Консультация "Логоритмические упражнения в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
материал по музыке

консультация предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация  по теме:

«Логоритмические упражнения в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

План проведения:

  1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
  2. Практическая часть.
  3. Творческая мастерская

Актуальность.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Особое место на музыкальных занятиях для профилактики нарушений речи в дошкольном возрасте отводится музыкальным играм, пению  и движениям под музыку. Это связано с  тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу  ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

На музыкальных занятиях можно использовать песни, сопровождаемые жестами, упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые, пальчиковые, коммуникативные и музыкальные игры; упражнения для развития крупной и мелкой моторики, на развитие чувства ритма или внимания; ритмические игры с музыкальными инструментами.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Согласно этой проблеме внедрила здоровье сберегающую технологию Логоритмика для детей старшего возраста с ОВЗ,

С ЦЕЛЬЮ-

Цель: Создание пространства  для внедрения здоровьесберегающей технологии  Логоритмика в процессе музыкальной деятельности,

  в условтиях ФГОС ДО.

 Обозначены следующие ЗАДАЧИ -

Задачи:

-создать условия для развития слухового внимания, музыкального, звукового, тембрового,  динамического слуха,  чувства ритма, певческого диапазона голоса;

-создать условия для развития моторики пальцев рук, мимики, пантомимики, пространственных  организаций движения;

-обеспечить формирование  артикуляционной базы звуков для правильного дыхания, речевой моторики;

- способствовать умению определять характер музыки, согласовывать её с   движениями;

-способствовать умению переключаться с одного вида деятельности  на  другой;

- обеспечить формирование  слухо - зрительно- двигательной координации.

Логоритмика- это  система музыкально-двигательных и

речедвигательных  заданий и  упражнений,

она  основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.

Создатель метода ритмической гимнастики, швейцарский профессор Женевскойконсерватории,  педагог и музыкант Э.Жак-Далькроз (1865 —1950), выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и в своей практике культивировал «ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Жак-Далькроз сделал музыку. Ученики должны были упражняться в координации своих движений со звучащей музыкой, так как именно музыка представляет собой идеальный образец организованного движения. Она дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, , приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста. В процессе работы у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений.

У Жака-Далькроза учились русские преподаватели ритмики  из (Москвы), (Петербурга), (Киева), (Баку).

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Под руководством В.А. Гиляровского, который ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

Первая книга в нашей стране, посвященная проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией. Автор ГА. Волкова —  впервые создала логопедическую ритмику как специальную науку, определив ее объект, предмет, цель, задачи, естественно-научную основу, принципы и методы и разработала содержание логопедической ритмики как одной из форм своеобразной активной терапии. 

В настоящее время широко распространена методика  Марины Юрьевны Картушиной:- известного педагога  практика, почётного  работника образования Российской Федерации. Автор программ "Зелёный огонек здоровья", "Тоника" (музыкальное развитие детей 3-7 лет).«Особенности проведения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста»

Марина  ЮрьевнаКартушина : автор материалов:
"Логоритмические занятия в детском саду", "Сценарии оздоровительных досугов для детей", "Праздники в детском саду", "Музыкальные сказки о зверятах", "Мы играем, рисуем, поем. Интегрированные занятия", "Коммуникативные игры для дошкольников" и многих других.

В книгах широко представлены приемы и методы оздоровления детей: различные виды массажа и самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики, физкультминутки, пальчиковый игротренинг и т.д.  

Эту методику широко использую в своей музыкальной деятельности.

Данные млониторинга  показали, что внедрение технологии логоритмика положительно повлияла на развитие мелкой моторики, развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. Положительная динамика составила 45%

Практическая часть:

  1. «Обезьянки»
    речедвигательное  упражнение

Рано утром на полянке, так резвятся обезьянки:(хлопаем)
Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой  ногой)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой  ногой)
Руки вверх, вверх, вверх!
(поднимаем руки вверх)
Кто поднимет выше всех?
(встаем на носочки и тянемся еще выше)

  1. «Кошкин  ДОМ»

Бим, Бом, Бим, Бом загорелся  кошкин дом: (шагаем)
Кошка выскочила, глаза  выпучила
(бежим, показываем глаза)
Побежала к дубу прикусила к дубу (кусаем губы)
Бежит курица с ведром, заливает кошкин дом
(вертим руками)
А собачка с помелом, а лошадка с фонарём
(показываем помело, фонарь)

Серый заинька с листом(показ листика)

Раз, раз, раз, раз и огонь погас(присаживются)

Раз, два, три, четыре,пять, шесть, семь, восемь, девять, десять!!! (усиливаем громкость)

3. «Кошки Мышки»

Пешком шагали мышки, по узенькой дорожке

От деревушки пешки, до деревушки ложки (шагаем мелкими шажками)

А в деревушке ложки у них устали ножки
Обратно в пешки мышки, отправились на кошке

(гладим ножки, поворачиваемся в другую сторону)
Если, кошке по пути, по пути, по пути, почему ж не подвести

почему ж не подвести  (хлопки.вертушка)
И ехали на кошке, и щёлкали орешки,

От деревушки ложки, до деревушки пешки (шагаем мелкими шажками)
Пешком идти не близко, когда идёшь обратно
(гладим ножки)

А на пушистой киске и мягко и дприятно(гладим руки и складываем их под подбородок)

  1. «Ножки»игра с палочками

Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали!
- ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали!
- ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали!
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали!
- удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали!
- удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал!
- катание руками лежащих палочек
И опять всё начинали!
- ритмичные удары по полу

  1. «Часы» игра на палочках

 Дети сидят на полу (на коленях).

Мышь полезла в первый раз  посмотреть который час. 

Вдруг часы сказали: «Бом!»,

Один удар палочками над головой.

 Мышь скатилась кувырком.

Палочки вертушкой скатываются на пол. 

Мышь полезла второй разпосмотреть который час.

Палочки ставятся друг на друга

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»  Два удара палочками

Мышь скатилась кувырком. Палочки вертушкой скатываются на пол. 

Мышь полезла в третий раз

Теперь предлагаю вам проявить творчество, встанем в круг разделимся на 4 команды.

Из каждого стихотворения вам нужно придумать логоритмическое упражнение

Волна

К берегу бежит волна,  вслед за ней ещё одна

Эта – выше, эта – ниже, эта – вовсе не видна

А на берегу морском, будем мы игратьс песком

Будет башня из песка, как до неба, высока

Проплывали две рыбёшки, щекотали мне ладошки

Краб мезиннец мне пожал, и по делу побежал

У камней мальки порхали, плавниками мне махали

И дельфин издалека, улыбнулся мне слегка

Вкусный арбуз

Мы большой арбуз купили

И домой скорей пошли.

Там его мы долго мыли,

Обтирали, как могли,

Разрезали вдоль полосок,

А потом и поперёк.

По рукам и подбородку

Сладкий сок арбузный тёк.

Смелый капитан

Я на мостике стою, и в бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка, качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали, и от качки все упали.

За канат держусь я крепко, вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал, чуть с мосточка не упал.

Утренние заморозки

Тепло весеннее пришло, всё ожило и расцвело.

Но только утром рано, морозить что-то стало.

Покрыта инеем трава, седою она стала.

Внутри, как прежде,зелена, но от зимы устала.

Вот солнце жаркое взошло, и травке стало вновь тепло.

Логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма.

Логоритмика является одним из самых доступных, интересных и эффективных методов преодоления и профилактики речевых нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.

Таким образом, логоритмика является эффективным и действенным средством в коррекционно-педагогической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение в непосредственно образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте игр

Изучив разные игровые методики и посетив семинары изобретателя  Воскобовича  Вячаслава  Вадимовича стало понятно, что его игры и методики полностью решают проблемы обучения дошкольников...

Проектно - исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста

Представлены требования ФГОС и общеучебные умения и  навыки, формирующиеся в проектной деятельности....

Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: вопросы взаимодействия с семьей (из опыта работы инструктора по физической культуры)

Физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья – первооснова полноценного развития, являющаяся важной ступенью в требованиях федеральных государственных образовательных стандарто...

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учителя-логопеда....

Совместная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста с элементами театрализации: «Там на неведомых дорожках».

Цель: развитие нравственно-личностных качеств детей (эмоциональная отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение) посредством игры-драматизации.Задачи: Обучающие:-способствовать умению ...

«Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича»

Цель: расширение и систематизация знаний педагогов об организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В. В. Воскобовича.Задачи:1.Активизирова...