Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
учебно-методический материал по теме

Глазова Елена Александровна

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.

Тематический план проведения мастер-класса:

1.     Приветствие участников мастер-класса, сбор ожиданий и пожеланий – 5 мин.

2.     Запросы родителей, нуждающихся в оказании педагогической помощи в организации предметно-развивающей среды – 5 мин.

3.     Семья и предметный мир детства. Освещение проблемы – 5 мин.

4.     Взаимодействие специалиста с родителями, формы и методы – 5 мин.

5.     Условия создания предметно-развивающей среды дома – 60 мин.

-       Вводная часть, актуализация темы. Анализ проведенного анкетирования.

-        Обустройство детской комнаты или детского уголка. Дискуссия.

-       Игровое пространство, игрушки. Интерактивная игра.

-       Использование средств ИКТ.

-       Создание домашней библиотеки.

-       Растения и животные.

-       Рекомендации для родителей (памятка).

6.     Завершение мастер-класса. Получение обратной связи от участников – 10 мин.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДЕТСКИЙ УГОЛОК

Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика, лего-конструкторы, настольные игры и др. Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать).

Придерживайтесь некоторых правил и использование пространства комнаты станет эффективнее:

  • выбирайте дома самое любимое, светлое, тёплое место для игры детей. Лучше, если в игровом уголке будет стоять стол и стул;
  • удалите предметы, представляющие собой опасность для здоровья, надежно закрепите тяжелые предметы, которые могут упасть;
  • игрушки располагайте так, чтобы ребёнок мог сам брать и убирать их на место;
  • в уголке игрушки должны быть разнообразные, но не выставляйте много игрушек и периодически их заменяйте. Проверяйте игрушки, чтобы не было ломаных, ремонтируйте вместе с детьми. Советуем вам иметь игрушки самоделки, которые можно сделать вместе с ребёнком из природного материала.

ИГРУШКИ

 Исходя из материальных возможностей семьи, приобретайте или мастерите вместе с ребенком разнообразные игры и игрушки, из которых можно сделать выбор нужной в данный момент; но не накапливайте их в доме без разбора.

 Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.  Продумайте возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации – «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку и т.п.) и только после этого убирайте игрушки и детали на место.  Тактично, но ненавязчиво предлагайте помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка от предложенной помощи воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее, но если тебе что-то понадобится, то буду рада тебе помочь»).  

Виды игрушек.

  • Игрушки, отображающие реальную жизнь – куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.
  • Технические игрушки – различные виды транспорта, различные виды конструктора.
  • Игрушки-забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков.
  • Спортивно-моторные игрушки – мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.
  • Дидактические игрушки – разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.
  • Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
  • Театральные игрушки – куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.
  • Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей, природный материал и т. д.

КОМПЬЮТЕР

Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.  Особый интерес у детей вызывают программы с элементами новизны, поэтому при покупке компьютерных игр обращайте на это внимание.  Следует помнить, что детям в возрасте 4–7 лет рекомендуется заниматься за компьютером не более 2 раз в неделю. Продолжительность таких занятий для дошкольников 4–5 лет составляет 5–7 минут, 6 лет–10 минут, 7 лет–15 минут. После занятий за компьютером следует выполнять специальный комплекс упражнений для глаз, чтобы снять напряжение.  

БИБЛИОТЕКА

Домашняя библиотека может стать местом интеллектуального общения с вашим ребенком, в котором немаловажную роль может сыграть чтение книг, рассматривание семейных фотоальбомов. Вот несколько правил, соблюдение которых позволит процесс чтения книг сделать более эффективным:

  • ежедневно читайте книги ребенку, интересуйтесь тем, какие книги читали в детском саду; обращайте внимание ребенка на выходные данные книги (автор, название, художник-иллюстратор);  
  • проявляйте уважение к процессу чтения и относитесь к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию; следите за тем, чтобы в это время было тихо и слушающего малыша не отвлекал телевизор или громкие разговоры окружающих;  
  • рассматривайте с ребенком иллюстрации к детским книгам, репродукции, открытки с произведениями книжной графики.

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ

В квартире могут находиться любые животные и растения, если они:  безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);  неприхотливы, т.е. животные и птицы не требуют специального ухода за ними.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка?

Есть ли игровой уголок или место для игр и занятий? _______________________________

_____________________________________________________________________________

В какое время чаще играет, занимается ребенок? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Набор игрушек, соответствуют ли они возрасту ребёнка?

Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки? _____________________

_____________________________________________________________________________

Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях? ______________

_____________________________________________________________________________

 Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности? _________

_____________________________________________________________________________

В какие игры чаще всего играет ребёнок? _________________________________________

_____________________________________________________________________________

Используете ли вы строительный и природный материалы? В каких случаях? __________

_____________________________________________________________________________

3. Какое место в жизни ребенка занимает компьютер?

Кто и какие компьютерные игры выбирает для ребенка? _____________________________

_____________________________________________________________________________

Как часто и сколько времени проводит ребенок за компьютером? _____________________

_____________________________________________________________________________

4. Есть ли в вашей семье домашняя библиотека?

Какие книги есть в вашей детской библиотеке? ____________________________________

_____________________________________________________________________________

Часто ли вы читаете ребенку? Когда это бывает? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

Кто выбирает книгу для чтения, вы или ребенок? Есть ли у него любимые книги? _______

_____________________________________________________________________________

5. Живой уголок.

Есть ли в вашем доме животные или растения? ____________________________________

_____________________________________________________________________________

Как относится к ним ребенок, какое участие принимает в уходе за ними? ______________

_____________________________________________________________________________

 6. Ваши затруднения и пожелания в организации предметно-развивающего пространства в семье. ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________    

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми» Глазова Елена Александровна Учитель-дефектолог Территориального отделения «Переделкино» ГБУ ГППЦ ДОгМ 03 февраля 2016 года

Слайд 2

Семья в жизни ребенка Семья – первая школа воспитания растущего человека . Семья – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, сочувствовать, терпеть, радоваться. В жизни ребенка именно семье принадлежит главная, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления об окружающей действительности, формируются интересы, развиваются способности.

Слайд 3

Предметный мир детства Предметный мир детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественному и эстетическому развитию. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Слайд 4

Мониторинг анкетных данных

Слайд 5

Цель Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме создания предметно-развивающей среды в условиях семьи.

Слайд 6

Задачи Антигерои Герои Просвещение родителей в области организации развивающей среды в семье Осознание опыта создания условий для гармоничного развития ребенка в собственной семье Помощь в осознании и изменении родительских установок, ценностей и действий, способствующих развитию ребенка Расширение педагогических знаний родителей по вопросам воспитания и развития детей в игровых упражнениях

Слайд 7

Организация развивающего пространства в детском уголке Игровое пространство должна быть доступно восприятию и пониманию ребенка, удовлетворять его потребности. Следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика, лего -конструкторы, настольные игры и др. Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать).

Слайд 8

Компьютер в доме Задачи родителя Строгий отбор компьютерных программ и игр Учет времяпользования любым гаджетом (4–7 лет – не более 2-3 раз в неделю. Продолжительность таких занятий для дошкольников 4–5 лет составляет 5–7 минут, 6 лет–10 минут, 7 лет – 15 минут).

Слайд 9

Книжный мир «Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает» Вербер Бернард ежедневно читайте книги ребенку, интересуйтесь тем, какие книги читали в детском саду; следите за тем, чтобы в это время было тихо и слушающего малыша не отвлекал телевизор или громкие разговоры окружающих рассматривайте с ребенком иллюстрации к детским книгам, репродукции, открытки с произведениями книжной графики.

Слайд 10

Живой уголок В квартире могут находиться любые животные и растения, если они: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых неприхотливы , т.е. не требуют специального ухода за ними.

Слайд 11

Игровая среда Игрушки – это обучающий инструмент, который рядом с первых минут жизни. Он помогает получить основные представления о материальном мире окружающем ребенка, сделать первые важные шаги в его развитии . Основные группы игрушек Первая – это игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию, предполагающие общение с ними как с живыми персонажами или общение между участниками игры посредством этих игрушек Вторая – игрушки, способствующие развитию интеллектуальных, познавательных , речевых и моторных способносте й Третья - игрушки, способствующие развитию творческих, художественных способностей ребенка , е го эстетическому развитию

Слайд 12

Игра через общение Игрушки , отображающие реальную жизнь – куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д. Игрушки-забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков.

Слайд 13

Познаем, играя Различные виды конструктора. Дидактические игрушки – погремушки, матрешки, пирамиды, вкладыши, разноцветные шары, бочонки, сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания, головоломки, лабиринты, мозаики, настольные и печатные игры с правилами и др.

Слайд 14

Физкультура и творчество Музыкальные игрушки погремушки , колокольчики, бубенцы др . Театральные игрушки пальчиковый театр, настольный театр. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения ( игрушки-материал) Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы , каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды .

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Интерактивная игра «Необычная жизнь обычных вещей».

  1. Устно: я называю предмет, а вы короткое действие с ним вне его функционального назначения:
  • Шоколад, джем
  • Картофелина
  • Пуговицы
  • Ложки-вилки
  • Пустые баночки из-под таблеток
  • Печенье
  • Макароны
  1. Практическая работа. Создание пособия для развивающей игры.
  •  Двухсторонний скотч (тактильная азбука)
  • Ватные палочки и диски (геометрическая мозаика)
  • Сушки (сериационные ряды)
  • Прищепки (разноцветные полянки)
  • Губки для мытья посуды (строим город)

Возможны и другие варианты использования предметов. Нет предела вашей фантазии!