Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС
статья на тему

Зайцева Ирина Владимировна

Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ  через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ  через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС

         Жизнь не стоит на месте, меняемся мы, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Поэтому все большее значение приобретает поиск новых путей обучения, направленных на развитие ребенка с ОВЗ. Современным направлением в работе с особыми детьми является использование такого вида деятельности как опытно - исследовательская.

Известная методическая формула цель-средство-результат работает лишь тогда, когда педагог стремится обучать детей в деятельности. Только тогда мы можем достичь в работе с ребенком того уровня его развития, который максимально соответствует его возможностям. Именно системно - деятельностный подход обеспечивает получение знаний детьми через практическую работу. Любое занятие должно стать площадкой деятельности. Если раньше ребенок получал знания в готовом виде, то сейчас он под руководством педагога формулирует проблему, учится задавать вопросы, планирует свою деятельность, решает поставленные задачи, а затем делает выводы и исправляет ошибки. Подобная самостоятельная деятельность позволяет каждому ребенку двигаться по своей собственной траектории развития вместе с педагогом.

Соответственно  роль педагога сегодня уже другая. Он должен строить обучение таким образом, чтобы дети выступали активными участниками этого процесса и самостоятельно, при умелом руководстве педагога, добывали знания, т.е. не были сосудом, который нужно наполнить, а стали факелом, который нужно зажечь.

Поскольку в нашем учреждении большинство детей с ЗПР и нарушением речи системного характера, то коррекционная работа строится с учетом этих особенностей. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Для решения поставленных задач, специалисты нашего учреждения  (учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель коррекционной ритмики, преподаватель театральной студии) проводят специально организованные занятия по естественнонаучной теме «Природа звука» и используют коррекционные игры и упражнения, развивающие познавательную активность, кругозор, речевой и  фонематический слух, слуховое внимание, ритмический и музыкальный слух и  интонационную выразительность речи.  Содержание практического материала  разработано в соответствии с требованиями ФГОС, формирующие у учащихся УУД, которые обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Учитель-дефектолог проводит демонстрационные опыты, пробуждающие у детей интерес к процессу познания окружающего мира, такие как:  «Пекарская бумага», «Камертон», «Песок на бубне», «Звуковая пушка», «Воздушный шар», «Проигрыватель и свеча», «Фокус с бокалами», «Ложка-колокольчик», «Чудесный стол», «Веревочный телефон», «Орган из бутылок», «Звуковые волны».

Учитель-логопед использует в коррекционной работе игры, развивающие слуховое внимание, речевой и фонематический слух: «Угадай, что шумит», «Звуковая память», «Звучащие предметы», «Слушай в оба», «Угадай, чей голосок», «Улавливай шепот», «Телеграф», «Звенит – жужжит», «Звуковые эффекты», «Звучащие стихи и сказки».

Учитель коррекционной ритмики учит передавать средства музыкальной выразительности через движение: «Ритмическое эхо», «Кто стоит сзади», «Ритмический диктант», «Громко – тихо», «Быстро – медленно», исполняет с учащимися музыкально – ритмические  упражнения с использованием ударных инструментов.

Преподаватель театральной студии учит детей овладению средствами интонационно – пластической выразительности с помощью речевых сценических упражнений: «Орган», «Проколи шину», «Звуковая цепочка», «Словесное эхо», «Краски голоса», «Маски».

Таким образом, системно – деятельностный подход эффективно решает задачи адаптации учащихся в современном мире, облегчает процесс обучения школьников, имеющих индивидуальные трудности в обучении, развивает интеллектуально – творческий потенциал личности ребенка и максимально раскрывает его возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.

Опыт работы по   использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....

Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными д...

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода (опыт работы)

В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;- проектирование...

Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в работе педагога с одаренными детьми

C точки зрения прогрессивных ученых мира, человечество может избежать ряда глобальных проблем и продолжить свое существование благодаря достижениям одаренных и талантливых личностей. И, как отмечает В...

Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС

Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ  через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...