Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)
план-конспект урока (6 класс) на тему

Коваль Любовь Андреевна

Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой) 

Цель урока: создать условия для развития  силы голоса на основе явлений окружающей действительности (лексическая тема "Домашние животные")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи и окружающему миру.

(урок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой)

Класс: 6 «Д» VIII вид

Учитель: Коваль Л.А.

Тема: Развитие силы голоса посредством игровых упражнений

Цель: создать условия для развития  силы голоса на основе явлений окружающей действительности

Задачи:  

1. Коррекционно – образовательные:

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»;

- формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний: употребление в речи  существительных с суффиксами – онок -, енок ;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие общих речевых навыков (силы голоса,  интонационной выразительности речи, орального и артикуляционного праксиса, звукопроизношения, четкости дикции,);

-развитие умения пользоваться тихим и громким голосом

- развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением;

- развитие мышления, памяти.

3. Коррекционно – воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование:  компьютер, проектор, мультимедийная презентация, фланелеграф,  картинки с изображением животных и их детенышей (корова-теленок, кошка-котенок, лошадь-жеребенок, свинья-поросенок и коза-козленок), фрагмент мелодии «В гостях у сказки», кукла, кроватка, коробка, мелкие игрушки- кубик, бубен, погремушка.

 

Предварительная работа: словарная работа по теме «Домашние животные», рассматривание картин по теме «Животные», разучивание физминутки «Кашка-малашка»

Технология: Игровая технология (дидактическая игра)

Ход урока.

Ученики сидят полукругом перед доской

  1. Организационный момент.

Эмоциональное вхождение в урок «Здравствуйте». Целеполагание в пиктограммах (домысливание)

- Дорогие ребята, в начале нашего урока я предлагаю поздороваться.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами)

-Успеха ( указательными)

-Большого (средними)

-Во всем(безымянными)

- И везде (мизинцы)

-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Сегодня на уроке мы будем с вами учиться. А чему научимся, узнаем из этих пиктограмм.

  • Будем внимательно слушать;
  • Будем учиться говорить;
  • Будем учиться говорить громко;
  • Будем учиться говорить тихо;
  • Будем играть в хорошем настроении.
  1. Основной этап

Итак, вы готовы? (да)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

СЛАЙД 1 Жили-были старик , старуха и их внучка Машенька. Жили они дружно, вели хозяйство.

А кто у них был в хозяйстве вы поможете мне назвать. (Показываю картинку животного и выставляю на фланелеграф: корова-теленок, кошка-котенок, лошадь-жеребенок, свинья-поросенок и коза-козленок)

- Но однажды, к ним пришла беда, козочка  ушла и потерялась в лесу.

Дед плачет, баба плачет, внучка плачет,  слезами заливается.

-Ребята, поможем деду с бабой козочку найти?

Чтобы ее найти, нужно пройти много испытаний, вы готовы?

- Сегодня  мы отправимся в лес на поиски козочки, будем выполнять задания. И в этом нам поможет наш голос. Будем работать голосом.

В путь!

Слайд 1 . Посмотрите, мы оказались в лесу, куда нам идти, по какой дорожке? (три дорожки на слайде)

- А теперь по какой дорожке пойдем? (появляется капуста на правой дорожке).

По правой, а как вы догадались? (правильно, коза ест капусту )

Посмотрите, козочка здесь была, здесь какое-то задание.

1 задание Игра «Громко — тихо»

Показываю 2 собаки и говорю:

-Когда  большая собака, видит чужого человека, она начинает лаять громко: «гав-гав». Как лает большая собака?» (Дети громко произносят: «гав-гав». )

-А маленькая собака лает тихо: «гав-гав». Как лает маленькая собачка?» (Дети тихо произносят: «гав-гав»).

Убираю  обеих собак и говорю:

 -Сейчас будьте внимательны. Как только покажу большую собаку, вы должны лаять, не ошибитесь, большая собака лает громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные картинки. (2-3)

-Двигаемся дальше. Идем по лесу, ищем козочку. Опять три дорожки.

 Слайд 2. Посмотрите, мы снова в лесу, куда нам идти, по какой дорожке? (три дорожки на слайде)

- А теперь по какой дорожке пойдем? (появляется трава  на левой дорожке).

По левой, а как вы догадались? (правильно, коза ест траву )

Посмотрите, козочка и здесь была, оставила задание.

Поиграем в игру «Угадай, кто кричит»

-Мы с вами знаем, как животные разговаривают. Корова говорит громко «МУУ», теленок тихо «муу». А задание такое, мне нужен один человек, я ему дам животное, он выйдет за дверь  и, чуть приоткрыв ее, подаст голос, подражая одному из животных, а вы угадаете, кто это.

 Слайд 3. Двигаемся по лесу дальше, куда нам идти, по какой дорожке? (три дорожки на слайде). Не знаем.

- А теперь по какой дорожке пойдем? (появляется колокольчик посередине).

Прямо, а как вы догадались? (правильно, коза потеряла колокольчик )

Посмотрите, козочка оставила задание.

Игра « Не разбуди внучку Машу»

(на отдельном столе стоит кроватка с куклой, игрушки. Придвинуть стол  к ученикам)

-Маша долго искала козочку, устала. Пришла домой. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Машу. Идите ко мне, Оля и Катя. Оля, скажи тихо Кате, какую игрушку надо убрать в коробку». ( Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.)

Шли мы по лесу, шли, и проголодались. Давайте с вами сварим вкусную кашку.

4. Физминутка

Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить чуть-чуть молока.
Сахару, соли, изюму клади,
Кашку мы маленьким гномам дадим.
Кашка-малашка, ты так хороша.
Если добавить стакан молока.
Сахару,  соли, изюму клади,
Кашку мы маленьким детям дадим.
Каша-малаша, ты так хороша,
Если добавить ведро молока.
Сахару,  соли, изюму клади.
Кашку большим великанам дадим!

-Кушайте, великаны! (громко)

Произносим тихо

Средняя громкость

Произносим громко

 

Слайд 4. Отправляемся дальше, снова три дорожки.

-По какой дорожке пойдем? (На одной из дорожек следы)

-Посмотрите, козочка оставила свои следы, правильно, идем по правой дорожке. (топаем, имитируем ходьбу)

А здесь задание, поиграем в игру «Эхо»

Игра «Эхо»

Давайте представим, что вы заблудились в лесу. Я вас буду звать по имени «громко», а вы мне будете отвечать «тихо».

Например, я зову «Витя» (громко), а Витя отвечает «Витя» (тихо)

Потом участники игры меняются ролями.

Посмотрите, мы с вами сделали столько заданий, а козочку так и не нашли. Мне кажется она где-то рядом. Давайте ее позовем

Слайд 5 (Читаем стихотворение обычным голосом)

Ах, ты, козочка, коза

Где гуляешь, дереза?

Скоро мы тебя найдем,

Скоро к дому приведем

Ключевой водой напоим,

Свежей травушкой накормим.

 (Повторяем несколько раз, с разной силой голоса, на слайде появляется коза)

Ура, нашлась наша козочка. Спасибо вам ребята за то, что вы помогли

деду, бабе и внучке. Они обрадуются!

А нам нужно закончить путешествие.

Итог урока: что мы сегодня делали ну уроке? ( обращаемся к пиктограммам)

Слушали

Говорили

Гворили  тихо

Говорили громко

Рефлексия: Если вам понравился урок- поднимите смайлик с улыбочкой, если нет- грустный смайлик.

Урок окончен, до свидания.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Коваль Л.А.

Класс: 6 д (МБОУ школа  №2)

Программа: «Образование учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Санкт- Петербург 2011

Дата: 16.02.2017

Предмет: развитие речи и окружающий мир

Тема: Развитие силы голоса посредством игровых упражнений.

Тип урока: урок изучения нового материала на основе явлений окружающей действительности

Цель: создать условия для развития  силы голоса с помощью явлений окружающей действительности

Задачи:  

1. Коррекционно – образовательные:

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»;

- формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний: употребление существительных с суффиксами – онок -, енок -;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие общих речевых навыков (силы голоса,  орального и артикуляционного праксиса, звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности речи);

-развитие умения пользоваться тихим и громким голосом

- развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением;

- развитие мышления; памяти, внимания

3. Коррекционно – воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. формирование умения говорить громко и тихо;

Личностные:

1) умение контролировать свою силу голоса и своих товарищей;

2) умение оценить себя и  других;

3) использовать в общении правила вежливости.

Метапредметные:

1) принимать учебную задачу;

2) развитие у учащихся  слухового внимания, памяти, мышления, умения систематизировать, делать общие выводы.

Оборудование:


1. Компьютер и мультимедийный проектор.
2. Презентация с заданиями.

3. Картинки с изображением животных и их детенышей (корова-теленок, кошка-котенок, лошадь-жеребенок, свинья-поросенок, коза- козленок)

4. Фланелеграф

5.Пиктограммы;

6. Фрагмент мелодии «В гостях у сказки»;

7. Кукла, коробка, мелкие игрушки- кубик, бубен, погремушка.

8. Раздаточный материал (смайлы)

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Осуществляемые действия

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляе-

мые действия

Формируемые

УУД

Осуществляе-

мые

действия

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

1.Организационный

момент

Эмоциональное вхождение в урок

Обучающиеся здороваются,

Осознание нужности урока.

Слушают учителя, выполняют действия в соответствии с заданием, отвечают на поставленные вопросы (по пиктограммам)

Умение слушать.

Настраиваются на рабочий лад.

Осознание начала работы.

2.Актуали

зация знаний.

Организует фронтальную работу. Подготовка к изучению новых знаний:

-предлагает работу по пиктограммам

Внимательно изучают пиктограммы,  получают исходную информацию с помощью пиктограмм Слушают задания учителя.

Самоопределение к деятельностиОсознание познавательной задачи.

Выполнение действий с языковым материалом.

Понимание знаково-символического моделирования.

Во фронтальном режиме взаимодейству-ют с учителем,

Умение слушать и слышать учителя и ответы товарищей, участие в рабочем диалоге.

Контролируют правильность ответов обучающихся, корректируют свои действия.

Сохранение учебной задачи в соответствии с целевой установкой; дополнение, уточнение, высказанных мнений по существу поставленного задания.

3.Формулирование темы и цели урока.

1.Просит повторить тему и цель урока: ( сформулировать или предположить)

-Что мы будем делать на уроке (исходя из пиктограмм)

.

Повторяют тему и цель за учителем.

Выработка учебной мотивации

Во фронтальном режиме взаимодейству

ют с учителем.

Восприятие на слух ответов одноклассников; построение понятных для собеседника высказываний

Осуществляют самоконтроль понимания темы цели урока.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи; осуществление контроля по результату.

2.Подводит итог беседы о цели урока:

- козочка потерялась, нужно ее найти с помощью голоса

Слушают учителя.

Понимание и извлечение информации Учатся работать по предложенному плану.

Слушают учителя.

Принятие и восприятие на слух вывод учителя.

Осуществление самоконтроля.

Адекватное восприятие оценки учителя.

4. Работа по теме урока

5.Обобщение урока с использованием ИКТ (презентация)

1.Контролирует: при показе большой собаки обучающиеся произносят «лают громко», при показе маленькой- «тихо»

Проводит рефлексию

Ученики выполняют задание «Громко-тихо»

Работа с языковым материалом.

Взаимодейству-

ют с учителем и одноклассниками во время фронтального задания.

Определение (под руководством) учителя общих правил поведения.

Выполнение монологических и фронтальных вокализаций

Слушают в соответствии с целевой установкой; выполняют .

Действие по плану, контроль процесса и результата деятельности

2.Предлагает д/и «Угадай, кто кричит». Требует подражать звукам, которые издают животные одному ученику, остальные угадывают.

Слушают учителя;

выполняют задание. Делают вывод, произнесенное звуковые подражания «громко» -это взрослое животное, «тихо»- его детеныш

Учебное сотрудничество.

Проведение анализа предложенного языкового материала.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками фронтально.

Саморегуляция.

Принимать и воспринимать на слух объяснения учителя.

Самоконтроль за своими действиями.

Управление своим поведением.

Действие по плану, контроль процесса и результата деятельности.

3.Предлагает д/и «Не разбуди внучку Машу». Требует передать игрушки тихо (тихим голосом, но не шепотом), чтобы не разбудить Машу.

Слушают учителя;

выполняют задание. Делают вывод, что можно говорить тихо, но не шепотом.

Умение отвечать за себя и других участников процесса при

использовании игрушек (кукла, игрушки) для выполнения задания.

Умение слушать друг друга.

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.

Понимать и воспринимать на слух замечания учителя.

Преодоление «личных препятствий»

Осуществлять самоконтроль процесса выполнения заданий.

Выполнять учебные действия в устной форме.

4.Организует работу на развитие физической активности ученика (физминутка)

Выполняют движения со словом

Понимание нужности физической активности на уроке

Фронтальная работа

Умение слушать и слышать учителя, выполнять физические упражнения по подражанию за учителем.

Осуществляют самоконтроль за выполнением.

Выполнять учебные действия в устной и активной физической форме.

5.Предлагает д/и «Эхо». Индивидуальная  форма работы. Учитель зовет ученика громко по именам, ученик повторяет свое имя «тихо». (как эхо)

Делают вывод,  что нужно выдерживать паузу, давая возможность повторять слова.

Выделение признаков существееных и несущественных.

Выполнение голосовых действий.

Понимание речи других.

Выполняют задания по  подгруппам.

Восприни-

мать на слух «ответ» подгруппы, умение выдерживать паузу.

Осуществляют самоконтроль за выполнением.

Выполнять учебные действия в устной форме (громко, тихо)

Организует фронтальную работу:

- Вам нужно произнести стихотворение (сначала тихо, потом с усилением голоса, 3-4 раза)

Выполняют задания:

1.произносят стихотворение тихо

2. произносят стихотворение средне

3. произносят стихотворение громко

Выполнение логических действий с голосовым материалом.

Выполняют

Фронтальную работу.

Умение работать и сотрудничать.

Осуществлять самоконтроль процесса выполнения заданий.

Уметь контролировать свои действия и действия партнера.

6.Итог урока. Рефлексия

Подводит итог урока.

Спрашивает о выполнении целей, поставленных в начале урока.

(с помощью пиктограмм)

Организует рефлексию (с помощью смайлов);

Хвалит активных учащихся.

-Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели?

Просит  выбрать смайл, который показывает настроение обучающихся  на уроке.

-Наши знания о силе голоса (громкий и тихий),

 дружба и взаимопомощь при работе в группе.

- уточнение знаний о домашних животных .

Оценивают свою работу при помощи смайлов

Выделение и осознание того учащимися того, что усвоено Анализ своей работы.

Объясняют свою точку зрения о прошедшем уроке.

Оценка своей деятельности и одноклассни

ков.

Слушают учителя, делают выводы.

Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Осознание возникших трудностей и поиск путей их преодоления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1

Слайд 2

Задание 2

Слайд 3

Задание 3

Слайд 5

Задание 4

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»

Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...

Комбинированное занятие по окружающему миру и развитию речи по теме "Транспорт"

Занятие проведено в 8 классе для обучающихся с умеренной и тежелой умственной отсталостью....

Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу  "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...

Открытый урок по развитию речи и окружающему миру (7 класс VIII вид, по программе Баряевой Л.Б.)

знакомство  с планетами земной группы  Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) . Урок ориентирован на детей с умственной отсталостью....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Презентация по теме "Развитие речевого дыхания у дошкольников посредством игровых упражнений"...