Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.
методическая разработка на тему

Землянко Наталья Викторовна

Гиперактивный ребёнок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_roditeliuchitelya_mmd.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Практические   рекомендации   родителям

гиперактивного  ребенка.

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что чрезмерная подвижность, болтливость и недисциплинированность не является умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  • не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и пр.);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:
  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  1. Организация режима дня и места для занятий:
  • установите твердый распорядок дня ребенка и всех членов семьи;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  1. Специальная поведенческая программа:
  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Чувствительность к отрицательным стимулам очень низкая, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако восприимчивы к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • расскажите гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

   Практические   рекомендации   учителям

гиперактивного  ребенка.

Школьная программа коррекции поведения гиперактивных детей   должна опираться на когнитивную коррекцию.

  1. Изменение окружения:
  • изучение особенностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • работа должна строиться индивидуально, такой ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя (в центре класса, прямо у доски);
  • оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
  • изменение режима урока путем включения физкультминутки;
  • разрешение гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
  • предоставление ребенку возможности быстро обращаться к педагогу в случае затруднений;
  • направление энергии гиперактивного ребенка в полезное русло (вымыть доску, раздать тетради и пр.).
  1. Создание положительной мотивации на успех:
  • чаще хвалить ребенка;
  • избегать завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
  • использование на уроках элементов игры и соревнования;
  • большие задания разбивать на последовательные части и контролировать выполнение каждой из них;
  • создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом по некоторым областям знаний;
  • научить ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
  • игнорировать негативные эмоции и поощрять позитивные;
  • строить процесс обучения на положительных эмоциях;
  • помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не пытаться сломить его!

  1. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся: 
    смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
  • реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя,  требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.);
  • снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
  • выполнение упражнений, направленных на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
  • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
  • применение мультисенсорных техник обучения;
  • проверка знаний — в начале урока;
  • избегание категоричных запретов.

  1. Развитие дефицитарных функций:
  • повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди-ошибку»,   «Проверь себя и соседа»);
  •  снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);
  • снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).

  1. Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке: 
  • отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;
  • обучение приемам структурирования учебного времени;
  • отработка навыков самоконтроля;
  • обучение техникам самоуправления.

  1. Коррекция негативных форм поведения:
  • способствовать элиминации агрессии;
  • обучать необходимым нормам и навыкам общения;
  • регулировать его взаимоотношения с одноклассниками.

  1. Регулирование ожиданий:
  • Объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
  • Объяснить родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические и практические рекомендации по проведению игровых тренингов

На протяжении всей жизни человек постигает искусство культурного диалога, который основывается на абсолютном понимании и принятии субъектами диалога друг друга. Основой культурного диалога являе...

Практические рекомендации Развития физических качеств баскетболистов

Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Ма...

Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной».

практические рекомендации для родителей для организации полезного игрового досуга с детьми...

Тема: «Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной

Методическая разработка, которая поможет родителям организовать игровой досуг с ребенком....

Психологическая характеристика учащихся классов КО. Практические рекомендации.

В перзентации изложен материал о том, как продуктивно организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, для лучшего усвоения ими учебного материала....

Практические рекомендации Развития физических качеств баскетболистов

Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Ма...

Методические и практические рекомендации по обеспечению мер безопасности при подготовке и проведении туристических походов и экскурсий со школьниками в оздоровительных лагерях.

Профилактические требования к организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с учащимися. При проведении туристских походов, особенно много­дневных, возникает много об...