Карта речевого развития (школьники).
методическая разработка на тему

Глаголева Елена Анатольевна

Представлена карта речевого развития  школьника с пояснениями к проведению диагностики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта речевого развития (школьники).

1.Ф.И.О. ребенка: ________________________________________________

2. Дата рождения:

3. Анамнез:______________________________________________________

________________________________________________________________4. Данные о ходе речевого развития; двуязычие в семье:

- гуление                                    - лепет

- слова                                        - фразы

         -нарушение звукопроизношения в детстве

5. Успеваемость в школе:

- математика

- русский язык

- чтение (устные предметы)

6. Слух:

7. Артикуляционный аппарат:

-  строение артикуляционного аппарата:

 

- двигательные функции артикуляционного аппарата:

1) статическое удержание позы

2) переключаемость движений

 

8. Тип дыхание (грудное, диафрагмальное, смешанное) ____________________________________________________

9. Голос (по силе: тихий, громкий, способность к модулированию; по звучанию: N, глуховатый, осиплый) _________________________________

10.Темп:   _______________________________________________________

11. Общая и мелкая моторика:

1)статическая  координация движений (10 сек)

2) реципрокная координация (15 сек) тест Озерецкого (после 12 лет)

  • кулак – ладонь - кулак – ладонь

3) выкладывание узора из мозаики по образцу

4) способность переключения: (с 6 лет )

  • кулак – ребро – ладонь

12. Состояние праксиса:

1) символический праксис (как едят, пьют, водят машину и т.д.)

2) пальцевый праксис

-показать 2 и 3 пальцы на правой и левой руке

 -показать 2 и5  пальцы на правой и левой руке

-сложить поочерёдно пальцы кольцо: каждый палец касается большого «Здравствуй, пальчик», на правой и левой руке

-кольцо-кулак (на каждой руке)

3) оральный праксис (подуть, поцокать и т.д.)

4) артикуляционный праксис (арт.звука «л»)

13. Состояние зрительного гнозиса:

1) предметный гнозис

-узнавание реальных предметов

-наложенных (фигур Поппельрейтера)

-перечёркнутых

-пунктирных

-заштрихованных

2) цветовой гнозис

3) лицевой гнозис

14. Состояние фонематического слуха:

  • восприятие
  • анализ
  • синтез
  • ритмы (простые и сложные)

15. Слоговая структура:

16.Словарный запас:

17. Связная речь:

             -понимание обращённой речи

- составление рассказа по серии картинок

     - составление рассказа по сюжетной картинке

18. Лексика:

-части предметов

-детеныши животных

    -антонимы

19. Грамматический строй речи:

-навыки словообразования

-навыки словоизменения

                 -синтаксические навыки и умения

20. Звукопроизношение:

21. Память:

                -слухоречевая

                -зрительная

                -двигательная

22. Исследование интеллектуальных процессов:

-обобщение  и классификация

-понимание сюжетных текстов

-итерпретация пословиц и метафор

-решение логических задач

-решение арифметических задач

- счётные операции (прямой и обратный)

23. Графомоторные навыки:

24. Временные представления:

25. Конструктивно – пространственная деятельность:

-геометрические фигуры

-складывание из частей

-схема тела

-предлоги

1. простые

          2. сложные

26. Латеральные предпочтения:

27. Письмо:

Вид письма

Замены по акустико-артикуляц. Сходству

Нарушение слоговой структуры

Зв – гл

Св–шип

Сонор.

Тв-мяг

Проп.букв

слогов

слиян.сл

Гл.

Согл

Списыва-ние

Диктант

Вид письма

Замены по оптическо –кинетическому сходству

Грамматические ошибки

Предлог – пристав

Безударн гласная

Заглавная буква. Точка.

Списывание

Диктант

28.Чтение

Способ чтения

Правильность чтения

Темп речи

Сознательность чтения

Выразительность чтения

не читает

Читает

без ошибок

Допустил ошибки

по буквам

по слогам

слог + слово

цельными словами

1-2 ошибки

3 и более ошибки

замена, пропуск, искажение слов, слогов

повторение слов и слогов

в окончании

в ударении

29. Внимание:

30. Работоспособность:

31. Степень речевого контакта:

32. Заключение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОЯСНЕНИЕ К КАРТЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

6. Слух 

Фиксируется по заключению отоларинголога.

7. Строение артикуляционного аппарата

  • артикуляционный аппарат

строение артикуляционного аппарата выявляется по визуальному наблюдению (рисунок прилагается)

цель: выявление отклонения артикуляционного аппарата

инструкция: улыбнись, покажи зубки

  • язык

цель: выявление отклонения языка в какую-либо сторону, его статическое состояние

Обратить внимание на последовательность выполнения движений и на полный объем их выполнения.

8. Дыхание

Оценивается по учебнику М.А.Пискунов «Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия» М, 1962.

9. Состояние голоса

10.Темп

Пункты 9 и 10 взяты из таблицы Е.С.Алмазова «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей» М, 1973.

11. Общая и мелкая моторика

  • общая моторика

цель: выявление отклонений в координации движений
интерпретация: при выявлении отклонений обратиться к неврологическому статусу

  • реципрокная координация (тест Озерецкого)

цель: выявить ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно
инструкция (после демонстрации): одновременно ударять по столу двумя руками: правой - сжатой  в кулак, а левой – раскрытой ладонью, повторить 3 раза

интерпретация: затруднение в выполнение данной пробы, наличие синкинезий, разномерное переключение на следующие движения может указывать на резидуальные выражения двигательных систем мозга

  • мелкая моторика (выкладывание мозаики по образцу)

цель: выявить мелкие движения рук

оценка: качественность выполнения заданий

  • способность переключения (с 6 лет)

Оценка динамического праксиса (кулак – ребро – ладонь) А.Р.Лурия
М, 1969.

цель: выявить способность переключения

инструкция: воспроизвести серию из 9 движений, состоящую из трижды повторяющегося ряда выше названных движений

образец демонстрируется до 5 раз .

оценка:

  • если ребенок персевирирует (повторяет) или делает большие паузы между движениями – страдает переключение
  • если ребенок путает последовательность движений или пропускает некоторые из них – возможны левополушарные  затруднения

12. Состояние праксиса

  • пальцевый  праксис

цель: выявление сформированности функций

инструкция: сначала по подражанию, затем по словесной инструкции:

-показать 2 и 3 пальцы на правой и левой руке

 -показать 2 и5  пальцы на правой и левой руке

-сложить поочерёдно пальцы кольцо: каждый палец касается большого «Здравствуй, пальчик», на правой и левой руке

-кольцо-кулак (на каждой руке)

оценка: оценивается точность, дефференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний)

интерпретация: неверное выполнение говорит о несформированности функции

13. Гнозис

- наложенных (пункт- узнавание реальных предметов

- фигур Поппельрейтера)

- перечёркнутых

ирных

- заштрихованных

оценка: если возникают трудности в выполнении какой-либо инструкции – провести дополнительные исследования зрительного гнозиса

Зрительный гнозис исследуется по «Альбому нейропсихологического обследования»

14. Фонематический слух (в норме сформирован к 4.5 годам)

  • восприятие

Слова, слога предъявляются с оппозиционными согласными (бочка – почка, Ваня – Фаня, коса – коза

ба-па-ба, са-ша-са, да-та-да и т.д.)

  • анализ

Назови первый звук в слове, назови последний звук в слове и т.д.

  • синтез

Отгадай слово по звукам: с, о, к. Что получилось? И т.д.

  • ритмы: простые, сложные

15. Слоговая структура слова

17. Связная речь

  • Оценивается восприятие ребёнком обращенной к нему речи и выполнение одно-двух-и трёхступенчатой инструкции.
  • составление рассказа по серии картинок (от трех до шести)

цель: выявление способности устанавливать связь событий и строить умозаключения

оценка: установление последовательности событий, использование в речи простых, распространенных предложений

  • составление рассказа по сюжетной картинке (используются нелепицы)

цель: выявление возможности осмысления ситуации

оценка: с пяти лет дети умеют составлять  рассказы с элементами фантазирования

При анализе нелепиц возникают адекватные эмоциональные реакции.

18. Лексика

цель: выявить объём лексических знаний

19. Грамматический строй речи

цель: выявить наличие аграмматизмов

20.Звукопроизношение

цель:выявить наличие нарушений

22. Исследование интеллектуальных процессов

  • Обобщение и классификация

Вейгль 1927, Л.С.Выготский 1934, Гольдштейн и Ширер 1948,
Б.В.Зейгарник 1980 и др.

цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования

  • Исключение предметов, выделение 4 лишнего

цель: исследование категориального мышления, выявление уровня обобщения

С пяти лет дети выделяют «лишние» и обосновывают свой выбор.

  • Счетные операции
  1. прямой

цель: выявление состояния иконической слухо-речевой памяти

Предлагается ряд цифр от 3-6.

инструкция: ребёнку предлагается повторить ряд цифр в том же порядке, в котором они были названы

 

  1. обратный

цель: выявление состояния оперативной памяти.

Предлагается ряд цифр от 3-6 в зависимости от возраста.

инструкция: ребёнку предлагается повторить ряд цифр в обратном порядке

23. Графомоторные навыки (по тетрадям)

24. Временные представления

26. Конструктивно-пространственные представления

  • схема тела.

цель: ориентировка в собственном теле. Нахождение и показ правых и левых частей собственного тела.

Исследование оптико-пространственного гнозиса.

  • речевая проба Хэда

инструкция:

  • покажи правой рукой левое ухо
  • покажи левой рукой правый глаз и т.д.
  • наглядный вариант (с девяти лет):

Ребёнок сидит напротив и выполняет движения предъявляемые ему.

оценка: зеркальное изображение

интерпретация: возможно нарушение пространственного праксиса, либо склонность к левшеству

26. Латеральные предпочтения 

При сомнении используется для дошкольников тест Озьянс или  М. Безруких, для более старших детей - тест Аннет.

27. Письмо

Проверка производится по прилагаемым текстам, анализом тетрадей

Оценка: наличие специфических ошибок

28.Чтение

29. Внимание:

цель: оценить внимание ребёнка

Используется таблица Шульте (квадрат, в котором разбросаны числа от 1 до25).

оценка: первичное исполнение не более 2 минут

30.Работоспособность:

 Работоспособность оценивается специалистом в процессе наблюдения за ребёнком во время выполнения заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие школьников

Смысловая целостность речевого сообщения (в терминах современной лингвистики - «когерентность») проявляется в единстве его темы, которая получает в тексте свое последовательное развитие.Под культурой ...

Сводная таблица состояния речевого развития школьников

Сводная таблица состояния речевого развития школьников...

Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников

В данной статье представлен примерный образец лексического разбора слова....

Речевое развитие школьников

Показатели речевого развития. Критерии, определяющие подготовку дошкольников к школе (по В.Н. Зайцеву).  Изучение развития речевой деятельности 1 класс (По Н.В. Нечаевой)....

Речевое развитие школьников посредством театрализованной деятельности на уроке английского языка.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических форм, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалог...

Особенности речевого развития школьников с ЗПР

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 3...

Особенности речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье изложены особенности речи школьников с интеллектуальными нарушениями: звукопроизношения,  слоговой структуры,просодики, лексико-грамматического строя, связной речи....