Доклад на педсовет. Структура урока в рамках ФГОС..
методическая разработка на тему

Габдрафикова (Белугина) Людмила Григорьевна

Для коррекционных школ для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet._struktura_uroka_v_ramkah_fgos.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Структура поурочного планирования в рамках ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

(слайд 1)

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В. А. Сухомлинский

(слайд 2)

Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Современный урок в рамках ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) призван формировать знания учащихся по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой  на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний. (слайд 3)

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Они имеют как статичные элементы, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура: первичное закрепление, постановка проблемы, мотивирование к учебной деятельности, включение нового знания в систему знаний и повторение, рефлексия, актуализация опорных знаний, открытие нового знания. (слайд 4)

При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование. (слайд 5)

Моделирование – определение основных параметров урока, определение типа и вида урока, включающее:

  • уточнение  концепции или технологической идеи обучения;
  • соотнесение цели урока с целями учебной темы;
  • определение типа и вида урока. (слайд 6)

 

Учитывая требования к уроку по ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Типы  урока: 

  • изучения и первичного закрепления новых знаний;
  • закрепления новых знаний;
  • комплексного применения ЗУН;
  • обобщения и систематизации знаний;
  • проверки, оценки и коррекции ЗУН    учащихся)

Вид урока

 - отражает ведущий метод обучения.

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.

Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы - конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачии добиваясь получения основного результата образования. (слайд 7)

По ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результаты  освоения основных образовательных программ (ООП) делятся на три группы:

Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Предметные: освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и

применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.

Метапредметные: освоенные универсальные учебные действия (УУД),  обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. (слайд 8)

Базовыми образовательными  технологиями ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  являются:

  •  Коммуникативные технологии (коммуникация – общение);
  •  Технология, основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);
  •  Технология, основанная на реализации проектной деятельности;
  •  Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения;
  •  Информационные технологии. (слайд 9)

По данным исследований, в памяти человека остается 25%  услышанного материала, 30% -  увиденного, 50% -  увиденного и услышанного, 75% -  материала, усвоенного в процессе практических действий. Использование ИКТ (мультимедийные презентации, тестирование, викторины, игры) позволяет создать условия для активизации мыслительного процесса на уроках, вовлечь всех учащихся в учебный процесс, никого не оставить без внимания, поддержки, помощи.

  В работе над уроком учителю поможет технологическая карта  план-конспект урока. (слайд 10)

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС с ОВЗ. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий (УУД), существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. (слайд 11)

Сегодня предлагается технологическая карта с  дидактической структурой. (слайд 12)

Целевой блок

Тема

Цель

Формировать УУД: 

  • Личностные: 
  • Регулятивные: 
  • Коммуникативные:
  • Познавательные: 

Планируемые результаты

Предметные

Личностные 

Инструментальный блок

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие 

Коррекционно-воспитательные: 

Тип урока

Учебно-методический комплекс

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Организация пространства

Межпредметные связи

Действия обучающихся

Диагностика результатов урока

(итог урока)

Домашнее задание

Технологическая карта с дидактической структурой включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель урока определяется:
  • планируемым результатом урока;
  • путями реализации этого плана.

 Цель обычно начинается со слов «определение», «формирование», «знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты (личностные, предметные). В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам:  сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть. 

Предметные: знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи. Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Задачи (коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные): 

 – данные в определённых условиях - (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

Основные понятия

Организация пространства - парная, фронтальная, индивидуальная работа;

Межпредметные связи

 Действия обучающихся

Диагностика результатов урока (итог урока) –

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Домашнее задание

Технологическая карта может  содержать дополнительно:

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов – в таком виде технологическая карта урока соединяется с опорным конспектом. (слайд 13)

Технология проведения

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивационно-целевой  этап

Изучение нового материала

Изучение новых способов действия

Рефлексивно-оценочный этап

  В структуру опорного плана-конспекта урока входят разделы: технология проведения урока, время, деятельность учителя и ученика, и планируемые результаты. Конспект разбивается на этапы технологии проведения урока: мотивационно-целевой, изучения нового материала, изучения новых способов действия, рефлексивно-оценочный.

Этот план-конспект использовался многими педагогами на Республиканском семинаре директоров в апреле 2015 года.

Выводы: (слайд 14) Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При  подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного урока.

 Слайд 15. Рецепт приготовления хорошего урока:

Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того, как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции: мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того, чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!         Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству.

 Слайд 16. Благодарю за внимание!

Рекомендации:

  1. Использовать технологическую карту и план-конспект урока с начала 2015-2016 учебного года всем учителям;

31.08.2015

Приложение 3

Технологическая карта с дидактической структурой

Целевой блок 

Тема 

Цель 

Формировать УУД: 

  • Личностные: 
  • Регулятивные: 
  • Коммуникативные:
  • Познавательные: 

Планируемые результаты 

Предметные

Личностные

Инструментальный блок 

Задачи урока 

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие 

Коррекционно-воспитательные: 

Тип урока 

Учебно-методический комплекс 

Организационно-деятельностный блок 

Основные понятия 

Организация пространства

Межпредметные связи 

Действия обучающихся 

Диагностика результатов урока

(итог урока) 

Домашнее задание 

План-конспект урока

Технология проведения

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивационно-целевой  этап

Изучение нового материала

Изучение новых способов действия

Рефлексивно-оценочный этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете «Структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО"

План доклада: I. Структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО: / Комментарии выступающего к памяткам «Сравнительная таблица требований к традиционному уроку и уроку современно...

Доклад "Внеурочная деятельность по ОБЖ в рамках ФГОС"

Доклад "Внеурочная деятельность по ОБЖ в рамках ФГОС"...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: « СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА УРОКА В РАМКАХ ФГОС»

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь к...

Современная структура урока в рамках ФГОС. Выступление на районном МО учителей физики.

Современная структура урока в рамках ФГОС. Выступление на районном МО учителей физики....

Презентация к выступлению на районном МО учителей физике. Современная структура урока в рамках ФГОС

Презентация к выступлению "Современная структура урока в рамках ФГОС"....

Структура технологической карты урока в рамках ФГОС и его планируемые результ

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с инф...

Доклад "Структура урока математики по ФГОС."

Доклад "Структура урока математики  по ФГОС."...