Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в мир растений"
план-конспект на тему

Сергиенко Татьяна Александровна

Занятие направлено на формирование знаний о бережном отношении к природе родного края; закрепление и обоснование знаний о мире растений и их классификации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_korrektsionno.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Воспитатель: Сергиенко Татьяна Александровна.

Возраст учеников: 8-10 лет (группа из 9 человек). 

Диагноз воспитанников: сложная структура дефекта

Тема занятия: «Путешествие в мир растений»

Время проведения: 40 минут.

Цель: Формирование знаний о бережном отношении к природе родного края; закрепление и обоснование знаний о мире растений и их классификации.

Образовательные задачи:

           - формировать у детей адекватный интерес к живой природе;

           - способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, растениях.

Развивающие задачи:

           - развивать познавательный интерес учащихся, их кругозор, мышление, воображение, внимание;

           - формировать навыки устной речи, следить за правильным произношением слов и понятий.

Воспитывающие задачи: 

           - воспитывать бережное отношение к природе, способствовать сплочению детского коллектива.

           

Оборудование:  магнитная доска, таблички в конвертах с названиями станций;  три  листа бумаги (с фрагментами ключевой фразы); вырезанные картинки овощей, фруктов, грибов; плакат с яблонькой; карточки с фруктами, с садовыми и лесными ягодами; мешочек с овощами, тарелка с нарезанными фруктами; разрезанная картинка гриба.

Методы и технологии: наглядный, проблемно-поисковый метод, метод соревнования, игровой метод, кейс-технология, технология сотрудничества.

                   

План.

I. Организационный этап:

1. Мотивационный момент.

2. Игра: «Если я приду в лесок».

3. Актуализация темы.

II. Основной этап:

1.Станция «Овощная».

1)Препятствие «Загадочное».

2)Игра «Кот в мешке».

2. Физкультминутка – подвижная игра «Бабка сеяла горох»

3. Cтанция «Фруктовая».

1)Игра «Узнай по вкусу».

2)Препятствие «Поварята».

4. Cтанция «Лесная».

1)Препятствие «Загадки из леса».

2)Препятствие «Угадай-ка»

3)Препятствие «Вырастим гриб».

III.Оценочно-рефлексивный этап:

  1. Составление ключевой фразы.
  2. Подведение итогов.
  3. Рефлексия.
  4. Награждение.

п/п

Этапы работы.

Цели и задачи.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.

Организационный этап.

1. Мотивационный момент.

Цель: заинтересовать детей, создать атмосферу сотрудничества.

2.Игра: «Если я приду в лесок» (3 мин)

Цель: формировать знания о нормах и правилах поведения в природе.

 – Сегодня мы не просто ученики, а путешественники.

А вы знаете, что в путь надо отправляться с хорошим настроением? Давайте повернемся к товарищу по парте, улыбнемся друг другу, скажем «Счастливого пути!».

Итак,  мы отправимся в интересное путешествие. А куда я вам пока не скажу. Но на нашем пути будет много преград. Только сила дружбы, огромное желание каждого помочь друг другу позволят нам преодолеть все преграды. Вы внимательно слушали, о чем я говорила? Что же мы еще должны взять в дорогу кроме хорошего настроения?  Правильно, дружбу.

– А для начала поиграем в игру «Если я приду в лесок». Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения на природе. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да" и хлопаем в ладоши, если плохо, то все вместе кричим "нет" и топаем ногами. Итак, начали:
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?  

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?  

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?  

Если разведу костер,
А тушить не буду?  

Если сильно насорю
И убрать забуду.

Дети слушают воспитателя, поворачиваются к соседу по парте, улыбаются друг другу и желают счастливого пути.

Включаются в деятельность на занятии.

 Дружбу.

Слушают воспитателя.

Топают ногами и кричат «Нет!».

Топают ногами и кричат «Нет!».

Дети хлопают в ладоши и кричат «Да!».

Дети хлопают в ладоши и кричат «Да!».

Топают ногами и кричат «Нет!».

Топают ногами и кричат «Нет!».

3.Актуализация темы.        

(2 мин)

Цель:  нацелить детей на решение проблемы.

Если мусор уберу,
И с собой я заберу?

– Молодцы! Я вижу, вы хорошо знаете, как себя нужно вести на природе.

- Ребята, во время нашего путешествия мы познакомимся и вспомним о разных растениях.  Путешествовать мы с вами будем по станциям. На каждой станции будет несколько заданий. Справившись со всеми заданиями, вы получите фрагмент ключевой фразы, которую мы с вами постараемся собрать за всё путешествие. А в конце игры мы прочитаем то, что получилось и сделаем вывод. Итак! Отправляемся в мир путешествий. А вы не забыли взять с собой фантазию, выдумку, хорошее настроение?

Дети хлопают в ладоши и кричат «Да!».

Слушают воспитателя.

Хоровой ответ: – Нет!

II.

Основной этап. (20 мин)

Цель: систематизировать и обобщить знания о растениях.

1. Станция «Овощная».

Цель: систематизировать и расширить знания об овощах.

1) Препятствие: «Загадочное».

Цель: закрепить, расширить знания об овощах,  выделяя их отличительные признаки.    

2) Игра «Кот в мешке»

Цель: учить определять на ощупь по форме, размеру, величине различные овощи.

2. Физкультминутка – подвижная игра «Бабка сеяла горох». (3 мин.)

Цель: способствовать физической и эмоциональной разгрузке детей.

2. Cтанция «Фруктовая».

Цель: систематизировать и обобщить знания о фруктах.

1) Препятствие: «Узнай по вкусу».

Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах.

2) Препятствие: «Поварята»

Цель: расширить знания  детей о блюдах, приготовленных из фруктов.

 3. Станция «Лесная».

Цель: систематизировать знания о дарах леса.

1) Препятствие: «Загадки из леса».

Цель: развивать внимание, память, смекалку.

 

2) Препятствие: «Угадай-ка».

Цель: учить угадывать грибы по описанию;

   

3) Игра «Вырастим гриб».

Цель: учить детей работать в группе;

развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, быстроту реакции.

               

   - Ребята, сейчас вам надо узнать название первой станции.

   Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима:

Хозяйка однажды

С базара пришла.

Хозяйка с базара

Домой принесла:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу…

- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? У1? У2? У3? и т.д.

 - Как все это назовем?

 - Кто догадается, какая станция нас ждет? (Овощная.) (Воспитатель открывает название станции.)

– А теперь перед нами препятствие: «Загадочное».  Вам нужно отгадать загадки. Для этого образуем две команды. Те, кто сидят слева от меня – первая команда. Назовем её «Садоводы».  Поднимите руки, первая команда.  Кто справа – вторая команда. Назовем её «Огородники».  Итак, слушаем первую загадку для первой команды:                                                                                  

Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

– Следующая загадка для второй команды:

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ...

– Сейчас отгадывает загадку команда «Садоводы»:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке жёлтый и соленый.

– Загадка для команды «Огородники»:

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я ...

– Загадка для первой команды.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

–Внимательно слушает вторая команда:

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи. Что это за овощ?

– Загадка для команды «Огородники»:

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она, —

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

А последнюю загадку отгадает команда «Садоводы»:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

- Молодцы, с первым заданием обе команды справились. Прикрепите картинки с отгадками на магнитную доску: первая команда и вторая команда. У кого отгадок больше?  Продолжаем соревнование дальше.

– Ребята, посмотрите! К нам в гости зашла хозяюшка из стихотворения об овощах. Она купила на рынке овощи, нам нужно угадать, что спрятано у неё в мешке. Вы находите овощ в мешке и на ощупь определяете, что это.

Выходим угадывать по очереди: У1 от одной команды, У2 от другой команды и т.д.

– Молодцы, ребята! И с этим заданием вы дружно справились. Наверно, вам кто-то или что-то помогает.

Вы хорошо потрудились. Настала пора передохнуть, и мы поиграем в подвижную игру «Бабка сеяла горох».

Для этого выберем водящего по считалке. Мы будем водить хоровод, а когда считалка закончится, разбежимся в разные стороны. А кто водит, должен поймать одного из вас. Тот и будет водить.

– Отдохнули?

Не забыли, куда мы сегодня отправились?

Хочу обрадовать вас.

Вы справились со всеми заданиями первой станции.

Не забыли, как она называется?

Получите конверт с первой строчкой нашей волшебной фразы. Давайте прочтем её. (Воспитатель прикрепляет фразу к магнитной доске).

- Но нам пора спешить на следующую станцию, ее жители уже ждут нас,  но посмотрите, что говорят нам овощи:

                                   Ешьте больше овощей –

                                   Будете вы здоровей!

- На этой станции растет яблонька не простая, а волшебная. (Открывается плакат с яблонькой.) Слышите!  

                                        Яблонька шумит листвою,

                                        Словно говорит со мною:

                                      «Яблочек тебе не надо?

                                       Угостить всегда я рада!»

- Посмотрите, на яблочках у неё загадки. Если мы отгадаем загадки, тогда узнаем название станции!

1. На высокой ветке зреет,

Словно лампочка желтеет,

И блестит, как после душа.

Ну конечно, это…        

2. Апельсина желтый брат

И никто не виноват,

Что ужасно кислый он,

Это маленький …        

3. Оранжевый, круглый ты откуда?

Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь?                

4. Младший брат апельсина.

5. Маленькая печка с красными угольками.                

 - Обе команды успешно справились с загадками. Догадались, как  называется вторая станция?

(Воспитатель открывает название станции.)

  – Наше путешествие продолжается. Следующее задание для команд «Узнай по вкусу». На подносе разложены нарезанные фрукты. Желающий от каждой команды по очереди подходит к подносу, ему завязывают глаза, и он на вкус определяет название фрукта. Кто отгадывает – получает картинку с фруктом.

А теперь давайте посмотрим, какая команда справилась с заданием лучше. Прикрепите полученные вами картинки фруктов на магнитную доску. У какой команды больше?

  – А сейчас нам предстоит вспомнить, как можно больше блюд с добавлением фруктов. Отвечаем по порядку: первые – команда «Садоводы»,  вторые – «Огородники»  и т.д. Воспитатель задает наводящие вопросы.

– И с этим заданием вы отлично справились.

   Но, прежде, чем мы отправимся на последнюю станцию, я хочу задать вам вопрос. Чем отличаются фрукты от овощей? Где растут фрукты? А овощи?

– За хорошие ответы получите второй конверт с ключевой фразой. Посмотрите на доску. Прочитайте.  Объедините их,  что получилось?

- Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к последней станции. Отгадайте её название:

- Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой.

- Догадались, что это? Конечно, и следующая станция? (Воспитатель открывает последнюю станцию).

Следующее препятствие на станции Лесной – «Загадки из леса». Кто отгадает загадку, получит картинку с отгадкой.

Съел я ягоду лесную,

Кругленькую, небольшую,

И стал чёрным вдруг язык.

Да, к такому не привык.

Что попалось мне, скажи-ка.

Это ягода …

Я нашла грибы в лесу.

Быстро маме отнесу.

Рыженького цвета

Нам привет от лета.

Очень любят  их сестрички.

Называются …  

Стоит высоко,

 Висит далеко,

 Кругом гладко,

 В середине сладко.

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

Прикрепите ваши отгадки к магнитной доске. Посмотрим, какой команде нужно набрать побольше баллов на последних заданиях. Пожелаем им успеха.

На следующем вашем препятствии вы должны угадать гриб по его описанию.

(Воспитатель читает признаки, характеризующие гриб. Отгадавший получает картинку с этим грибом.)

- Тонкие ножки, цвет – светло-коричневый, растёт на пеньках.

 - Крепкая ножка, коричневая шляпка, растёт под березой.

- Белая, красная шляпка, растёт под осиной.

 

- Красивый, с белыми горошинами на красной шляпке. Ядовитый.

– Молодцы, ребята. А какие еще съедобные грибы вы знаете?

Прикрепите картинки с отгадками к магнитной доске.

– А давайте сами вырастим гриб. Каждая команде я дам по конверту. В них рисунок гриба, разрезанный на несколько частей. Ваша задача за  минуту собрать этот гриб и сказать, как он называется.

(Предварительно нарисованный на альбомном листе гриб разрезается на 12 частей).

– Первыми справились команда … Назовите гриб, который вы «вырастили». По каким признакам вы определили, что это подосиновик?

 Вы успешно выполнили последнее задание. Получите третий конверт с ключевой фразой.

Слушают стихотворение.

Дети перечисляют овощи.

– Овощи.

– Овощная.

Дети делятся на две команды.

Соревнование команд в отгадывании загадок.

– Помидоры.

–  Лук.

– Огурец.

– Свёкла.

– Морковь.

– Капуста.

– Картошка.

– Репка.

Представители от команд выходят по одному и определяют на ощупь овощи (картофель, помидор, огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук, чеснок, баклажан, капуста).

Если затрудняются, воспитатель просит посмотреть на картинки овощей на магнитной доске и вспомнить.

Дети встают в круг в игровом уголке класса, водят хоровод и произносят слова считалки. В середине хоровода стоит водящий.

Бабка сеяла горох. Ох!

Уродился он не плох. Ох!

Уродился он густой.

Мы помчимся - ты постой.

Дети разбегаются. Водящий ловит одного из детей, который и заменяет его.

– Овощная.

Дети читают хором: «Регулярно, год за годом».

Дети слушают педагога.

Дети по команде воспитателя подходят к яблоне, срывают яблочки с загадкой, отгадывают.        

– Груша.

– Лимон.

– Апельсин.

– Мандарин.

–  Гранат.

        

– Фруктовая.

        

Дети по очереди выходят, определяют по вкусу фрукты, называют их

Прикрепляют картинки с фруктами на магнитную доску.

Варианты ответов детей: варенье, компот, джем, кисель, пироги, йогурт, пюре и т.д.

– Фрукты растут на дереве.

А овощи растут на земле.

–Дети читают: «Регулярно, год за годом

дарит нам дары Природа».

– Лес.

– Лесная.

– Черника.

– Лисички.

– Орех.

– Земляника.

Задача детей – угадать название этого гриба.

– Опёнок.

– Подберёзовик.

– Подосиновик.

– Мухомор.

– Грузди, сыроежки и т.д.

Дети собирают гриб из разрезанных частей.

– Подосиновик.

Варианты ответов детей: красная шляпка, белая ножка, растет под осиной.

III.

Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: формировать у детей способность самостоятельно делать вывод.

- Ребята, справившись со всеми заданиями, давайте соберём в единое целое все фрагменты, имеющиеся у нас. Посмотрите на доску. Прочитайте, что получилось?

- Кто из вас сможет объяснить, о каких дарах идёт речь?

Правильно. Это всё то, чем нас кормит природа.

– А в чём различие ягод, растущих на приусадебных участках и лесных ягод?

– А для чего нужны эти дары природы человеку?

– Какое задание было для вас наиболее интересное?

– А какое задание вызвало затруднения? Легко ли вам было работать сообща? Что вы нового узнали сегодня о своих товарищах? Что нового вы узнали о себе? Мне понравилось, как вы дружно справлялись со всеми заданиями, были активны, сообразительны. Преодолеть все преграды во время вашего путешествия помогла вам дружба, взаимовыручка и конечно хорошее настроение. Хочу наградить каждого из вас памятной медалью о вашем путешествии.

(Награждение каждого ребёнка).

– Регулярно, год за годом

Дарит нам дары Природа.

До чего ж вкусны и ярки

Все природные подарки!

– Фрукты, овощи, ягоды, грибы.

– На участках ягоды сажает человек, а в лесу их никто не сажает.

– Для употребления в пищу.

Варианты ответов детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...