Урок развития речи в 4-ом классе. Муравей.
план-конспект урока на тему

Разработка урока развития речи по теме "Насекомые.Муравей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx153.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение  Республики  Марий Эл

«Нартасская школа-интернат»

УРОК   РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 «НАСЕКОМЫЕ: МУРАВЕЙ».

(открытый урок во 4-ом классе)

                                  Подготовила и провела Курбанова Г.С.,

                                 учитель начальных классов I категории

Конспект открытого урока.

Тема: Насекомые: муравей.

Тип урока: комбинированный

Образовательные задачи:

  • продолжить формирование умения составлять связное высказывание описательного типа на основе анализа  по картинно-символическому плану;-расширить и уточнить представления обучающихся о предметах окружающего мира через изучение  насекомого – муравья;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Формирование умения составлять рассказ-описание уточнение понимания и смысла, значения новых слов, активизация словаря.
    Коррекция и развитие связной устной речи посредством устных ответов на вопросы, пересказа;
  • Развитие навыка осмысленного чтения, коррекция грамотности и внимания посредством упражнений: «Молчанка», «Угадайка».
  • Коррекция пространственной ориентировки и внимания посредством  работы с пазлами и дидактическими картинами.
  • Коррекция и развитие навыков самоконтроля.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать мотивацию к учению;
  • учить понимать и чувствовать окружающую природу.

Оборудование: ноутбук, проектор,  презентация, предметные картинки с изображением животных, картинный план, индивидуальные карточки, раздаточный дидактический материал.

ХОД УРОКА

Содержание урока

Примечания

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы начнём урок, друзья.      

Отчет дежурного:

Сегодня. Время года – весна. День недели – . На улице----    Урок развития речи. В классе 12 человек.

  «Молчанка» 

Возьмите карточки. Читайте слова молча, каждый в своем темпе, вслух произнося названия только весенних месяцев.

январь, сентябрь, октябрь, март, февраль, июль, ноябрь, апрель, август, ноябрь, май, декабрь.

Направлено на расширение возможностей ребенка читать и понимать прочитанное про себя.  Смысл заключается в поиске и произнесении ребенком только заданных слов.

2. Актуализация знаний.

-Проведем речевую разминку, чтобы правильно проговаривать все слова, когда мы будем отвечать.

1.3. «)-  Прочитайте и подумайте о ком вы прочитали.

кваКАет

ЧИриКАет

мыЧИТ

Лает

МУРлычет

Угадайка» (направлено на повышение скорости чтения, понимания прочитанного, развитие воображения

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с животным миром нашей страны.  У каждого на парте лежат  разрезные картинки и цветные кружочки.  Соберите пазлы, и покажите к какой группе  принадлежит животное при помощи нужного цвета.

-Какую группу животных мы изучаем? (насекомые).

-Кто из них насекомое? Докажите.

 

-Назовите части тела насекомых. Чем насекомые отличаются от других животных?

( 3 пары ног).


3. Сообщение темы урока.

 О ком мы сегодня будем говорить? Отгадайте ребус.

- Правильно, это-муравей. Прочитаем хором и запомним словарное слово.

-

-Присмотримся к муравью, у вас на партах лежит фото. Работаем в паре. Рассмотрим части  тела и докажем, что он- представитель насекомых.

 - Как называется эта часть тела? (голова)

- Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На голове - глаза и усики. 

- Назовите части тела, которые следует за головой?

( грудь и брюшко)

-  Сколько пар лапок у муравья?

- Выйти к доске и показать переднюю пару лапок.

- Покажите заднюю пару лапок.

- Покажите среднюю пару лапок.

-Как передвигается муравей?

- У муравья три пары ног, с их помощью он ползает. Но у матки - муравья есть крылья, поэтому она может не только ползать, но и летать.

-Какого цвета муравей?

 (черные, коричневые красные, и желтые даже полосатые муравьи)

Физкультминутка.

- Давайте отдохнем и проведем физкультминутку.

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт.

- Какую басню Крылова мы с вами учили на уроке чтения? О каком качестве муравья мы узнали?

(муравей- трудолюбивый)

- Правильно, муравей – трудолюбивый. Про человека, который всегда чем-то занят, работает, тоже говорят, что он-трудолюбив как муравей.

-  Как вы думаете, чем питаются муравьи?

Муравьи питаются насекомыми.  

- Муравей маленький, но очень сильный, может поднять груз в 50 раз больше своего веса. За один час муравьи уничтожают более 100 тысяч тлей и 2 тысячи гусениц.

Где живут муравьи?

- Ребята, а где живут муравьи?

 (В муравейнике)

  - Кто видел муравейники? Как он выглядит?

 (Это большая, куполообразная куча из хвои, веточек, черенков листьев, с множеством ходов и выходов). 

-У вас на партах схемы муравейника. Муравейник состоит из наземной части и подземной. Наземная, то, что видим над землёй, а подземная находится под землёй.

А вы знаете, как построен муравейник внутри?
Давайте рассмотрим его строение.

1. Покрыт муравейник иголочками и веточками.  Они защищают жилище от непогоды.

2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

5. Зимовальная камера Собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.

7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.

9. "Коровник", где муравьи содержат тлей, тля выделяет сладкую жидкость и муравьи её едят.

10. "Мясная кладовка", куда они приносят  гусениц и другую добычу.

- Давайте повторим, и заполним другую схему. 

- Покажите вход, мясную кладовку, коровник, хлебный амбар, царскую камеру.

-В муравейнике  муравьи исполняют разные обязанности. Посмотрим отрывок про обязанности муравьев.

- А теперь самостоятельно прочитайте текст, заполните пропуски.

 -   Пользу или вред приносит.

- Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят муравьи?

- Муравьи - представители полезных насекомых.

-Люди давно уже поняли пользу муравьёв и начали их  разводить на новых местах, заставляя  "работать" там, где много  гусениц и других вредителей.

8. Бережное отношение.

- Вот видите, какой многоэтажный дом-крепость выстраивают себе муравьи. Так его долго и трудно строить и так легко некоторым людям сломать его. А представьте себе, какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет вся муравьиная семья.  В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев-санитаров леса. Без муравьёв лесу плохо. Меньше будет муравьёв  в лесу, больше разведется вредных жуков, гусениц, тли, которые   поедают лесные насаждения. И даже муравьи-солдаты стойкие защитники муравейника не помогут здесь.

Муравьи - наши друзья. Муравейники надо беречь!

Закрепление знаний.

- Ребята, вы сегодня узнали очень много о муравьях.

- Я хочу проверить ваши знания. Расскажи по плану о муравье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"

В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....

презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"

презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.

Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное  обуче...

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...