Игры и упражнения с детьми дошкольного возраста для профилактики дисграфии.
статья по теме

Луценко Елена Александровна

В данном материале собраны игры и упражнения, которые помогут в профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с детьми дошкольного возраста для профилактики дисграфии.

Дисграфия – это нарушение письма, которое не связано с усвоением орфографических правил, а заключается оно в замене, пропуске или искажении букв.

Процесс письма весьма сложен. Для того чтобы освоить письмо, должны слажено работать несколько структур головного мозга. Когда человек пишет, включается его внутренняя речь, и зрение, и рука. Если хотя бы один компонент нарушен, то он даст о себе знать, проявляясь в разного рода ошибках. На первых порах многие дети допускают ошибки при письме, и это абсолютно естественно. Но через некоторое время буквы начинают нас «слушаться». Но если такие огрехи совершает первоклассник и напоминания, что, к примеру, у буквы «б» хвостик смотрит вверх, а у буквы «д» - вниз, а не наоборот, не приносят результата, значит ребенку необходима помощь логопеда или дефектолога.

Дисграфию можно и нужно предотвратить. Ведь предупредить всегда намного легче, чем устранить. Основная специфичность работы заключается в:

  1. Индивидуальном подходе к каждому ребенку;
  2. Развитие анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
  3. Выработке четкой артикуляции;
  4. Выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков;
  5. Систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.

 Есть множество игр и упражнений для профилактики нарушений чтения и письма.

  • Рука, двигаясь, рисует и пишет, а глаза тщательно контролируют процесс. Чтобы рука была послушной, творила не сама по себе, а писала и рисовала то, что «хочет» глаз, предлагайте ребенку: раскраски, контурные рисунки, дошкольные прописи. Рисовать рекомендуется карандашами, а не фломастерами, ведь работа карандашом требует больше усилий и лучше тренирует руку.
  • Игры с мелкими деталями, мозаики, лепка. Незаменимые помощники – это конструкторы, наборы для детского творчества, пластилин или глина, работа с тестом.
  • Лепить, скручивать из проволоки, вырезать из бумаги буквы и цифры. С готовыми буквами или цифрами можно поиграть в следующие игры:

  • Игра «Трафарет»: положить изготовленные буквы на лист бумаги и предложить обвести их карандашом. Получившиеся буквы можно раскрасить;
  • Игра «Узнай на ощупь»: сложите буквы в мешочек или коробку и предложите узнать их на ощупь;
  • Игра «Собери букву (цифру)»: Разломите или разрежьте, а ребенок пусть восстановит;
  • Игра «Оживи букву»: ребенку предлагается придумать и дорисовать, где у буквы может быть «голова», «руки», «ноги», «животик»;
  • Игра «Фокусник»: ребенку предлагают посмотреть на окружающие предметы, многие из них напоминают буквы. Например, стол – это «П», бублик – «О», «С» спряталось в рогалике, и так далее…;
  • Игра «Письмо на спине»: напишите на спине или ладошке ребенка хорошо знакомые буквы, а он будет их узнавать. Для начала, можно сообщать ребенку, что напишите букву «а» или «о», но какую именно – не говорите. При таком маленьком выборе ему трудно будет ошибиться;
  • Создание и разгадывание детских кроссвордов.

  • Обязательно формируются у ребенка пространственно-временные представления:

  • Игра «Зрительный диктант» (для детей от 5 лет): выложить в ряд 4-6 геометрических фигурок или изображений предметов. Предложите ребенку рассмотреть и 2-3 раза перечислить предметы. После этого загородите образец листом бумаги. Попросите ребенка выложить такой же ряд, используя второй комплект фигурок или предметов. Количество предметов постепенно увеличивается.
  • «Рисование по клеточкам» (для детей 6-7 лет): предложите ребенку нарисовать рисунок или нарисовать по клеточкам под диктовку.

  • Большое внимание уделяется развитию фонематического слуха:

  • Игра «Поймай звук»: ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук;
  • «Определи место звука в слове»;
  • «Делим слова на слоги»;
  • «Закончи слово»: ребенку предлагается закончить слово, добавив слог к уже, имеющемуся;
  • «Составь слово из карточек – слогов»;
  • Составь предложение по картинке;
  • Посчитай сколько слов в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл консультаций для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста», «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».

   Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования.  В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все до...

Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».

Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования.  В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...

Игры на воде с детьми дошкольного возраста

Пособие для проведения занятий в бассейне дошкольного учебного заведения. Карточки игр для соответствующей картотеки....

Игровые упражнения "Камни марблс в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

В авторской разработве представлены игры и упражнения способствуют развитию всех компонентов речи детей, а также вносят разнообразие в   коррекционные занятия...

Консультация "Логоритмические упражнения в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

консультация предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учителя-логопеда....