"Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы".
статья на тему

Медведева Юлия Николаевна

В статье раскрывается сущность здоровьесбережения и создания здоровьесберегающего пространства, рассматриваются вопросы использования современных здоровьесберегающих технологий для улучшения физического и психологического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

В современных условиях проблема здоровья детей с ОВЗ приобретает глобальный характер.  Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю работающему с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа  по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.  Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия осуществления воспитательного  процесса  - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

Внедрение в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его  развития. В современных условиях предъявлено требование не только сохранения, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие  технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

•         организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

•         психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

•         учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Классные часы, диспуты: «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», ежедневная  утренняя зарядка, сбалансированное 5-ти разовое питание , уроки физкультуры, ЛФК, физминутки , спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Для  формирования здорового образа жизни использую различные формы работы по профилактике  вредных привычек,  по пропаганде здорового образа жизни: интерактивные беседы, например, «Что имеем - не храним», уроки здоровья: «Эмоции и здоровье», «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты»,  деловые игры, практикумы: «Здоровый образ жизни», «Вредным привычкам скажем «НЕТ», «Режим дня или как все успеть»,    мини-лекции: «Что такое здоровье?»,  «Природа гриппа и ОРВИ и о способах профилактики этих болезней»,  викторина «Мы выбираем здоровый образ жизни». Провожу тестирование, анкетирование: «Мое отношение к здоровому образу жизни», диалоги с элементами игры, анализ конкретных ситуаций, например, «Привычки человека», что  активизирует внимание учащихся к рассматриваемым темам, учит воспитанников самим находить выход из данных ситуаций. Обсуждение памяток по сохранению здоровья, о действиях при чрезвычайных ситуациях и составление памяток самими учащимися – один из эффективных приемов работы, здесь дети увлеченно включаются в коллективную творческую работу:

«Памятка для модников и модниц»

«Какие меры нужно принимать при отравлении»

«Какие меры нужно принимать при ожогах»

«Какие меры нужно принимать при обморожении».

   Оздоравливающему эффекту способствует правильно организованная подготовка  воспитанников к урокам ( самоподготовка), где учитываются мною:                                

-- психологический  климат,  положительный  эмоциональный настрой (отсутствие внешних  монотонных неприятных раздражителей);

-- гигиенические условия: нормальная температура в классе и свежесть воздуха; рациональное освещение;

-- правильная  посадка  учащихся;

-- различные виды проверки выполнения домашнего задания(чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы);

--проведение физкультминуток  и других оздоровительных моментов: дыхательной гимнастики,   гимнастики для глаз, массажа активных точек, различных  физических  упражнений:   для глаз: «Пчела», «Звезда», «Восьмерка», упражнений для рук: «Аист», «Ворона», упражнений для ног: «Парашютист»;  упражнений  для  позвоночника:  «Спина», «Ножницы» и др.

   Эмоциональной разрядкой на самоподготовке  являются улыбка, шутка, юмористическая картинка, пословица, поговорка, загадка.

   Во время прогулок дети любят проводить подвижные игры с предметами и без них: «Хитрые пятнашки», «Скакалка-подсекалка»,  «Коршун», «Анаконда»,  «Колобок», «Блуждающий мяч», «Черная палочка», «День и ночь».

   Активизация физической деятельности  воспитанников проявляется в их участии во всех, проводимых в школе-интернате, спортивно-оздоровительных мероприятиях:  Дни  здоровья,  Осенний  кросс, Спартакиада,   соревнования по баскетболу и футболу, конкурс песни.  Все учащиеся посещают школьные спортивные объединения. Воспитанники группы являются не только постоянными участниками, но и призёрами спортивных мероприятий. В  процессе двигательного творчества  воспитанники получают возможность личностного самовыражения.  Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий.  Они являются одним из самых доступных, эмоциональных действенных средств физического развития.  В подборе игр учитываю не только возрастные, но и психофизические особенности учащихся.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, важное место на внеклассных занятиях уделяю  проведению физкультминуток, для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе использую следующие виды физминуток:

1.                Оздоровительно- гигиеническая.

2.                Двигательно – речевые.

3.                Подражательная.

4.                Физкультурно-спортивная.

5.                Танцевально-ритмическая.

6.                Тематические физминутки.

Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.

Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:

во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и

во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.

В заключении  хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся.  В своей работе  стараюсь так организовать воспитательную деятельность , чтобы воспитанник  обладал «навыками» управления здоровьем в собственной жизни, чтобы воспитанник после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.

 

Литература и источники:

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в  школе. М.,2004.

2. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008.

 3. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие  технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.

4. Гладышева О.С. Самообследование готовности школы к сбережению здоровья учащихся и педагогов. Директор школы №6 2010.

5. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей....

Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся

В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности  обозначена глубокая...

Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключев...

Профессионально-педагогическая компетентность современного педагога

Существует такая легенда.«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?»...

"Формирование единого воспитательного пространства школы"

quot;Формирование единого воспитательногопространства школы"...

Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы.

Данная статья раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий без которых немыслим педагогический процесс....