Художественно-эстетическое направление- одно из главных в образовательной деятельности школы-интерната. Выступление на педагогическом совете.
материал по теме
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud-estetich_napravlenie._doklad_na_pedsovete.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Художественно-эстетическое направление-одно из главных в образовательной деятельности школы-интерната».
Выступление на педагогическом совете.
Воспитатель: Кожевникова Елена Владимировна.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство формирования их художественной культуры, но и для оказания на них лечебного воздействия с целью профилактики и коррекции отклонений в развитии двигательной, познавательной, эмоциональной, личностной сферы (например, арт-терапия).
Эстетическая деятельность имеет не только общеразвивающую, но и коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорно-перцептивные процессы. Формируется функциональный базис высших психических функций, лежащих в основе познания, эмоционально- потребностная сфера, которая является ядром личности человека.
Поэтому целью художественно-эстетического воспитания в школе-интернате является - создание условий для формирования и развития творческих умений и навыков обучающихся с нарушениями интеллекта, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.
Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:
- Способствовать коррекции дефектов физического и психического развития воспитанников.
- Формировать у детей эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.
- Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу воспитанников, вызывать у них эстетические чувства и переживания.
- Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных, обучающимся с нарушением интеллекта художественных навыков.
Художественно - эстетическое воспитание – часть общей системы воспитания. Эстетикой должна быть наполнена повседневная жизнь ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Эстетические впечатления и переживания, вкус к прекрасному формируются у детей под влиянием всего уклада жизни в школе-интернате: учебно-трудовой деятельности, эстетического оформления бытовой обстановки, общения с природой, культуры взаимоотношений с педагогами и т.д.
Поэтому, одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в коррекционном учреждении, является правильная организация предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.
В нашей школе- интернате дети не только учатся, но и живут, поэтому оформлению групповых, спальных и умывальных комнат отводится большое значение. Также с воспитанниками постоянно провожу беседы, объясняю им, что, для того, чтобы наша группа была красивой, уютной, надо прежде всего поддерживать в ней чистоту, красиво и аккуратно заправлять кровать, каждую вещь класть на свое место. Ведь главное условие эстетического воздействия – чистота и уют.
За нашей группой закреплена пришкольная территория, на которой мы также поддерживаем чистоту.
Большое внимание уделяется и внешнему виду воспитанников. В нашей группе детям прививаются навыки опрятности, аккуратности. Дети учатся следить за своим внешним видом.
Все вышесказанное формирует эстетический вкус детей.
Серьезную роль в художественно-эстетическом воспитании обучающихся отводится воспитательным и коррекционным занятиям, на которых я стремлюсь:
- научить детей воспринимать и ценить природу, искусство, прививать им навыки культурного поведения (эстетика поведения).
- развивать эстетическое отношение к явлениям окружающей жизни и искусству;
- обогатить эмоциональный мир ребёнка;
- развивать творческое восприятие произведений искусства.
Значительное место я отвожу формированию знаний о художественной литературе. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, дают богатый материал для развития личности ребёнка, помогают лучше познать окружающий мир, способствуют формированию нравственных и эстетических чувств. В группе мы с ребятами устраиваем «Час детского чтения», на котором мы знакомимся с различными книгами, читаем их, беседуем по- прочитанному.
Заучивание наизусть и декламация стихотворений на праздниках также благотворно влияет на развитие эстетического вкуса.
Важным звеном в системе воспитательной работы я считаю проведение тематических бесед об изобразительном искусстве, о художниках, сопровождаемые демонстрацией репродукций лучших произведений. Цель такой работы – формирование умения воспринимать содержание картины, развитие логического мышления и речи, воспитание интереса к произведениям живописи. Рассматривание картинок, иллюстраций мы иногда сочетаем с рисованием.
Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декоративно – прикладным творчеством расширяет знания учащихся.
Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.
На занятиях мы используем традиционные и нетрадиционные техники рисования. Рисуем акварелью, гуашью, карандашами, фломастерами, ватной палочкой, зубной щеткой, пальчиками. В ходе занятий создаем индивидуальные произведения и коллективные. Дети с интересом работают на этих занятиях. Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, различные творческие конкурсы. Лучшие работы отмечаются дипломами, грамотами.
Художественный труд также занимает значительное место в системе эстетического воспитания обучающихся. На занятиях мы с детьми занимаемся лепкой, аппликацией, конструированием, используем природный и бросовый материал. Занятия художественным трудом способствуют развитию активности, целеустремлённости, умелости, эстетического вкуса, доставляют чувство удовлетворения от взаимодействия с различными видами материалов и получения зримого результата своей деятельности, что положительно влияет на мотивацию к самостоятельной продуктивной деятельности.
Занятия музыкой, пением занимают значительное место в эстетическом воспитании детей. Музыка «обладает огромной силой эмоционального воздействия, вызывает яркие переживания у детей, способствует развитию художественного вкуса». На основе слушания музыки, знакомство с музыкальными произведениями, занятий пением формируется музыкальный вкус. Кроме того, «музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус».
Общение с природой также является богатым источником эстетических впечатлений, позитивно воздействует на эмоционально-чувственную сферу, является основой для создания образов в рисунках и поделках детей.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребёнка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность. Эстетика поведения включает соблюдение правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, аккуратность и обязательность, культуру общения.
Выполняя эстетико-просветительские функции, мы проводим и участвуем в проведении культурно-массовых мероприятий: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, викторины, фестивали сказок, выставки детского творчества. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ребенка.
Стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.
Список использованной литературы
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник / [Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская]. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. М., Просвещение, 1982.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М., Школа-Пресс, 1994.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.М., Просвещение, 1986.
- Граборов А.Н. очерки по олигофренопедагогике. М., 1961.
- Грошенков И.А. Методика преподавания изобразительной деятельности во вспомогательной школе.
- Гусакова М.А. Аппликация. М., Просвещение, 1982.
- Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Пособие для учителей /Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М., Просвещение, 1981.
- Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). М.1961
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. Под ред. Грибовской А.А. М., Сфера, 2009
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение, 1985
- Книга для учителя вспомогательной школе. Под ред. Г.М. Дульнева. М., Просвещение, 1959.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Я., Академия развития, 1997
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985.
- Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М., Просвещение, 1983.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., Академия, 2002.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы.М., Просвещение, 1984.
- Потехин. Лепка из глины и пластилина в кружке «Умелые руки». Я., Книжное издательство, 1958
- Радомская О.И. Волшебный мир народного искусства/ сб. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. М., Просвещение, 2007.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., Просвещение, 1970
- Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М., НИИ школьных технологий, 2005
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Я., Академия развития, 1997
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я., Академия развития, 1997.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: Изобразительное искусство Я., Академия развития, 1997.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., Просвещение, 1984.
- Художественное творчество в детском саду. Под. ред. Ветлугиной Н.А. М., Просвещение, 1974.
- Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. Под ред. Т.Н. Головиной. М., 1972.
- Эстетическое воспитание в детском саду. Под. ред. Ветлугиной Н.А. М., Просвещение, 1985.
ГКОУ РМ «ИНСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«Художественно-эстетическое направление - одно из главных
в образовательной деятельности
школы-интерната».
Выступление на педагогическом совете
Воспитатель:
Кожевникова Елена Владимировна
ИНСАР 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Основные приоритетны и направления деятельности детско-юношеского центра" 03.09.2013 г.
Выступление на тему "Дидактические условия формирования коммуникативной компетентности детей и подростков в условиях открытой образовательной среды" раскрывает понятие коммуникативной компетентности к...
Выступление на педагогическом совете "Формирование художественно-эстетической культуры во внеурочной деятельности учащихся"
Выступление на педагогическом совете....
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....
Выступление на педагогическом совете «Организация работы по созданию ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут ...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»
В данном материале раскрывается значение предмета "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната"
Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л....
Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...
- Мне нравится (1)