Речевое развитие школьников
статья по русскому языку на тему

Смысловая целостность речевого сообщения (в терминах современной лингвистики - «когерентность») проявляется в единстве его темы, которая получает в тексте свое последовательное развитие.

Под культурой речевого общения понимают высоко развитое умение осуществлять коммуникацию соответственно нормам, исторически сложившимся в данном языковом коллективе, с учетом психологических механизмов воздействия на адресата, а также используя лингвистические средства и способы реализации такого общения, с целью достижения наибольшего запланированного прагматического результата. Совокупность языковой/лингвистической компетенции, коммуникативной и риторической компетенции выступает в качестве предпосылки культуры речевого общения.

Культура общения включает и такой существенный компонент, каким является культура мышления, способствующая адекватной ориентировке субъекта речи в заданных условиях общения и позволяющая ему применять законы  логики для достижения целей коммуникации.

Культура речевого общения - это многоплановое явление, которое можно представить в виде неких  уровней. Первый уровень - высоко развитые познавательные процессы, в первую очередь, мышление. Второй - совокупность языковых и внеязыковых знаний. В состав базы знаний входят такие компоненты как: языковые знания (знание языка, знание принципов речевого общения); внеязыковые знания (о контексте и ситуации, знания об адресате, том числе знание поставленных адресатом целей и планов, его представления о говорящем и об окружающей обстановке и т.д.); общефоновые знания (т.е. знания о мире); знание психологических механизмов воздействия на адресата. Третий уровень - это культура речи, представляющая собой сумму навыков и умений, обеспечивающих такие характеристики высказывания, как логичность, экспрессивность, стилистическая адекватность и т.д. На этом же уровне находятся и навыки как правильного/нормативного, так и выразительного использования невербальных средств коммуникации. Четвертый уровень - умения планировать дискурс и управлять им с целью осуществления речевого воздействия на адресата.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводная таблица состояния речевого развития школьников

Сводная таблица состояния речевого развития школьников...

Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников

В данной статье представлен примерный образец лексического разбора слова....

Речевое развитие школьников

Показатели речевого развития. Критерии, определяющие подготовку дошкольников к школе (по В.Н. Зайцеву).  Изучение развития речевой деятельности 1 класс (По Н.В. Нечаевой)....

Карта речевого развития (школьники).

Представлена карта речевого развития  школьника с пояснениями к проведению диагностики...

Речевое развитие школьников посредством театрализованной деятельности на уроке английского языка.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических форм, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалог...

Особенности речевого развития школьников с ЗПР

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 3...

Особенности речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье изложены особенности речи школьников с интеллектуальными нарушениями: звукопроизношения,  слоговой структуры,просодики, лексико-грамматического строя, связной речи....