревнование)

Лексика

«Классификация»,  «Четвёртый лишний»

      Далее предлагаю  описание игр.

Именительный  падеж

«Живое-неживое».   Взрослый называет слова и бросает мяч,  задавая ребенку вопрос «кто?»,  ребенок ловит мяч и отвечает, ( например: кошка, слон, т.д.).  Затем взрослый бросает мяч и задает ребенку  вопрос  «что?», ребенок ловит  мяч и отвечает (например: тарелка,  машина, …).  Можно поменяться ролями.  Ребёнок спрашивает, а взрослый отвечает.  Усложнение:  взрослый отвечает неверно и просит ребенка помочь ответить. Эту речевую игру можно превратить в подвижную игру «быстрого реагирования».  Водящий называет разные предметы – живые и неживые. А участники должны сообразить, что сделать.  Если предмет живой – подпрыгнуть, если неживой – присесть, при ошибке – выйти из игры.

«Кто голос (звуки) подаёт?» .  Для этого понадобятся звучащие игрушки. Взрослый просит детей запомнить их и  закрыть глаза.  Затем он издает звуки, а дети называют, что звучало (погремушка,  бубен, дудка, барабан, …).  Также можно использовать игрушки животных и птиц.  Взрослый произносит: «му-му»,  «мяу», …,  а дети отвечают, кто из животных голос подаёт.

«Один-много».   Эту  игру можно проводить с мячом.  Взрослый называет один предмет, а дети, когда предметов много,  отвечают на вопрос: «кто?»  или  «что?».  Например:  кот-коты, машина- машины, … .

Родительный  падеж

«Кого не стало?  (прятки)».   Эта всем известная игра хороша тем, что не только закрепляет в речи ребенка родительный падеж существительных, но и тем, что развивает внимание и память.  Для лучшей тренировки этих психических процессов можно увеличить количество предметов.  Взрослый ставит в ряд несколько игрушек, просит детей внимательно посмотреть и запомнить их.  После этого взрослый убирает одну-две игрушки и просит назвать, кого не стало (например: козы, собаки, …).

«Один-много».   Эту  игру можно проводить с мячом.  Взрослый называет один предмет, а дети, когда предметов много,  отвечают на вопрос: «много кого?»  или  «много  чего?».  Например:  кот - много котов, машина -  много  машин, … .

Дательный падеж

«Кто к кому в гости пришёл?».  Эта  игра направлена на закрепление дательного падежа существительных и употребление  предлогов  к,  от,  у.   Поставив  игрушки  животных в ряд, взрослый выбирает одну игрушку,  которая будет ходить в гости к другим.  Затем выполняются действия и проговариваются фразы: «Зайчик в гости к лисе пришёл.  Зайчик от лисы ушёл.  Зайчик в гости к  медведю  пришёл.  Зайчик от медведя  ушёл. Зайчик в гости к волку  пришёл». Спрашивая у детей: «У кого в гостях был зайчик?» (У лисы, у медведя, у волка, … ),  взрослый тем самым ещё закрепляет и родительный падеж.

«Угощение».  Выставляются игрушки животных. В отдельную кучку кладётся угощение: грибы, орехи,  морковка, колбаска, ….   Взрослый просит ребенка  угостить животных,  называя кому что нужно.  Например:  зайчику дадим морковку, коту дадим колбаску, белке дадим орешки…

Винительный падеж

«Кого  я  люблю?».  Для  этой игры понадобятся игрушки женского и мужского рода,  разложенные на две кучки:  в одной мальчики, в другой девочки.  Взрослый даёт образец: я люблю кошку, лису, козу;  слона, волка, зайца. Важно обратить внимание ребенка на окончания слов при назывании, кого он любит. Для лучшего усвоения материала сначала перечисляются животные мужского рода,  затем женского. После дифференцируются окончания мужского и женского рода при назывании по очереди то мальчика, то девочки. Например: Я люблю кошку и слона. А ты кого любишь? А я люблю козу и зайца.

«Кого  любит мама?».   Эта игра расширяет слова по темам «Животные»  и «Птицы», а также  способствует закреплению винительного падежа существительных в единственном и множественном числе. Взрослый дает образец: «Мама-кошка любит котёнка, котят, мама-курица любит цыпленка, цыплят».  Затем спрашивает: «Кого любит мама-коза, мама-медведица?».

Творительный падеж

«Кто кем любуется?».  Игра хорошо способствует закреплению словаря по темам «Животные»  и  «Птицы».   Сначала можно вспомнить детёнышей животных или птиц.  Затем спросить: «Кем любуется мама-кошка?» (Котёнком, котятами).  «Кем любуется мама-курица?»  (Цыплёнком, цыплятами).

«Кто чем работает?».  Эта игра помогает закрепить словарь по теме «Профессии».  Например: «Чем подстригает парикмахер?»  (Ножницами, машинкой).  «Чем подметает дворник?»  (Метлой).  «Чем работает портниха?»  (Иголкой,  нитками, ножницами, швейной машинкой.)

Предложный падеж

«Кто о ком заботится?».   Эта игра направлена на закрепление предложного падежа существительных в единственном и множественном числе, а также на расширение словаря по темам «Животные»  и  «Птицы».  Для начала полезно вспомнить детенышей животных и птиц, а затем спросить: «О ком заботится мама-кошка?»  (О котёнке, о котятах).  «О ком заботится коза?»  (О козлёнке, о козлятах).  «О ком заботится  крица?» (О цыплёнке, о цыплятах)….

«Кто о чем мечтает?».  Эту игру хорошо проводить в канун  Нового года или дня рождения. Ребёнку предлагается  помечтать и сказать, о каком подарке он думает. Например: девочка мечтает о кукле,  мальчик мечтает о машине, кто-то о новом конструкторе…

«О чем мечтают животные?».  Для начала важно вспомнить, чем питаются животные, а потом уже о какой еде они мечтают. Например: волк мечтает о зайце,  лиса о курочке, кот о рыбке…

Предлоги

«Спрячь игрушку».  Взрослый дает инструкции ребенку: спрячь зайца под стол, посади его на стул, положи в шкаф, за  занавеску …  Затем спрашивает ребенка, куда он спрятал игрушку (под стол), где находится игрушка (под столом).

«Кто где стоит?».  Эта игра направлена на закрепление предлогов   за,  перед,  между. Вначале можно вспомнить сказку «Репка», показав иллюстрации и назвав кто за кем, кто перед кем и кто между кем стоит. Аналогично проводится работа с игрушками, поставленными в ряд. Сначала отрабатывается предлог  за, затем  перед и только потом  между.  Следует обратить внимание на то, что когда  начинаем говорить с конца, это предлог  за, если  сначала, то  перед, а когда называем соседей, стоящих перед выбранным животным и после него, то  между.  Педагог задает вопрос, используя эти предлоги. Например: «За кем стоит кошка? Перед кем стоит волк?  Между кем стоит коза?»  Когда ребенок начнет правильно отвечать, взрослый задает вопрос: «Где стоит кошка (коза, волк…)?»  Ребенок должен отвечать на вопрос, употребляя разные предлоги.  Например: «Кошка стоит за волком.  Кошка стоит перед козой.  Кошка стоит между волком и козой».

«Что изменилось?».  Эта игра направлена на закрепление  правильного употребления предлогов   за,  перед,  между, а также тренировать память и внимание. Поставив игрушки животных в ряд, взрослый предлагает детям внимательно посмотреть, кто где стоит, а затем закрыть глаза.  Педагог меняет местами некоторых животных. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось,  используя нужные предлоги. Например: «Заяц стоял за волком, а теперь стоит за лисой.  Лиса стояла между  козой и слоном, а теперь между слоном и  зайцем».

«Путешествия».  Выбрав игрушку животного, педагог сочиняет историю его путешествия (можно использовать сказку «Колобок»).  Например: медведь из берлоги вышел,  по дороге пошел,  в речку вошел и искупался. В реке рыбу поймал. Вышел из реки, обратно по дороге пошел, в берлогу вошел и пообедал пойманной рыбой.   В этой игре закрепляются не только предлоги, но и приставочные глаголы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления коррекционно-педагогической работы со школьниками с ЗПР по развитию грамматического строя речи

В работе представлены основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию грамматического строя речи школьников с задержкой психического развитию. Элементы данной работы можно использо...

Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи в игре...

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Консультация для педагогов Использование дидактических игр при формировании лексико - грамматического строя речи дошкольников с ТНР

Консультация для педагогов ДОУ о роли дидактических игр для формирования лексико - грамматического строя речи детей с ТНР...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Статья Работа по развитию грамматического строя речи у детей с ТНР

Краткое описание опыта работы учител-логопеда по реализации задач по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР с помощью технологии ТРИЗ, мнемотехники и ИКТ....