Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" 2014 г.
рабочая программа на тему

Суворова Любовь Викторовна

Программа  дополнительного  образования    по  предметам, на  2014 - 2015  года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2014_g.docx107.23 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование программы дополнительного образования

ГКУ ЦССВ «Сколковский»

2014-2015

Москва


Согласовано                                      Утверждаю

Зам. директора по УВР                              Директор ГКУ ДССВ «Сколковский»

__________Н.А. Машкарина                ______________________А.С.Комаров

ПРОГРАММА

Дополнительного образования

Государственного казенного учреждения

Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский»

Департамента труда  и социальной защиты города Москвы.

Москва 2014г.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий, однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Особые образовательные потребности обучающихся

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей. Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.

Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колебаться от умеренной до глубокой. Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет им овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает  предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической  и трудовой деятельности.

Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или он возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

У третьей группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется преимущественно в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеют элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как целого.

   

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

рисование, лепка, аппликация.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.         Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному  отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

Примерное содержание предмета

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание  кусочка  материала от целого куска. Откручивание  кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание  шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности  действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по- сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».

Основные задачи:

   - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности воспитанников  путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

   - находить в изображении существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

   - ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

   - исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

   - дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

   - знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

   - развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности;

- расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве;

- дать представление о цветовом сочетании, свойствах и особенностях разных материалов для лепки;

- познакомить с основными инструментами, оборудованием для лепки из соленого теста, шарикового пластилина и пластики;

-  познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами;

 - развивать умения и навыки ручной лепки декорирования различными способами;

-развивать и совершенствовать творческое воображение и фантазию;

- воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.

            Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

Подготовительные занятия.

                   Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности воспитанников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

                В подготовительный период обучения педагог, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.

               Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

                 Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

              Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

               После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

Декоративное рисование.

                 На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий воспитанники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

                   Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

               Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование на темы.

                  Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

                  Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

РИСОВАНИЕ.

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов:

Отделение медико- социального сопровождения. Дошкольное отделение

Отделение психолого- педагогической помощи

1.

Осень.

Осенние пейзажи.

Осенние листья. Ветка рябины.

Одежда осенью.

Осенние сказки.

Погода. Дождь. Солнце.

Грибы.

Дорожки парка.

Заборчики дома.

Урожай.

Овощи. Помидор, огурец, тыква, репа и др.

Фрукты. Яблоко. Апельсин. Банан и др.

Полевые работы.

Кулинария, консервирование, заготовки. Животные в лесу.

8

4

2.

 День знаний.

2

1

3.

 День города.  

Шарики.

Ленточки на праздник.

Флажок.

Салют.

3

1

4.

Мы против террора.

Мир вокруг нас.

Дружба крепкая. Коллективные работы.

3

1

5.

Бережем здоровье.

Мячи.

Полотенца и др.

2

1

6.

 Посуда и предметы быта.

Узоры на посуде.

Формы посуды. Тарелка. Чайник. Ложка. Кружка.

Сервировка стола.

Баранки.

Пряники и др.

6

2

7.

Зима.

Одежда зимой.

Снежинка.

Снежный ком. Снеговик.

Ель. Ветка ели.

Санки.

Мороженое.

Птицы.

Кормушка для птиц.

5

4

8.

Новогодние игрушки.

Шар.

Сосулька.

Конфетти.

Гирлянда.

3

1

9.

Игрушки.

Куклы.

Мягкие игрушки.

Кораблик.

Цыпленок.

Неваляшка.

Рыбка.

Ракета.

Кукольный домик.

5

-

10.

Иллюстрируем сказки и литературные произведения.

Русские- народные сказки.

Сказки и рассказы российских и зарубежных авторов.

Авторские сказки.

Сказко- терапевтические произведения. (на выбор.)

6

3

11.

Семья.

Мой портрет.

Моя одежда.

Мои любимые занятия.

Машина.

Бусы, серьги, прически и др.

5

4

12.

23 февраля. Коллективная работа.

2

1

13.

Весна.

Одуванчики.

Ручейки.

Почки и листья.

Мимоза. Сирень.

Солнце и сосульки.

Травка.

Скворечник.

Гроза.

Куст земляники.

Ландыши. Колокольчики.

Цветущие деревья.

6

4

14.

8 Марта.

Мама и ребенок. Коллективная работа.

3

1

15.

1 Мая. Праздник Весны и труда.

2

1

16.

9 Мая. День Победы.

2

1

17.

Дом. Части дома.

Мебель. Кровать. Стол. Стул.

Книга.

Ковер. Постельное белье. Салфетки. Скатерть.

Домашние питомцы.

Осветительные приборы. Лампа. Торшер.

Комнатные растения.

5

2

18.

Лето.

Одежда летом.

Летний букет.

Погодные явления.

Деревья летом. Созревание урожая.

Поля летом.

Лес летом. Грибы и ягоды.

Птицы.

Домашние животные.

Насекомые.

4

4

Дополнительные темы:

Строительство.

Профессии.

Транспорт.

ЛЕПКА.

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Отделение медико- социального сопровождения. Дошкольное отделение

Отделение психолого- педагогической помощи

1.

Осень.

Ветка рябины.

Осенние сказки.

Грибы.

Урожай.

Овощи. Помидор, огурец, тыква, репа, морковь и др.

Фрукты. Яблоко. Апельсин. Банан и др.

Кулинария, консервирование, заготовки. Животные в лесу. Заготовки на зиму.

Червячок.

Гусеница.

Ежик.

Жук.

Листок.

Желуди. Каштаны.

10

5

2.

День знаний. Коллективная работа.

2

1

3.

 День города.  

Шарики.

Ленточки на праздник.

Флажок.

Салют.

3

1

5.

Бережем здоровье. Физкультура.

Мячи.

Кольца.

2

2

6.

 Посуда и предметы быта.

Формы посуды.

Тарелка.

Ложка.

Сервировка стола.

Яйцо.

Баранки. Пирожки. Пряники и др.

6

2

7.

Зима.

Снежный ком. Снеговик.

Мороженое.

Птицы.

Кормушка для птиц.

6

5

8.

Новогодние игрушки.

Шар.

Сосулька.

Конфетти.

Гирлянда.

4

3

9.

Игрушки.

Пирамидка.

Погремушка.

Мозаика.

Матрешка.

Цыпленок.

Паучок.

Неваляшка.

Рыбка.

Ракета.

Смешарики.

Лодочка.

Домик. Коллективная работа.

5

-

8.

Иллюстрируем сказки и литературные произведения и мультфильмы.

Колобок.

Золотая рыбка.

Снежная баба.

Солнышко.

Гриб.

Заяц.

Репка.

Золотое яичко.

Кораблик.

Каравай. Коллективная работа.

Русские- народные сказки.

Сказки и рассказы российских и зарубежных авторов.

Авторские сказки.

Сказко- терапевтические произведения. (на выбор.)

6

4

9.

Украшения.

Шляпки.

Бусы.

Цветы.

2

2

10.

23 февраля. Коллективная работа.

2

1

11.

Весна.

Одуванчики.

Ручейки.

Почки и листья.

Мимоза. Сирень.

Солнце и сосульки.

Травка.

Гроза.

Цветущие деревья.

7

3

12.

8 Марта.

Мама и ребенок. Коллективная работа.

3

1

13.

1 Мая. Праздник Весны и труда.

2

1

14.

9 Мая. День Победы.

2

1

15.

Дом. Коллективная работа.

Ковер. Салфетки. Скатерть.

Домашние питомцы.

Комнатные растения.

Аквариум. Коллективная работа.

5

2

16.

Лето.

Летний букет.

Деревья летом.

Лес летом. Грибы и ягоды.

Бабочка.

Муравей.

Птицы.

Домашние животные. Курица. Кролик.

Деревенский двор. Коллективная работа.

5

2

Дополнительные темы:

АПЛИКАЦИЯ

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов Отделение медико- социального сопровождения. Дошкольное отделение. Отделение психолого- педагогической помощи.

1.

Осень.

Осенние пейзажи.

Осенние листья.

Одежда осенью.

Осенние сказки.

Погода. Дождь. Солнце.

Грибы.

Урожай.

Овощи. Помидор, огурец, тыква, репа и др.

Фрукты. Яблоко. Апельсин. Банан и др.

Кулинария, консервирование, заготовки. Животные в лесу.

4

2.

День знаний.

1

3.

 День города.  

Шарики.

Ленточки на праздник.

Флажок.

Салют.

1

4.

Мы против террора.

Мир вокруг нас.

Дружба крепкая. Коллективные работы.

1

5.

Бережем здоровье.

Гигиена.

1

6.

 Посуда и предметы быта.

Узоры на посуде.

Формы посуды. Тарелка. Чайник. Ложка. Кружка.

Сервировка стола.

2

7.

Зима.

Одежда зимой.

Снежинка.

Снежный ком. Снеговик.

Ель. Ветка ели.

Кормушка для птиц.

4

8.

Новогодние игрушки.

Шар.

Сосулька.

Конфетти.

Гирлянда.

1

9.

Игрушки.

Кораблик.

Цыпленок.

Неваляшка.

Матрешка.

Пирамидка.

Погремушка.

Машинка.

Рыбка.

Ракета.

Кукольный домик. Коллективная работа.

4

8.

Иллюстрируем сказки и литературные произведения.

Русские- народные сказки.

Сказки и рассказы российских и зарубежных авторов.

Авторские сказки.

Сказко- терапевтические произведения. (на выбор.)

2

9.

Семья.

Мой портрет.

Моя одежда.

Бусы, серьги, прически и др.

2

10.

23 февраля. Коллективная работа.

1

11.

Весна.

Цветы.

Цветущие деревья.

4

12.

8 Марта. Мама и ребенок. Коллективная работа.

1

13.

1 Мая. Праздник Весны и труда. Коллективная работа.

1

14.

9 Мая. День Победы. Коллективная работа.

1

15.

Дом. Части дома.

Мебель

Ковер.

Домашние питомцы.

Осветительные приборы.

Комнатные растения.

2

16.

Лето.

Летний букет.

Погодные явления.

Деревья летом.

Созревание урожая.

Лес летом. Грибы и ягоды.

Домашние животные.

Насекомые.

3

Дополнительные темы:

Строительство.

Профессии.

Транспорт.

К концу обучения воспитанники должны уметь:

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):

- различать и называть цвета;

- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

-уверенно делить пластилин на части соответственно замыслу.

-владеть техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.

-лепить работы разными способами: пластическим, комбинированным.

-соблюдать последовательность выполнения своей работы.

- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.                                 


РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром осуществляется целый комплекс речевых и коррекционно-воспитательных задач.

Во-первых, формируются разные структурные уровни языка: лексический, фонетический, грамматический.

Во вторых, происходит формирование функциональной стороны речи - развивается коммуникативный потенциал ребенка на основе развития разных форм речи: разговорная речь, связная речь, самостоятельная коммуникативная деятельность.

В-третьих, осуществляется когнитивное (познавательное) развитие, в результате которого у ребенка формируется элементарное осознание явлений языка и речи.

Учитывая особенности развития детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью, предлагаются следующие направления работы на уроках развития речи:

- расширение и уточнение знаний об изучаемых предметах и явлениях;

- развитие психических функций;

- повышение речевой мотивации детей;

- развитие лексической стороны речи;

- воспитание звуковой культуры речи;

- развитие грамматического строя речи;

- формирование коммуникативной функции речи;

Важным направлением в организации уроков развития речи является работа по расширению и уточнению знаний и представлений о природе, знаний о явлениях и предметах окружающей жизни, о правилах поведения в быту, природе, обществе. На базе программного материала осуществляются как речевые, так и познавательные задачи. Материал усложняется от урока к уроку, темы изучаемого материала повторяются, но объем материала, его сложность увеличивается.

Важным элементом закрепления изучаемого материала является практическая деятельность, применение полученных знаний, умений и навыков в конкретных жизненных ситуациях. Это происходит во время экскурсий, поездок, посещений различных мероприятий в  ЦССВ и за его пределами.

Работа с программным материалом способствует развитию психических функций. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт детей. Изучая предмет, явление дети учатся смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания, формированием первичного представления об окружающем мире – тактильно- проприоцептивного, слухового и зрительного ощущений и восприятий. На занятиях по развитию речи формируются пространственные и временные представления. На основе разнообразных речевых и коррекционных упражнений уточняется не только программная тема, но и происходит развитие памяти, внимания, мышления.     Помимо проведения различных игр, заданий и упражнений, постоянное внимание уделяется проведению артикуляционной, имитационно-звуковой и пальчиковой гимнастикам, что способствует активизации и развитию речедвигательного аппарата.

Программный материал подобран по принципу преемственности, который реализуется в линейной и концентрической форме: с каждым годом объем и содержание расширяется и усложняется. Материал подобран таким образом, что позволяет проводить сравнения, находить отличия и сходство между родственными группами предметов. Такая подборка материала тренирует память детей, развивает наглядно-образное мышление и способствует развитию коммуникативной и когнитивной стороны речи.

Большинство занятий построено по тематическому принципу: в ходе одного урока ученики отрабатывают лексический материал, упражняются в высказываниях на одну и ту же тему. Тема связана с основным тематическим разделом развития речи, например, «Сезонные изменения в природе», что позволяет сформировать осмысленное отношение детей с глубоким интеллектуальным недоразвитием к предметам и явлениям окружающей среды, развивать эмоциональное отношение к ним.

На начальном этапе развития речи основной задачей является снять «режим молчания» и сформировать потребность в общении. Программная тематика уроков тесно связана с жизнью и деятельностью детей и хорошо им знакома. Именно узнаваемость материала способствует активизации речевой деятельности, потребности в связном высказывании. На знакомом, бытовом материале происходит уточнение и расширение словаря, многие слова и понятия переходят из пассивного в активный словарь. На уроке часто используется отраженно-сопряженный метод проговаривания; хоровое проговаривание слов и предложений предшествует индивидуальному проговариванию. Программный материал не ограничивается обиходными темами – детьми изучаются фрукты, овощи, животные, птицы и т.д. Основное внимание уделяется слову. Слово представляется как обозначение конкретного предмета и как обозначение группы предметов. Ведется активная работа над формированием лексической, фонетической, грамматической сторонами языка; формируются функциональные и когнитивные направления речевого развития. На уроке, особенно при изучении нового материала, используется отраженно-сопряженное и хоровое проговаривание, но при ответах на знакомые вопросы возможен самостоятельный ответ.

В основе системы работы по развитию речи лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития и развития высших психических функций детей с глубоким интеллектуальным недоразвитием.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Отделение медико- социального сопровождения. Дошкольное отделение.

Отделение психолого- педагогической помощи

1.

День знаний. Беседа.

1

1

2.

День города.  Беседа.

1

1

3.

Осень.

   Вспоминаем лето.

   Основные признаки летней погоды.

   Основные признаки осенней погоды.

   Одежда осенью

   Обувь осенью.

   Виды работ осенью.

14

10

4.

Овощи.

Фрукты.

Дары леса.

16

12

5.

Наша группа.

     - групповая комната,

     - игры и игрушки.

Школа.

     - учебные принадлежности,

     - помещения школы.

     - правила поведения на занятиях, экскурсиях.

10

8

6.

 Наш режим.

Гигиенические процедуры и принадлежности.

Название и последовательность приемов питания.

Посуда и предметы быта.

Сервировка стола.

Правила поведения за столом.

Бережем здоровье.

Части тела.

Пространственные ориентировки.

Правила ухода за одеждой и обувью.

Кулинария.

9

6

7.

Экскурсии.

«Наш дом – большая семья»

     - наш центр (экскурсия)

     - группы нашего центра (экскурсия)

     - кухня (экскурсия)

     - кабинет директора (экскурсия)

     - кабинет врача и его помощников (экскурсия)

     - территория Центра и хозяйственные постройки.

      - парк «Сколковский» (экскурсия)

     - парки  и скверы Москвы

     - Зоопарк и др.

1

1

8.

 Зима.

Зимние забавы.

Зимние работы.

Погода зимой.

Зимняя одежда.

Зимняя обувь.

Зимний лес. Животные и птицы зимой.

16

10

9.

Экскурсии:

- Зимний парк (экскурсия)

- Зима на улицах города (экскурсия)

- Зимние забавы (экскурсия)

- Масленица (экскурсия)

1

1

10.

Новогодние праздники.

Сказки про Деда Мороза и Снегурочку.

Посещение Новогодних представлений.

3

3

11.

Игрушки.

Знакомство и с игровой коммуникацией.

Диалоги персонажей.

Эмоциональная сторона речи.

Вежливые слова.

Обращения.

Невербальные средства коммуникации.

8

4

12.

Слушаем и рассказываем сказки.

Русские- народные сказки.

Сказки и рассказы российских и зарубежных авторов.

Авторские сказки.

Сказко- терапевтические произведения. (на выбор.)

Театральная постановка. Коллективная работа. Посещение театров, музеев, выставок.

9

4

13.

Семейное устройство.

Родители.

Бабушки и дедушки.

Сестра и братья.

6

6

14.

23 февраля. Беседа.

1

1

15.

Профессии.

Врач.

Учитель.

Воспитатель.

Водитель.

Повар.

Пожарный.

Полицейский.

7

7

16.

8 Марта. Мама и ребенок. Беседа.

1

1

17.

Весна.

Признаки весны.

Природа Весной.

Погодные явления весной.

Работы в поле.

Одежда весной.

Животные и птицы в весенний период.

12

8

18.

Транспорт. ПДД.

12

8

19.

Экскурсии:

- Парк «Сколковский »,

- Парки и скверы Москвы,

- Зоологический музей Москвы.

2

2

20.

1 Мая. Праздник Весны и труда. Беседа.

1

1

21.

9 Мая. День Победы. Беседа.

1

1

22.

Дом.

Части дома.

Строительство дома.

Назначение помещений.

Осветительные приборы.

Мебель.

Бытовая техника.

6

6

23.

Времена года. Закрепление.

Лето.

Природа летом.

Дары природы.

Огород и сад.

Летние развлечения.

Летние работы.

Летняя одежда.

Домашние животные.

Деревенский двор.

6

5

Дополнительные темы:

По итогам занятий воспитанники должны знать:

 Основные признаки сезонной погоды; название и содержание сезонных игр на улице; свое имя и фамилию, имена и фамилии одноклассников, имена и отчества учителя, воспитателя и других сотрудников; расположение, название и назначение помещений в группе (на этаже), в здании и строения на территории интерната; названия предметов в классе и группе; название режимных моментов, посуды, блюд, предметов для умывания; обобщающие названия групп предметов: игрушки, учебные предметы, посуда, еда, предметы для умывания;  название и назначение объектов: «класс», «группа», «дом», «двор», «прогулочная площадка», «улица»;

воспитанники должны уметь:

дифференцировать, основываясь на своем чувственном опыте, свойства предметов (цвет, форма, размер, вкус, запах, звуковые и тактильно- проприоцептивные характеристики); различать на слух и понимать слова, отработанные на уроках (названия предметов, явлений, их признаков и выполняемых ими действий); выполнять 1 – 2-сложное задание и  действия, обозначаемые с помощью предлогов  -в-  и – на- ; с помощью учителя называть слова и понятия, обобщенно-групповые названия предметов, связанные с бытом детей, пользуясь разным темпом, высотой  голоса и интонацией; по заданному образцу называть  предметы  в единственном и множественном числе; с помощью учителя составлять  и произносить 2 - 3-х составные предложения и предложения с предлогами -в- и –на-; пользоваться невербальными способами общения: фиксировать взгляд на лице и на глазах собеседника, использовать адекватную ситуации мимику и жесты; пользоваться вербальными способами общения: с помощью учителя  проговаривать ответ на вопрос учителя, составлять вопросы и коммуникативные предложения  (просьба, разрешение, отказ, приветствие, прощание, благодарность); произносить роли, состоящие из 1 – 2-х фраз.

ПРЕДМЕТНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Основные задачи:

   - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности воспитанников  путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве в предметно- практической деятельности;

   - находить существенные признаки предмета, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, составлять из деталей целое;

   - ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения задания;

   - исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного предметно- практического  материала;

   - дать учащимся знания элементарных основ конструирования;

   - развивать у учащихся речь, мышление, внимание, память, интерес и любовь к практической деятельности.

В процессе ручного труда  осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Материал выстроен в соответствии с принципами:

1. Воображения, постепенного усложнения материала;

2. Постепенного усложнения, повторения и возвращения к ранее изученному материалу;

3. Повторения и возвращения, а также включения в работу всех видов анализаторов.

Задачи:

Количество и счет:

  • Знакомство детей с математическими понятиями. Развитие умений в сравнении множеств, определении состава числа из единиц и двух меньших чисел, решение математических задач и примеров.
  • Формирование навыка порядкового счета.
  • Знакомство с литературным материалом, в котором присутствуют числа.

Пространство и время:

  • Формирование представлений о временных отрезках и умение ориентироваться в них.
  • Развитие умений и навыков ориентировки на плоскости и в пространстве относительно себя и других объектов, работа с планом-схемой.

Сенсорные эталоны:

  • Формирование представлений о геометрических фигурах, телах и их свойствах.
  • Развитие зрительного гнозиса, навыка идентификации по сенсорным признакам (цвет, форма, величина).
  • Развитие всех видов восприятия при работе с различным материалом.
  • Обучение использованию условной мерки в измерительных операциях.

Логические задачи:

  • Учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез),

развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

 Обучение воспитанников должно носить наглядно-действенный характер. Это значит, что понятия ребенок должен осваивать в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора).

Действуя с разнообразными предметами, дети учатся выделять их свойства, группируют их по определенным признакам. Выкладывая предметы сначала по наглядному образцу педагога, а затем по его словесной инструкции, дошкольники учатся выделять существенные и несущественные признаки, сравнивают и уравнивают группы предметов, располагают их в заданной последовательности. При этом у них формируются понятия «целого» и «части» и их взаимоотношений: больше, меньше, одинаково, столько же и др. Наблюдая за изменением исходного количества, дети приходят к выводу о том, что оно увеличивается, когда предметы добавляют, приносят, дают, кладут и т.д., и уменьшается, когда их уносят, убирают, роняют, отдают и т.д. При этом дошкольники усваивают взаимосвязь действий: когда часть предметов перемещается из одной группы в другую, то в первой группе количество предметов уменьшается, но одновременно увеличивается количество предметов в другой группе. Это понимание взаимообратимости действий очень важно для коррекции их мыслительной деятельности.

Особое внимание  следует уделять сравнению групп предметов без их пересчета, способом взаимно-однозначного соотнесения. Для этого дети используют прием наложения либо располагают сравниваемые предметы один под другим, находят пары, лишние и недостающие предметы. Затем они должны научиться сравнивать группы предметов, расположенные двумя отдельными «кучками». При сравнении групп предметов, изображенных на рисунке, используется прием образования пар с помощью соединительных линий. Часто, ответив на вопрос «Каких предметов больше?», ребенок не может ответить на второй: «Каких предметов меньше?»

Математические понятия (равенство — неравенство, больше — меньше, одинаково) закрепляются в графических работах: соединение точек линиями, обводка клеток, рисование по ним предметов несложной формы, орнаментов из геометрических фигур, штриховка в различных направлениях и раскрашивание их. Все практические действия детей должны сопровождаться словесным отчетом о том, что и как они делают, что получается в результате; при этом происходит усвоение соответствующей математической терминологии (больше меньше, поровну, увеличилось и т.п.).

Работа должна строиться с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий — от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.

ПРЕДМЕТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Отделение медико- социального сопровождения. Дошкольное отделение.

Отделение психолого- педагогической помощи

1.

Предметно- манипулятивная деятельность. Фиксирование взора на предметно- манипулятивной  деятельности педагога.

Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения, начиная с 10-15 секунд до 2-3 минут. Ожидать появления их из- за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте.

Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря.

Прослеживание движения показываемого предмета за экраном. Ожидать появления его в двух определенных местах.

Выполнение простых подражательных движений за педагогом по инструкции «делаем вместе»:

- Птички,

- Кулачки- ладошки,

Молоток и пр.

Выполнение подражательных действий со сменой движения:

- Стучим- прячем,

Воспроизведение по   подражанию действий с предметом:

- Упражнение с флажком,

- Упражнение с мячиком  и пр.

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:

- катание шариков в определенном направлении,

- бросание шариков или других  мелких предметов в сосуд с узким горлышком,

- перекладывание предметов из одной коробки в другую,

- складывание предметов в коробку с крышкой,

- открытие и закрытие коробок, матрешек и т.д.,

- заполнение отверстий втулками,

- закручивание толстых гаек,

- нанизывание предметов с отверстиями на стержень,

- нанизывание шаров на шнур.

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

- доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета.

6

2.

Действия с предметами. ЦВЕТ.

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.)

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).

Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 8-12 предметов всех указанных цветов.

Уметь выбрать цвета по названию, давать предметы названного цвета.

8

3.

Действия с предметами. ФОРМА.

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы  из 6-10 предметов двух контрастных объемных форм.

Группировка по форме предметов двух контрастных форм ( раскладывание, подбор, раздача по образцу).

 Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8- 12 предметов всех указанных форм.

Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг- квадрат, круг- треугольник по образцу и инструкции «Дай такой». Раскладывание этих плоскостных форм.

Самостоятельно называть, правильно соотнесся  с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат.

8

4.

Действия с предметами. ВЕЛИЧИНА.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые  и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой».

Группировка различных парных предметов по величине ( раскладывание в большую коробку- больших предметов, в маленькую- маленьких, нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных- больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера).

Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.

Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, мячи и шары – к отверстиям разного диаметра.

Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький.

8

5.

Дидактические игры.

- «Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки и пр. ) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.

- «Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты» и «дорожки»), чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд.

- «Грибки»: подбор втулочек («грибков») определенного цвета к соответствующему цветовому полю игрового столика, окрашенного в основные четыре цвета, размещение втулочек в отверстия.

-«Предметное цветовое лото»: размещение цветных предметов на таблицах.

- «Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3-5 фигур на доске).

-«Разложи в ряд» (по форме, по величине): чередование по форме через один, выкладывание их в ряд, чередование предметов по величине через один, выкладывание их в ряд.

- «Шароброс»: опускание шаров разного размера в соответствующие отверстия.

- «Бирюльки»: сопоставление натуральных предметов с мелкими моделями.

- «Поиск в окружающем»: быстро находить  предмет в обстановке группы, находить игрушки, показанные воспитателем на картинке, находить предметы по заданному признаку.

- «Что лишнее»: исключение лишнего предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).

- «Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу.

- «Не урони»: перенос недостаточно устойчивого  предмета на листе картона.

- «Чудесный мешочек»: узнавать наощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т.д.), узнавать наощупь предметы, положенные в матерчатый мешок, различать наощупь величину предмета из двух контрастных предметов и т.д.

- «Что изменилось»: запоминать и называть предметы, расположение предметов и т.д.

8

6.

Деятельность с разборными игрушками.

-Собирание вкладных форм.

-Складывание матрешки.

-Нанизывание колей пирамидки на стержань по величине.

8

7.

Элементарное конструирование.

-Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.

-Складывание разрезных картинок.

Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета, простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и величину, и цвет.

- Постройки из детских наборов строительного материала ( по показу и одновременной словесной инструкции ):

- башня,

- дорожка,

- ворота,

-гараж,

-дом,

-стол,

-стул,

-забор.

Выполняя эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных, стоить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или словесной инструкции.

По окончании работы постройки обыгрываются.

8

8.

Работа с мозаикой.

- Заполнение панели мозаикой одного цвета  при выборе ее массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).

- Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.

- Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.

- Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент.

- Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики:

«Курочка и цыплята»,

«Башня и флаг»,

«Елочка и грибок»,

«Ромашка»,

- Выкладывание тех же узоров без образца, по названию сюжета.

8

9.

Работа с нитками.

-Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон.

- Плетение косичек.

- Шнуровки,

- Завязывание бантом, узелки.

4

10.

Другая предметно- практическая деятельность:

Действия с бытовыми предметами и приборами в окружающей среде.

- сортировка бытовых предметов: заколок, пуговиц, бусин и т.д.

- переливание воды в разных емкостях,

- пересыпание различных сыпучих веществ по емкостям,

- глажка утюгом,

- уборка пылесосом, подметание,

- выбивание ковра,

- складывание одежды,

- чистка обуви,

- стирка мелких вещей,

- работа с природными материалами, составление букетов, икебаны, композиций.

- заточка карандашей,

- составление композиций из бумаги,

- практическая деятельность по уборке территории на улице.

6

СЕНСОРИКА.

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Отделение медико- социального сопровождения. Дошкольное отделение.

Отделение психолого- педагогической помощи

1.

Понятие о величине.

Большой- маленький. (Больше - меньше)

Длинный- короткий. (Длиннее - короче)

Высокий- низкий. (Выше- ниже)

Широкий – узкий. (Шире- уже)

Толстый- тонкий.( тоньше- толще)

Одинаковые.

10

5

2.

Понятие о количестве:

Мало,

Много,

Столько же, одинаково.

Больше,

Меньше,

Поровну,

10

5

3.

Пространственные представления:

Верхний- нижний,

Правый- левый,

Рядом,

Около,

Между, посередине,

Дальше- ближе,

Вверху- внизу,

Выше- ниже,

Справа- слева,

Впереди- позади,

Вперед- назад.

Расположение предметов на плоскости листа.

Расположение предметов  в пространстве.

Расположение предметов в окружающей обстановке.

10

5

4.

Соотнесение предметов по количеству без названия чисел путем наложения и приложения.

Сравнение количества.

6

3

5.

Понятие веса:

Тяжелый- легкий. (Тяжелее- легче)

2

1

6.

Понятия, раскрывающие сущность сложения и вычитания:

Было, стало, осталось, вместе, прибавить, отнять.

8

4

7.

Выделение признаков.

Цвет,

Форма, объем.

Размер,

Вес,

Длина.

10

5

8.

Знакомство с геометрическими фигурами:

Круг,

Квадрат,

Овал,

Прямоугольник.

Знакомство с трехмерными фигурами:

Шар

Куб

Конус и.т.д.

Нахождение соответственных форме предметов в окружающей обстановке.

8

4

9.

Время суток.

Распорядок дня.

Часы.

4

2

10.

Эмоции.

Добрый- злой

Веселый- грустный

Гнев,

Страх и т.д.

4

2

11.

 Дополнительные понятия:

 «Моложе - старше».

«Дороже- дешевле».

«Новый- старый».

«Красивый- некрасивый».

«Чистый- грязный».

«Холодно- тепло».

           

КОНСТРУИРОВАНИЕ.

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Отделение медико- социального сопровождения. Дошкольное отделение.

1.

Огород (Овощи).

«Поможем построить забор для огорода»-

Формируем  представления о высоте предметов (высокий -низкий), соотносим свои постройки с имеющимся образцом.

1

2.

Сад (Фрукты).

«Построим в саду дорожку красного цвета»- самостоятельно подбираем необходимые детали по величине и цвету, формируем восприятие цвета, помогаем детям обследовать предметы, выделяя их цвет, учим называть предмет по форме (кубик).

1

3.

Осень.

«Строительство дорожек разной ширины в осеннем парке»- формируем у детей представления о величине предмета (широкий- узкий), знакомим со способами соединения деталей при постройке широких дорожек, развиваем умения анализировать образец и планировать действия.

2

4.

Лес.

«Избушка для трех медведей»- самостоятельно подбираем необходимые детали по величине и цвету, формируем восприятие цвета, помогаем детям обследовать предметы, выделяя их цвет, учим называть предмет по форме (брусок).

1

5.

Одежда.

«Построим шкаф для одежды, полку для обуви»- закрепляем  навыки прочного соединения деталей по образцу  из кубиков и брусочков.

1

6.

Посуда.

«Строим буфет и плиту»- закрепляем  навыки прочного соединения деталей по образцу  из кубиков и брусочков.

1

7.

Здравствуй, зимушка - зима!

«Построим зимнюю детскую игровую площадку»,

«Построим горку»,

«Построим снежную крепость»,

«Построим каток»- закрепляем навыки построения замкнутой ограды и красивых ворот, обучаем соединению разных частей постройки (ворот и ограды),

развиваем способности у детей работать сообща.

3

8.

Новый год.

Новогодняя елочка- закрепляем две детали одной сверху и/или  снизу.

1

9.

Домашние животные и их детеныши.

«Делаем ясли для маленьких животных»,

«Делаем коврик для кошечки и собачки»,

«Делаем домик для птички»,

«Делаем норку для хомячка»- развиваем умение анализировать образец, выделять в нем функционально значимые части; называем и показываем детали конструктора, из которых эти части построены, развиваем фантазию и речь детей.

1

10.

Сказки.

«Читаем и конструируем сказки русских и зарубежных авторов»-  развиваем активное внимание при чтении художественного произведения, умение отгадывать загадки, развиваем зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваемся точности в процессе операционных действий, способствуем развитию мелкой моторики.

4

11.

Транспорт (ПДД).

«Конструирование легковой  и / или грузовой машины по образцу»- анализируем строение предметов,

учимся выделять основные части, определять их назначение, учимся игровой деятельности с построенными предметами, знакомимся с правилами дорожного движения.

2

12.

День защитников Отечества.

«Конструируем военную технику»,

«Крепость»,

«Мосты и переправы»- анализируем строение предметов, учимся выделять основные части, в игровой деятельности учимся создавать игровые ситуации и цепочки игровых действий, узнаем о защитниках нашей страны.

2

13.

Семья.

«Моделируем человека», закрепляем понятия «длинный – короткий», обучаемся  анализу образца, выделению основных частей человеческой фигуры, знакомимся с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры. В игровой деятельности изучаем роли членов семьи.

2

14.

Дом.

«Сооружение одноэтажного домика»- знакомимся с основными частями конструкции  домика – стены, пол, крыша, окно, дверь, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга, учимся выделять внутреннее пространство, развивать умение следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате.

2

15.

Мебель .

Создаем предметы мебели по рисункам и чертежам.

«Стул»,

«Стол»,

«Диван»,

«Кровать»- учимся в игровой деятельности располагать предметы в пространстве комнаты и относительно друг друга.

2

16.

Аквариум.

«Рыбки»- создаем композиции из мелких деталей, учимся планировать деятельность, создавать целостные композиции.

2

17.

Весна.

«Ручейки и мостики»,

«Лужайки с проталинами»,

«Первые цветы».

2

18.

1 мая.

1

19.

9 мая.

1

20.

Насекомые.

«Паук»,

«Бабочка»,

«Жук»- изучаем мир насекомых, способы их передвижения, моделируем способы манипуляции с созданными образцами в игровой деятельности.

2

21.

Игры летом.

«Деревья»,

«Детская площадка»,

«Качели»,

«Лошадки» и пр. анализируем строение предметов, учимся выделять основные части, в игровой деятельности учимся создавать игровые ситуации и цепочки игровых действий, создаем композиции из мелких деталей, учимся планировать деятельность, создавать целостные композиции .

2

   По итогам занятий воспитанники должны знать:

 Режим дня.

 Времена года: лето, осень, зима, весна.

 Временные представления  день – ночь;  утро – вечер и понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

Части тела человека.

Устройство и функционал дома.

Виды транспорта.

Праздники нашей страны.

Виды животных и насекомых нашей полосы.

           Воспитанники должны уметь:

  1. Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
  2. При поддержке учителя составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  3. Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  4. Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
  5. Видеть разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом); показывать (нанизывать), какой из двух предметов длинный -  короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
  6. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие  форму.
  7. Ориентироваться на листе.
  8. Ориентироваться в окружающем пространстве.
  9. Выделять части из целого и наоборот составлять из частей целостный образ.
  10. Конструировать  по образцу и по рисунку задаваемого предмета.
  11. Планировать цепочку конструктивных действий.
  12. Играть с созданными предметами, знать из функциональное назначение.
  13. Выполнять работу самостоятельно.


СОЦИАЛЬНО- БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

Социально-бытовая ориентация -  осуществляется через освоение культурно-гигиенических умений, формирование навыков самообслуживания, усвоение коммуникативных навыков, правил поведения в обществе. Работа в этом направлении ведется в течение всего периода пребывания ребенка в ЦССВ, благодаря чему закладываются основы его социального поведения.

Навыки самообслуживания, обеспечивающие соблюдение личной гигиены, правил и норм ухода за собой и др. являются для детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности теми отдаленными результатами, освоение которых захватывает период не только дошкольного, но и школьного детства. Их формирование осуществляется по мере усвоения комплекса культурно-гигиенических умений и алгоритма их выполнения. В дошкольный период актуальным является формирование культурно-гигиенических умений, таких как, умение обращаться с одеждой (раздеваться и одеваться), пользоваться предметами быта (кушать, пользуясь посудой, причесываться, пользуясь расческой и др.). Усвоение ребенком различных способов ухода за собой обеспечивается определенным уровнем развития представлений о себе и своих возможностях. Выделяются задачи формирования схемы тела и лица, пространственного ориентирования, моторных умений и навыков, которые являются базовыми компонентами подготовительной работы. В свою очередь практическое использование усвоенных умений и навыков позволяет развивать представления ребенка о себе и своих возможностях. Дети активно включаются в жизнь центра, участвуют в мероприятиях центра, ходят на экскурсии, осуществляют практическую помощь взрослым и детям.

Особенности формирования этих умений и навыков у детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности определяются  особым состоянием крупной и мелкой моторики, несформированностью мотивационно-потребностной сферы, нарушением целенаправленности действий в процессе деятельности.

Сложность работы по социально-бытовому ориентированию связана также с низким уровнем понимания ребенком обращенной речи, состоянием его психических процессов (в частности, инертностью, наличием большого латентного периода между предъявляемой информацией и ответной реакцией) и поведением. Одни дети пассивны, управляемы, подчиняются требованиям взрослого. Другие крайне возбудимы, раздражительны, упрямы, плаксивы. Для них характерно резкое изменение настроения. У таких детей задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.

Постановка и реализация задач по формированию умений и навыков социально-бытового ориентирования отражена практически во всех разделах программы.

Поэтому выделяются параметры уровня сформированности умения:

А) выполняет отдельные операции с помощью взрослого (сопряженными действиями, по подражанию, по образцу, по словесному указанию);

Б) пытается выполнить или выполняет самостоятельно отдельные операции или действия, однако нуждается в постоянной помощи взрослого;

В) выполняет большую часть операций/действий самостоятельно, однако нуждается в помощи и контроле со стороны взрослого;

Г) выполняет все действия под контролем взрослого;

Д) выполняет действие самостоятельно.

Эти параметры позволяют определить, как далеко продвинулся ребенок в освоении каждого умения.   

Формирование базовых умений и навыков, включение их в повседневную жизнь ребенка обеспечивается решением комплекса задач и реализуется на специально организованных занятиях и в режимных моментах.

Детей учат узнавать и различать предметы бытового назначения, которыми они пользуются постоянно, побуждают называть их, используя доступные коммуникативные средства. Формирование элементарных орудийных действий с этими предметами (посудой, одеждой, мебелью, гигиеническими средствами) осуществляется не только в рамках раздела, но и на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в играх.       Например, использование орудийного действия с ложкой  в играх с образными игрушками («Угости куклу», «Накорми мишку», «Обед у зайки») не только обеспечивает его практическое усвоение, но и расширяет представления ребенка о возможных вариантах его использования. В программе каждое умение представлено в виде орудийно-предметного действия, которое по мере усвоения складывается в цепочку последовательно выполняемых действий. Порядок их следования должен быть закреплен и не может изменяться в зависимости от ситуации. Взрослый фиксирует внимание ребенка на каждом действии, организует его пооперационное выполнение, предоставляя различные виды и меру помощи:

- сопряженное выполнение действия («рука в руку с ребенком»), сопровождаемое пошаговой инструкцией/комментарием действий;

 - частичную помощь действием (последнее движение ребенок выполняет сам);

 - совместное начало действия (продолжение и завершение действия  осуществляет ребенок при контроле взрослого);

 - пошаговый контроль в виде речевых инструкций и указаний, предметных опор при самостоятельном выполнении программы действия ребенком.

Воспроизведение каждого действия проводится в медленном темпе, с большим количеством повторов. Использование игровых ситуаций, положительных эмоциональных стимулов позволяет поддерживать интерес ребенка к процессу обучения.

Включение умений, усвоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка осуществляется с использованием системы поощрений и контроля. Поощрение самостоятельных действий ребенка, удачной попытки к действию на каждом этапе освоения умений не только сохраняет интерес и инициативу ребенка, но и помогает выработать систему контроля (когда ребенок учится ориентироваться на реакцию взрослого). Создание ситуации успешности снижает вероятность возникновения негативных поведенческих реакций.

Задачи формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания  и их программное содержание распределено по годам обучения. На первом и втором годах обучения приоритетными являются задачи формирования орудийных действий с предметами быта, включение усвоенных орудийно-предметных действий в различные моделируемые и бытовые ситуации. На третьем и четвертом годах обучения участие ребенка в бытовых ситуациях становится более активным. Он накапливает опыт самостоятельных действий, учится взаимодействовать со сверстниками в процессе самообслуживания (помогать друг другу, благодарить за помощь и пр.)

СОЦИАЛЬНО - БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во

 Часов

Отделение медико- социального сопровождения. Дошкольное отделение.

Отделение психолого- педагогической помощи.

1.

Я- концепция: внешнее и внутреннее.

«Я и мое тело»,

«Мое имя, фамилия, возраст, пол»,

«Симметрия тела, право и лево»,

«Органы чувств: глаза, уши, нос и их функции»,

«Вкус и запах- наши помощники»,

«Когда нам тепло или холодно- важные упражнения для здоровья».

«Как подготовить  свой организм к изменениям погоды»

 « Приемы здорового образа жизни: двигаемся, гуляем, кушаем правильно» изучаем по сказкам, рассказам, историческим примерам,»

 «Здоровьесберегающие технологии на службе у меня: элементы профилактики и сохранения собственного здоровья».

«Береги здоровье смолоду- гигиенические процедуры, их периодичность, направленность, необходимость».

 «Мои чувства: какими они могут быть.»

16

«Девочки и мальчики»- знакомимся с различиями полов.  

  Девочки и мальчики, бабушки и дедушки – продолжаем знакомиться с возрастными и половыми отличиями человека»,

«Черты характера- на кого я похож»

«Черты характера, каким я хочу быть»,

«Я художник, развитие творческих способностей ребёнка»,

«Моя семья- моя родословная»,

«Я, семья и семейные ценности»,

«Мое место жительства»,

«Моя Родина- Россия!»,

14

Практические занятия:

- Спортивно- досуговое  мероприятие: «Здоровый образ жизни».

- Экскурсия на детскую спортивную площадку.

- Тематический досуг: «Принципы личной гигиены».

- Практическая работа: «Моя семья».

2

2.

Я и мое предметное окружение.

«Предметы гигиены и зачем они нужны»,

 «Нижнее белье и верхняя одежда, элементарные правила ухода за верхней одеждой и обувью»,

«Одежда дома и на улице, надеваем в соответствии с временами года», «Что поможет постирать белье»,

«Посуда и столовые приборы, как ими пользоваться»,

«Посуда и столовые приборы: учимся расставлять посуду на столе»,

«Мебель и ее функциональное назначение»,

«Мебель в разных комнатах: кухня, спальня, гостиная, игровая»,

«Предметы освещения в интерьере, зачем они нужны»,

«Мой ЦССВ».

«Адрес  ЦССВ»,

«Профессии в Центре»,

«Помещения Центра»,

«Игрушки, как ими играть».

«Мои первые книги: учимся слушать, рассматривать, показывать, пересказывать».

«Школьные предметы: изучаем и пользуемся»,

«Школа, школьные помещения, их предназначение».

«Собираем портфель в школу: нужные и ненужные предметы в школе»,

«Мы становимся взрослыми, атрибутика школьника».

«Орудия труда некоторых профессий»,

«Инструменты, ремонтируем своими руками».

 «Основы безопасности в доме».

«Бытовые электроприборы: как с ними обращаться»,

«Домашние и дикие животные: как правильно обращаться и ухаживать за домашними животными»,

«Растения в доме и приусадебном участке: как ухаживать за домашними растениями»,

«Праздники в ЦССВ».

14

Практическая деятельность:

«Ухаживаем за обувью и одеждой»,

«Причеши подружку гладко: создаем прически»,

«Уложи Мишку спать: атрибутика сна»,

«Накрой на стол: чаепитие для куклы»,

«Предметы быта: ухаживаем за одеждой, обувью, моем посуду, шнуруем и вяжем».

«Предметы искусства: вырезаем, вышиваем, расписываем, делаем аппликации».

«Готовим вместе».

- Экскурсия по интернату. Основные помещения. Кухня. Прачечная. Медицинский кабинет. Кабинет директора.

- Организация праздников ЦССВ.

6

3.

Я и коллектив.

«Правила поведения в интернате»,

«Распорядок дня»,

«Взаимопомощь,  индивидуальное и общественное, учимся делиться», «Ссориться не нужно, жить мы будем дружно!»,

«Правила поведения на улице при прогулках в интернате, виды деятельности на улице в разные времена года».

 «Правила взаимоотношений детей и взрослых»,

«Помоги слабому- станешь сильнее»,

«Правила в семье- изучаем по русским народным сказкам»,

«Я понимаю и следую инструкциям- правила коллективной игры и обучения».

«Школьная жизнь- изучаем роли социального окружения: ученик и учитель»,

«Знакомство с новыми людьми»,

«Правила общения с одноклассниками».

«Труд и внимание- основа успеха в школе».

«Профессии»: учитель, воспитатель, повар, врач, актер и др.

«Кто следит за движением на дорогах?»,

«Пожарная команда, экстремальные профессии»

«Зачем и как работают взрослые люди»,

«Зачем и как люди отдыхают»,

«Дружба между людьми»

«Посещение специалистов в различных службах. (врач, педагог и т.д.)»,

«Праздники нашей страны».

16

 Практическая деятельность:

- Экскурсии в аптеку,

- Экскурсии в магазин,

- Экскурсии в парк,

- Экскурсии в театр, цирк, зоопарк, дельфинарий, планетарий.

-Экскурсии на производство.

Тематические мероприятия:

- «Профессии»,

- «Правила дорожного движения»,

- «Московский транспорт»,

- «Школьная жизнь».

4

Дополнительные темы:

   По итогам занятий воспитанники должны знать и успешно применять на практике следующие  умения и правила поведения (по тематическим разделам):

-Личная гигиена.

Правила ухода за своим телом.

Основы самообслуживания.

-Одежда и обувь.

Правила ухода за одеждой и обувью.

Стирка, глажка, чистка.

 -Питание.

Правила приема пищи.

Правила сервировки стола.

Правила поведения за столом.

Приготовление пищи.

 Консервирование, квашение овощей, фруктов и ягод.

Составление меню завтрака, обеда, ужина на день.

-Я и семья.

Состав семьи. Семейные роли.

Правила поведения в семье.

-Жилище.

Помещения дома и их предназначение.

Уборка дома.

Украшение дома.

Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами.

Техника безопасности работы с электроприборами.

 -Транспорт.

Виды транспорта.

Порядок оплаты и проезда в общественном транспорте.

Правила поведения в общественном транспорте.

 -Торговля.

Специализированные магазины (книжный, спортивный, продуктовый, вещевой…).

Аптека.

Правила поведения в магазине.

Денежные единицы.

 -Телефон.

 Назначение и пользование квартирным и сотовым телефоном. Абонентская плата.

 Вызов экстренных служб по телефонам.

Культура общения по телефону.

-Медицинская помощь.

Первая помощь при несчастных случаях (ожог, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удары).

 Глистные заболевания и их меры предупреждения.

Профилактика простудных заболеваний. Закаливание.

Профилактика переутомления. Приемы релаксации.

-Культура поведения в общественных местах. Правила поведения в театре, на выставке, на мероприятиях, организованных в ЦССВ и за его пределами.