Применение здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе.
статья на тему

Царенкова Юлия Викторовна

В статье описывается методы и приемы применения здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_zst.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27

г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

                                          Составила:

учитель математики

                                                    Царенкова Ю.В.

Братск, 2013г.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

В исследованиях Н.А. Козленко, А.А. Дмитриева было выявлено, что нарушения интеллекта у учащихся специальных (коррекционных) школ часто сочетаются с недоразвитием двигательной сферы или ее нарушениями, проблемами со здоровьем.

Недостатки физического развития и двигательной сферы проявляются в следующих показателях:

1. Нарушения физического развития: у учащихся с ОВЗ чаще, чем в норме бывает:

  • отставание в длине и массе тела;
  • ожирение;
  • нарушения осанки;
  • деформация стоп;
  • нарушения в развитии грудной клетки;
  • низкие показатели жизненной емкости легких, окружности грудной клетки;
  • деформация черепа;
  • деформация лицевого скелета;
  • дисплазии;
  • остаточные явления поражения двигательной сферы (парезы, атрофия мышц, нарушения тонуса).
  • Негармоничное развитие внутренных органов и их функций.

2. Недостатки в развитии основных движений:

  • неточность движений в пространстве и времени;
  • неумение выполнять ритмичные движения;
  • грубые ошибки в дифференциации мышечных усилий;
  • низкий уровень развития равновесия;
  • отсутствие легкости и плавности в движениях;
  • напряженность, скованность движений.

3. Отставание в развитии основных двигательных качеств:

  • силы мышечных групп туловища и конечностей;
  • быстроты движений;
  • выносливости;
  • скорости;
  • гибкости движений в суставах.

Так же важным фактором, негативно влияющим на здоровье учащихся, является неблагоприятная экологическая обстановка нашего города. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца XX – начала XXI веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Вдобавок к этим трем порокам есть еще несколько школьных здоровьеразрушающих факторов:

  1. Зачастую школьные парты не соответствуют росту ребенка, что приводит к ранней потере зрения и искривлению позвоночника.
  2. Замена пятидневной учебной недели на шестидневную, что приводит к дополнительной нагрузке, и вследствие, к усталости детей и повышению их утомляемости организма.
  3. Продолжительное воздействие на школьника школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами.

 Поэтому в настоящее  время одно из приоритетных направлений педагогической деятельности является внедрение здоровьесберегающих технологий и создание здоровьесохраняющей среды на всех этапах обучения. Известно, что просидеть на уроке 40 минут сложно не только ученику начальной школы, но старшекласснику, ообенно на уроках математики.

Тем самым хочется отметить особую актуальность выбранной мной темы, которая обусловлена несколькими причинами.  Во-первых,  здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей, при решении которой важно учитывать сохранение и развитие здоровья учащихся в физическом, социальном, эмоциональном, интеллектуальном и нравственном планах. Во-вторых, в настоящее время  в условиях вариативности образования успешная деятельность нашего учебного заведения немыслима без углубленного применения системы КРО. Наша школа находится в старом неблагополучном районе, социально-профессиональный состав семей низкого уровня, таким образом, все эти факторы негативно сказываются на состоянии здоровья школьников. В-третьих, актуальность выбранной темы подтверждает то, что данная проблема поднималась Президентом РФ Д.А.  Медведевым в Посланиях Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года и 12 ноября 2009 года: «Именно в школьный период  формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.  Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги».

Сохранение здоровья учащихся – очень важное и приоритетное направление современной образовательной системы. Особенно важно это для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые больше, чем их нормально развивающиеся сверстники подвержены риску заболеваний физической, физиологической, соматический и психической сфер жизнедеятельности.

В настоящее время большое распространение получают методы дыхательной гимнастики, которые не только применяются в качестве способа профилактики различных заболеваний и оздоровления организма, но и качестве предупреждения умственных и физических нагрузок на организм, особенно в детском возрасте.

Цель своей коррекционной работы – подбор и апробация коррекционных приёмов, направленных на обеспечение   возможности сохранения здоровья школьников на уроках математики, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 

  1. Подбор и апробация специальных  методик, направленных на укрепление здоровья, повышение работоспособности, снятие умственного напряжения учащихся на основных этапах урока.
  2. Предупреждение зрительного (зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного) утомления   школьников на уроке.
  3. Систематизация специальных методов и приемов дыхательной и зрительной гимнастики.
  4. Поэтапное планирование коррекционной работы через использование дыхательных/ зрительных  упражнений разной степени интенсивности, направленных не только на снятие умственного напряжения во время учебных нагрузок, но и в качестве профилактики простудных заболеваний учащихся специальной (коррекционной) школы.
  5. Выявить эффективность использования подобранных  здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Итак, коррекционная работа в области  здоровьесберегающих технологиях на уроках математики в СКОШ включает в себя комплекс специальных дыхательных и зрительных упражнений и строится  поэтапно.

1 этап – начальное разучивание упражнений.

Задачи данного этапа:

  1. Познакомить учащихся с первоосновой  дыхательной/ зрительной гимнастики.
  2. Создать целостное представление обо всем дыхательном/ зрительном упражнении.
  3. Научить учащихся владеть основными дыхательными/ зрительными  элементами в общих чертах.

Период реализации данного этапа – 1 месяц (начало учебного года, сентябрь).

2 этап – углубленное разучивание упражнений через внедрение их в основные этапы урока.

Задачи этапа:

  1. Отработка техники правильного дыхания.
  2. Уточнение правильной техники выполнения зрительных упражнений.
  3. Формирование у учащихся знаний и умений в области сохранения и укрепления здоровья в урочное и внеурочное время.

Период реализации этапа – 6 месяцев (октябрь – февраль)

3 этап -  закрепление и совершенствование техники коррекционных техник.

Задачи этапа:

  1. Автоматизировать технику выполнения дыхательной гимнастики.
  2. Расширять зрительно-пространственную активность школьников в режиме урока.
  3. Проследить эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики в СКОШ.
  4. Научить учащихся использовать полученные умения в повседневной жизни.

Планируя дыхательные/ зрительные   упражнения, следует учитывать роль коррегирующих факторов данной работы, поэтому следует применять их в качестве разминки, заранее планировать последовательность и преемственность упражнений для придания им соответствующей направленности.

Период реализации этапа – 2 месяца (конец учебного года).

Основные методы и приёмы работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в СКОШ.

В основу коррекционной работы в данном направлении были взяты две методики:  дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой и гимнастика для глаз Г. А. Шичко и У. Г. Бейтиса.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой создавалась на рубеже 30-х – 40-х годов прошлого столетия как способ восстановления певческого голоса, так как Александра Николаевна была певицей и его потеряла. Гимнастика зарегистрирована Государственным Институтом патентной экспертизы в 1972 году. Из четырех функций органов дыхания:  дышать, говорить, кричать и петь – пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, самую сложную функцию, по дороге к цели восстанавливает функции более простые, прежде всего дыхание.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резких вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышающую потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе),  это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь почти со всеми органами и повышает общую сопротивляемость организма к заболеванием и работоспособность организма в целом.  Вот почему эта гимнастика имеет такой необыкновенно широких спектр воздействия и может успешно применяться в различных областях знаний.

Стрельниковская гимнастика показана как метод лечения и метод профилактики абсолютно всем, без исключения, детям и подросткам. В своей работе я использую её как метод профилактики для снятия усталости, повышения жизненного тонуса, бодрости, улучшения настроения, памяти, что особенно важно для школьников. В своей работе методику дыхательной гимнастики я применяю на этапах: «Организационный момент», «Актуализация опорных знаний», «Закрепление полученных знаний» и в конце урока, подводя итоги работы. Таким образом, происходит  постоянная смена видов деятельности и потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное укреплением здоровья учащихся.  Данные упражнения достаточно легко вплетаются в канву урока, эти моменты для учащихся я называю «Дыхание чисел» («Кулачки» - четные, «Сбросьте груз» - нечетные числа).

Гимнастика для глаз по методу Шичко – Бейтиса

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. В своей работе я использую гимнастику для глаз по методу Шичко – Бейтиса.

Американский ученый, профессор, офтальмолог Уильям Горацио Бейтис,  автор знаменитой таблицы проверки зрения, разработал уникальную систему восстановления зрения без использования очков и хирургического вмешательства. По Бейтису восстановление зрения происходит путем восстановления шести глазодвигательных мышц. В настоящее время у многих людей, в том числе и школьников, имеются различные нарушения зрения, поэтому очень важно следить за здоровьем глаз учащихся на уроках, особенно это касается письменных предметов, таких, как математика, на которых нагрузка на зрительную систему в течение всего урока очень высока. Сделав небольшой анализ состояния зрения учащихся нашей школы, я пришла к выводу о необходимости использования данного метода в своей работе.

Геннадий Андреевич Шичко – кандидат биологических наук, автор системы различных упражнений, направленных на снятие и предупреждение зрительно-психического утомления зрительной системы. Автор предлагает различные глазодвигательные упражнение, комплексы упражнения в сочетании общеразвивающих и зрительных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплекс гимнастики для глаз по методу Шичко – Бейтиса

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. Покорчим  рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

6. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

9. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

10. Часики.

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

И глаза вам скажут: «Спасибо!»

Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?

Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.

Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!

Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

Игра «Дрессированная муха»

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

X

1. Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз... Где, в каком домике наша муха?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

3. Управляем мухой молча. (Направление задает учитель движениями рук.)

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений «На море»

(Под медленную спокойную музыку.) /. «Горизонт»

1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка»

1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

3. «Радуга»

1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко»

1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.

Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу»

1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»

1-8 — зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.

2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в правую.

3. И. п.— то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот — 20—15 с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15 с.

5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую — смотреть на правую кисть 10 с.

6. И. п.— основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6—8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6—8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Профилактика зрительного утомления и близорукости

(Памятка для учащихся начальных классов)

Долго тянется урок-

Много вы читали.

Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,

Все запомнить важно.

Упражнение один —

На край парты книги сдвинь. (Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такое

Повтори пять раз за мною.

Упражнение два

Тренируй свои глаза. (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,

Повтори четыре раза.

Упражнение три.

Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторите пять раз,

Расслабляя мышцы глаз.

На упражнение четыре

Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

Повторите 5-6 раз,

Все получится у вас.

Упражнение пять

Нужно четко выполнять. (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

Профилактические упражнения для глаз

— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.

— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.

— 15 вращательных движений глазами слева-направо.

— 15 вращательных движений глазами справа-налево.

— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».

Руки за спинку, головки назад

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди.

(Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

Упражнения для глаз (комплекс 1)

 И. п. — сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

— глаза вправо-вверх.

— глаза влево-вверх.

— глаза вправо-вниз.

— глаза влево-вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10— 15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 2)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 3)

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.

Упражнения для глаз (комплекс 4)

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Часовщик

Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой

Упражнение 1. «КУЛАЧКИ»

Представленное упражнение является наиболее простым. Его еще можно назвать элементом разминки. При его проведении в основном работают только легкие и другие органы системы дыхания, а также пальцы рук.

И. п: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы должны быть расслаблены.

После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время сильным движением необходимо сжать пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Продолжить выполнение упражнения в той же последовательности: быстрый вдох и сжимание рук в кулаки — медленный выдох и разжатие пальцев, которое сопровождается расслаблением кисти.

Упражнение требуется повторить не менее четырех раз. Далее нужно отдохнуть в течение трех-пяти секунд, после чего вновь провести упражнение четыре раза с последующим отдыхом, продолжающимся несколько секунд.

Упражнение 2. «СБРОСЬТЕ ГРУЗ!»

И.п.: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, голову поднять, плечи расслабить и опустить, руки согнуть в локтях и поставить на пояс Пальцы при этом должны быть сжаты в кулаки.

На первый счет требуется свободно опустить руки вдоль тела, одновременно разжимая кулаки, расслабляя кисти и производя вдох. При этом нужно представить, будто нужно сбросить с рук и плеч тяжелый груз. В момент, когда руки опускаются, мышцы предплечья, плеч и кистей следует максимально напрягать и в то же время требуется с силой растопырить пальцы, воображая, что между ними появились перепонки.

Далее нужно принять исходное положение, поставив руки на пояс, одновременно сжав пальцы в кулаки и произведя медленный выдох. Как уже было замечено ранее, выдох не должен быть резким и шумным, поскольку он имеет в гимнастике Стрельниковой А. Н. второстепенное значение, а потому должен происходить самопроизвольно, без каких бы то ни было усилий. Делать его активным и энергичным нельзя. В противном случае может возникнуть такое явление, как гипервентиляция легких, что крайне нежелательно.

Описываемое упражнение разрешается проводить в положении как стоя, так лежа либо сидя. В первые два дня целесообразно выполнить двенадцать подходов по восемь вдохов, чередуя серии с перерывами в десять секунд. В последующие занятия упражнение повторяют по заданной схеме: сначала шесть повторений по шестнадцать вдохов, далее — три серии по тридцать два вдоха.

В тот момент, когда производится вдох, плечи следует максимально напрячь. При этом мышцы рук также должны быть напряженными. Напряженные пальцы требуется широко развести. Нужно занять исходную позицию, выдохнув, сжав руки в кулаки и поставив их на пояс. Далее необходимо вновь сделать активный и короткий вдох, с некоторым усилием вывести руки вниз, направляя сжатые в кулак пальцы в пол и затем растопыривая их. После этого требуется вновь принять исходное положение.

В момент выхода воздуха при выдохе широко открывать рот не нужно. Губы лишь немного разжаты и образуют узкую щель, через которую и выводится воздух.

Упражнение 3. «НАКАЧАЕМ МЯЧ»

И.п.: стать прямо, голову поднять, плечи опустить и расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу.

Далее нужно немного наклониться вперед, руки расслабить, вывести вперед,  свесить, плечи округлить, голову опустить, мышцы расслабить и одновременно сделать резкий и энергичный вдох, втягивая воздух через нос. После этого следует принять исходное положение и в тот же момент произвести слабый выдох только через рот либо через рот и нос. Выдыхать, акцентируя внимание на том, чтобы вывести воздух лишь через рот, не нужно. С течением времени и освоением техники выполнения упражнения умение правильно выдыхать придет само собой.

Далее следует вновь с шумом, активно и коротко вдохнуть, наклоняя корпус и расслабляя мышцы верхней части тела, после чего сделать выдох и принять исходное положение: выпрямиться, поднять голову, расправить плечи, руки опустить вдоль туловища. При выполнении данного упражнения требуется делать сильный и резкий вдох.

Нужно представить, будто вам необходимо накачать резиновый мячик. Если настоящий мяч накачивать с излишним усилием, то он, как известно, может лопнуть. Таким образом, каждый вдох, символизирующий поступление воздуха в полость мяча, следует делать лишь с некоторым усилием, стараясь не переусердствовать и «не разорвать мяч».

При выполнении упражнения «Накачиваем мяч» мышцы поясницы и шеи должны быть расслаблены. Напрягать их не нужно, ведь воздух, которым вам предстоит наполнить воображаемый мяч, легкий и невесомый. Проводить данное упражнение можно в положении как стоя, так и сидя. Главное при этом — сохранить заданный ритм и темп. Только при таких условиях можно добиться высокого эффекта лечения.

Упражнение 4. «КОШАЧИЙ ТАНЕЦ»

И.п.: стать прямо, ноги выпрямить и расставить немного уже ширины плеч, голову поднять, плечи расслабить, руки свободно опустить вдоль туловища. Далее необходимо слегка согнуть руки в локтевых суставах и сжать пальцы в кулаки, после чего присесть, одновременно развернув корпус в левую сторону и сделав резкий, активный и короткий вдох. Не стоит стесняться того, что он получится слишком шумным. Нужно помнить одно из правил дыхательной гимнастики: вдох и должен быть довольно шумным.

После этого следует принять исходное положение, повернувшись и встав прямо, опустив руки, выпрямив ноги и в тот же момент медленно выдохнув. При этом можно вообразить себе, что с обратной стороны обоих колен находится маленькая пружинка, которая во время выполнения упражнения помогает быстро и вместе с тем достаточно плавно сгибать и разгибать ноги.

Завершив движения в одну сторону и заняв исходную позицию, необходимо повернуться вправо, слегка сжав пальцы в кулаки и присев, немного согнув ноги в коленях. Далее нужно вновь принять исходное положение. Продолжать упражнение следует, поочередно разворачивая корпус то в левую, то в правую сторону. Спина должна оставаться прямой, стопы — прижатыми к полу. Руки рекомендуется держать на уровне линии талии

Упражнение можно выполнять в положении и стоя, и сидя, и даже лежа. Его проводят в двенадцать серий по восемь вдохов-выдохов.

Упражнение 5. «КРЕПКИЕ ОБЪЯТИЯ»

И.п.: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, руки согнуть в локтевых суставах, поднять и выставить перед собой на уровне грудной клетки, развернув ладони к полу, после чего с некоторым усилием следует сжать пальцы в кулаки и развести руки на ширину кулака.

Не перекрещивая, требуется завести руки как можно дальше за спину, проведя одну под мышкой, а вторую — поверх плеча, одновременно производя резкий и шумный вдох. После этого вернуть руки в исходное положение и в тот же момент легко и медленно выдохнуть. Стоит заметить, что для того, чтобы сделать выдох в таком положении, нет необходимости прикладывать какие бы то ни было усилия. Он производится самопроизвольно при разведении рук и вследствие следующего за тем расширения грудной клетки.

Вернувшись в исходную позицию, сразу же нужно повторить движения и вновь сделать шумный вдох, а затем развести руки и выдохнуть. Руки следует заводить далеко за спину, удерживая их параллельно друг другу. Продолжить упражнение по предложенной схеме: завести руки за спину и сделать вдох — принять исходное положение и выдохнуть.

Данное упражнение выполняют в первые занятия гимнастикой, разделив на двенадцать подходов по восемь вдохов. В дальнейшем, по мере освоения движений и навыков правильного дыхания, количество серии уменьшают до шести, а число вдохов-выдохов увеличивают до шестнадцати. На последнем этапе освоения упражнения число серий равно трем, а бросков — тридцати двум. После завершения повторения очередной серии рекомендуется делать перерыв в несколько секунд. После того как данное упражнение будет полностью освоено и все производимые при этом движения покажутся легкими для выполнения, элементы можно усложнить, дополнив наклонами головы назад. Наклонять голову нужно в момент, когда делается вдох. Движения, выполняемые головой, не должны быть слишком резкими во избежание получения травмы.

Для того чтобы выполнить упражнение правильно, необходимо представить, будто голова откидывается назад посредством распрямления пружинки, связывающей ее и локти. Таким образом, в момент, когда руки заходят за спину и нажимают на невидимую кнопку, голова мягко отводится назад. Взгляд должен быть устремлен вверх, на потолок.

При выполнении упражнения «Крепкие объятия» не нужно разводить руки слишком широко. При этом правую и левую руку нужно проводить поверху поочередно. Однако менять их положение можно только после завершения движения и принятия исходного положения. Во время проведения упражнения спина должна оставаться прямой.

Предложенное упражнение разрешается выполнять в положении как стоя, так сидя или лежа.

Упражнение 6. НАКЛОНЫ ВПЕРЕД И НАЗАД

И.п.: стать прямо, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, руки свободно опустить вдоль туловища, голову поднять, плечи расправить.

Сделать небольшой наклон вперед, вывести руки перед собой, удерживая их на уровне колен, и одновременно сделать резкий и короткий вдох, после чего подняться, произведя пассивный и медленный выдох. Не останавливаясь, согнуть руки в локтевых суставах, поставить перед собой и завести за спину, слегка прогнувшись в пояснице. Стараясь удерживать руки параллельно, вновь произвести энергичный и короткий вдох. Затем принять первоначальное положение и одновременно выдохнуть.

Продолжать по той же схеме: наклониться вперед выбросить руки перед собой и произвести резкий вдох — возвратиться в исходное положение и сделать пассивный выдох — завести руки за спину, немного прогнуться в пояснице и с силой шумно вдохнуть — занять исходную позицию. Усложнить упражнение можно, осторожно откидывая голову при втором вдохе и заведении рук за спину назад.

Упражнение 7. ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО-ВПРАВО

И.п.: стать прямо, ноги выпрямить и расставить чуть шире плеч, руки опустить вдоль туловища, пальцы расслабить, голову поднять, плечи расправить, мышцы живота напрячь, спину выпрямить.

Далее нужно повернуть голову в левую сторону и одновременно сделать резкий и короткий вдох, после чего принять исходное положение и медленно выдохнуть. Затем, не останавливаясь, следует повернуть голову вправо и в тот же момент с шумом вдохнуть, занять исходную позицию и спокойно выдохнуть.

Во время выполнения предложенного упражнения мышцы шеи должны быть расслабленными, а плечи и верхняя часть туловища — оставаться неподвижными.

Упражнение 8. НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО-ВПРАВО

И.п.: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу. При выполнении упражнения следует опираться на полную стопу. Мышцы живота нужно напрячь, ягодицы сжать.

Потом нужно наклонить голову к левому плечу и одновременно сделать короткий, шумный и резкий вдох, после чего медленно вернуться в исходное положение, плавно выдохнув. Далее, не прекращая движения, следует наклонить голову к правому плечу и в тот же момент отрывисто вдохнуть. После этого принять исходное положение, сделав плавный выдох.

Упражнение 9. НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВПЕРЕД-НАЗАД

И.п.: стать прямо, голову поднять, мышцы живота и ягодиц напрячь, плечи опустить и слегка развести, руки расслабить и свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч. Тяжесть тела должна приходиться на полные стопы, поставленные параллельно друг другу.

Потом надо наклонить голову вниз, стараясь максимально приблизить подбородок к груди, и одновременно сделать резкий и шумный вдох. После этого необходимо принять исходное положение, произведя произвольный выдох. Далее, не останавливая движения, наклонить голову вниз и вновь, сделать активный вдох. Возвращаясь в исходное положение, произвести медленный и плавный выдох.

Упражнение 10. «ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ»

И.п.: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, руки расслабить и свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и соединить, носки слегка развести.

На первый счет следует сделать небольшой шаг левой ногой вперед, немного согнуть ноги в коленных суставах и присесть, перенеся вес тела на левую ногу и поставив правую высоко на носок, руки согнуть в локтях, выставить перед собой, вывести в левую сторону и одновременно резко и с шумом вдохнуть, после чего вернуться в исходное положение, сопровождая движения самопроизвольным выдохом.

После этото нужно шагнуть вперед правой ногой, ноги согнуть в коленях и присесть, перенести тяжесть тела на правую ногу, левую пятку высоко поднять, слегка согнутые в локтевых суставах руки вывести в правую сторону и в тот же момент сделать активный и энергичный вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдохнуть.

Упражнение 11. «ШАГАЕМ ВПЕРЕД»

И.п.: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и поставить вместе, носки слегка развести. Вес тела должен при этом приходиться на полную стопу.

Сильным движением нужно согнуть в коленном суставе левую ногу, подтянуть ее к животу, правую немного согнуть в колене, присесть и одновременно произвести резкий и шумный вдох. Затем необходимо опустить левую ногу, в тот же момент самопроизвольно выдыхая.

Далее требуется согнуть в колене, выставить вперед и с силой подтянуть к животу правую ногу, левую при этом необходимо слегка согнуть в коленном суставе, присесть и в тот же момент произвести активный и энергичный вдох. Возвращаясь в исходное положение, опустить правую ногу и сделать медленный выдох.

Во время проведения гимнастических элементов спину нужно удерживать прямой и сохранять осанку правильной. Грудную клетку следует немного вывести вперед. Руки можно оставлять свободными или, слегка согнув в локтевых суставах, поднимать и держать на уровне линии талии.

Упражнение 12. «ШАГАЕМ НАЗАД»

И.п.: стать прямо, голову поднять, плечи расслабить и расправить руки свободно опустить вдоль тела, ноги выпрямить и соединить, носки немного развести. Мышцы живота и ягодиц должны быть при этом напряженными.

Надо поднять согнутую в коленном суставе левую ногу, отвести ее назад, прижимая пятку к ягодице, слегка согнуть в колене правую ногу, присесть и одновременна произвести резкий и шумный вдох. Далее следует вернуться в исходное положение, сделав спокойный выдох. После этого требуется согнуть в колене и отвести назад правую ногу, вновь прижав пятку к ягодице, в то же время слегка согнуть в коленном суставе левую ногу, немного присесть и сделать короткий и активный вдох. Затем следует принять исходное положение, сопровождая движения самопроизвольным выдохом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Состояние зрения учащихся СКОШ № 27 г. Братска

на 2012 – 2013 учебный год

Класс

Нарушения зрения (заболевания зрительной системы)

Количество

учащихся

5 а

миопия

астигматизм

2

5 б

близорукость псевдомиопия

астигматизм

сходящееся косоглазие

4

7 б

  –  

  –  

8 а

миопия

косоглазие

3

9 б

астигматизм

2

                                                                                          ВСЕГО         25 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в Каменской средней школе

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Использование здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Доклад на методическом объединении классных руководителей.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Использование здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Презентация к докладу на методическом объединении классных руководителей.

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекц...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы

Понятие “здоровье” определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и несёт в себе представление о силе, о приспособительной способности человека к разнообразным ус...

Доклад "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционной школе – интернате"

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое з...