Развитие словарного запаса младших школьников.
статья на тему

Каримова Людмила Анатольевна

 Для формирования правильной грамотной речи, учащиеся должны обладать богатым словарным запасом. Словарь необходимо рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями с особенностями грамматического строя и умениями владеть формами связной речи. В работе представлены игры для развития словаря младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_slovarya_mladshih_shkolnikov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словарного запаса младших школьников .

  Развитие словаря школьника зависит от многих факторов.

Уровень развития мышления, которого достиг ребенок, определяет возможности усвоения слов. Слова обобщающего значения  становятся доступны пониманию лишь после формирования мыслительной операции обобщения.

   Словарь развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями и зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь упорядочивается, систематизируется, складываясь в семантические поля или образования слов по смыслу.

Выделены следующие направления развития словаря:

  • Расширение объема словаря
  • Уточнение значения слов
  • Развитие структуры значения слова
  • Формирование семантических полей
  • Расширение связей между словами.

Характеризуя словарный запас учащихся, следует отметить не только его ограниченность, но и недостаточное понимание значений слов. Именно эта особенность лежит в основе многочисленных ошибок в употреблении слов.

Ошибки, которые допускают школьники:

Свинья хохотает (хрюкает)

Шаль это шалун;

Бегония – соревнования такие, когда все бегают.

Лапти – когда все друг друга лапают;

Топорщится – топором рубить;

Лесник – это гриб такой;

Лесник – это тот, кто любит дрова;

Гигиена- когда ты не кривляешься;

Скалка – чтобы прыгать;

Собака-поводырь – это собака, которая дыры делает;

Плестить –лепить из пластилина.

 Считаю, что работа по обогащению словаря, очень важна, так как только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь.

Игры для развития словаря:

Игра «Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Стучать-звонить-барабанить;

Дрова-пламя-огонь;

Судно-волна-корабль;
Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Страх-смех-ужас;

Старушка-бабушка-дедушка;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.

Игра «Закончи предложение»

Цель: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Взрослый произносит незаконченное предложение, ученик подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.

  • Батареи в доме нужны, чтобы было (холодно, тепло, жарко)
  • На празднике стараются, чтобы гостям было ( горько, грустно, весело)
  • Утро закончилось, начинается ( ночь, день, вечер)
  • Лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким)
  • Ножи точат, чтобы они становились ( тупыми, кривыми, острыми)
  • Деревце поливают, чтобы оно выросло и стало( высоким, низким, прямым)
  • Воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (горячая, теплая, холодная)

Игра «Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам:

крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый).

Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД

Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

Игра «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.

Игры с успехом применялись на логопедических занятиях и помогли обогатить словарный запас школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словарного запаса и грамматического строя речи у дошкольников.

Развитие словарного запаса и грамматического строя речиПредлагаемые упражнения и игры могут быть использованы для работы с детьми от 3-х лет и варьироваться в зависимости от этапа работы и  задач...

Картотека дидактических игр и заданий для развития словарного запаса дошкольников.

В картотеке собраны игры и задания, направленные на увеличение объема словаря параллельно с обогащением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности (мышлен...

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Вопрос по обогащению словарного запаса школьника с ОВЗ на сегодняшний день является актуальным. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых тру...

Развитие словарного запаса и грамматического строя речи

Учитывая тесную связь процессов развития лексики (словарного запаса), данные игры и упражнения включают в себя задания на  словообразование, целью которых является уточнение структуры значения сл...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» . За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечаетс...