Усиление роли психологического компонента, как необходимое условие повышения эффективности коррекционно - развивающей работы на уроке чтения
материал по литературе (7 класс) по теме

Незванова Анна Васильевна

Доклад по чтению в старших классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА, КАК                 НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКИВНОСТИ         КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ

Происходящие в сфере современного образования  изменения порождают ситуацию, когда значимость специального образования существенно возрастает. Одной из проблем в сегодняшней ситуации является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушением интеллекта. И очень важна в их обучении и воспитании психологическая готовность педагога к своей работе с этими детьми. Анализируя данную проблему, большинство исследователей выделяют следующие компоненты психологической готовности педагога к своей –профессиональной деятельности:                                                                                 1. Мотивационный компонент (совокупность устойчивых мотивов, относительно – независимых от текущих ситуаций, он создает и поддерживает у педагога интерес к обучению и воспитанию, направляет и формирует профессиональную активность, а это очень важно в нашей работе 2. Ориентационный компонент (наличие у педагога широкого спектра    разных качеств, от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе обучения и самообразования).                                                     3. Операционный компонент (характеризуется степенью владения психологическими профессионально обусловленными знаниями и приемами, обеспечивает получение необходимого результата).                                             4. Рефлексивный компонент (раскрывается в адекватной самооценке личных качеств и в умении оценивать и анализировать восприятие себя другими людьми).                                                                                                                                         Педагоги нашей школы, обладая данными качествами, из года в год решают одну из важнейших  коррекционных задач – повышение эффективности педагогического воздействия на детей с интеллектуальными и психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей, их познавательной и речевой деятельности                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Из опыта работы  с нашими учащимися я могу сказать, что у всех у них в той или иной степени нарушена речевая деятельность.                                              И особая роль в ее коррекции принадлежит урокам чтения.                                                                                                                                                                                                           Проблема обучения чтению – одна из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия информации и весь процесс обучения ограничены.                                                                                                                    Прежде чем на уроке начать работу над произведением, эмоционально настраиваю детей на рабочую обстановку при помощи пиктограмм.                                                            Учащиеся, посмотрев на лица, называют эмоциональное состояние человека,                                                                                                                                      выполняют мимические упражнения, это помогает снять психическое напряжение, создает возможности для приемлемого самовыражения и дети с хорошим настроением начинают работать. .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Для овладения полноценным навыком чтения постоянно необходимо:                                                                           1. Исправлять произношение.

2. Стабилизировать внимание.

3. Совершенствовать память.

4.Сглаживать дефекты логического мышления.

5. Исправлять недостатки образного восприятия.

6.Устранять нарушения монологической речи.

7.Усовершенствовать словесную систему мышления.  

Одним из эффективных приемов является речевая гимнастика, которая включает: упражнения: для модуляции силы голоса, упражнения по отработке интонации темпа речи, по совершенствованию выразительности речи, по отработке произношения. Планируя урок, необходимо  во главу угла  ставить личность учащегося с его недостатками и возможностями, с отрицательными чертами характера (импульсивность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение). Учитывая все это, использую на уроке методы психолого – педагогической коррекции, обеспечивающие развитие высших психических функций:                                            

 1.задания по степени нарастающей сложности;                                                                                                                                        2. Дозированная поэтапная помощь учителя;                                                                     3. Задания с опорой на несколько анализаторов;                                                                                                                                                                                                4. Включение в урок материалов из сегодняшней жизни;                                                                                                                                                                                                                                     5. Познавательные вопросы, проблемные задания;                                                                                                                                                                                                                    6. Развернутая словесная оценка                                                                                                          

При подготовке к восприятию нового материала детям предлагается шифровку темы или собрать из букв название знакомого жанра (например: «загадка», «пословица» )   Как известно, основным материалом для уроков чтения являются рассказы, и они составляют 50% от произведений других жанров. При изучении любого рассказа проводим разговор к занятию: «Оля, спроси у Саши, рассказ какого писателя мы изучаем? Лена, уточни у Ильи, как называется этот рассказ? Диана, поинтересуйся у Ирины, кто является главным героем этого произведения? и т. д.  Так за короткое время проверяется материал .Образцом правильного и выразительного чтения является чтение учителя, особенно чтение самого красивого и интересного места в рассказе, оно используется как коррекция логического мышления у детей, их речи, внимания, фонематического слуха, операций анализа и синтеза.    Развитие словесной памяти, быстрая ориентация в языковом материале происходит при расстановке заголовков частей рассказа в соответствии с сюжетной линией текста. Немаловажную роль на уроке чтения играет пересказ текста, который развивает монологическую речь учащихся. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:     1. Понимание текста – правильно ли учащийся формулирует основную мысль                                                             2. Структурирование текста – умение последовательно и точно строить свой пересказ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        3.Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.                                                                   4.Грамматика – правильность построения предложений, использование сложных предложений.                                                                                                                                                                                                                                                          5 Плавность речи – наличие или отсутствие подсказок учителя по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.  

  Повышению эмоциональной сферы на уроке способствует изучение стихотворений, так как в них наиболее полно выражаются чувства и переживания автора, каждое слово несет большую смысловую нагрузку. Образец правильного и выразительного чтения стихотворения учителем дается только после психологической подготовки детей к его восприятию. Можно это показать на примере чтения стихотворения А. С. Пушкина о зиме (Вот север тучи нагоняя…) Но сначала нужна художественная зарисовке (рассказ – путешествие в далекое прошлое, когда жил А. С. Пушкин), и в рассказе на звать те приметы зимы, о которых детям неизвестно, тогда подготовительная работа достигнет цели. После психологической подготовки оно выразительно прочитывается. Первые две строчки читаются медленно, после паузы тон голоса оживленный. Психологическая пауза после слова  «идет» подчеркивает смысловую нагрузку слов «волшебница зима..Учащиеся представляют себе все изменения в природе. В конце опять большая психологическая пауза. Здесь дети остаются наедине со своими впечатлениями, выясняется эмоциональный уровень первичного восприятия .При работе над стихотворениями С. Есенина необходимо донести до детей, какими необыкновенными звуками, особым ароматом и разными цветами наполнены его строки. Они снижают психоэмоциональное напряжение у учащихся. Прочитав отрывки из его стихов, можно составить букет любимых цветов: «Черемуха душистая с весною расцвела… Под венком лесной ромашки я строгал, чинил челны… Я по первому снегу бреду в сердце ландыши вспыхнувших сил…Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдет как с белых яблонь дым… Колокольчик среброзвонный, свет от розовой иконы…»     Положительные результаты дает работа с карточками и фишками «Кому принадлежат строчки?». задание «Собери отрывки»                                                                                                                        При заучивании наизусть ведется такая работа: стирание отдельных слов в стихотворении, восстановление стертых слов при повторном чтении, печатание стихотворения на карточках с пропусками слов, хоровое чтение стихотворения, заучивание отрывка по выбору (если это поэма или большое по объему стихотворение).                                                                                                             Для нравственного воспитания учащихся и развития устной речи большое значение имеет изучение басен. Очень важно помочь детям понять сложность смысловой и идейной сторон басни, выявить основные линии персонажей, читать басни по частям с одновременным разбором каждого, анализировать конкретное содержание басни, объяснить подтекст (действия животных на самом деле выражают суть поступков людей). Чтобы эмоционально правильно воспринять басню  ,предлагаю детям разнообразные задания: «Убрать лишнее»  (Куда попал волк ночью, думая залезть в овчарню –  в дом, в сарай,  в конюшня, на псарню?. У кого всегда бессильный виноват – у лисы, у слона, у ягненка, у волка? Кому бог послал кусочек сыра – волку, кукушке, мартышке, вороне?) «Распредели предметы по своим местам» (Воз, очки, желуди,, сыр -Плутовка к дереву на цыпочках подходит. Да лебедь рвется в облака. Пусть сохнет – говорит свинья. Мартышка к старости слаба глазами стала). «Распредели героев на 4 группы» - Осел, Кукушка, Мартышка, Петух, Воробей, Щука, Козел, Рак, Ворона, Лебедь, Свинья, Лебедь, Дуб). Басню мы читаем по ролям, учим наизусть,, драматизируем.Только после ее детального разбора можно задать учащимся вопрос, в ответе на который и будет заключена мораль, После  изучения басен можно провести конкурс «Мораль сей басни такова»  Уроки чтения, на которых присутствуют компьютерные технологии, проходят намного интереснее и результативнее. Широкое использование компьютера и интерактивной доски повышают интерес к урокам, предотвращая  утомляемость, снижения работоспособности и познавательного интереса учащихся. Эффект их применения зависит от создания большой мотивации и психологического комфорта для учащихся, от их свободы выбора и форм средств деятельности. Благодаря презентациям по творчеству писателей и поэтов, время на уроке используется рационально. При повторении пройденного материала составляю викторины, конкурсы, кроссворды по произведениям на развитие мыслительной деятельности. При сообщении новых знаний на уроке присутствуют презентации, иллюстрации, технология опорных сигналов    (слова автора в один цвет, а слова героя - в другой цвет), опорные сигналы в виде схематичных рисунков (хвост колечком, ножки спички, оттопырил вниз губу, весь пушистый, золотистый с белой звездочкой во лбу).                      

      В настоящее время учащиеся старших классов сами могут пользоваться компьютером, а большинство семиклассников работают с интерактивной доской                                                                                                                                                                                                                                                      В заключении хочется сказать следующее: какие бы методы, приемы и современные технологии не применялись в нашей деятельности, этого будет недостаточно, если мы не будем чувствовать красоту и святость своего призвания, обладать внутренней теплотой, нежностью, умением заботиться и иметь большое желание учить и воспитывать наших детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционно – развивающего обучения детей дошкольного и школьного возраста через взаимодействие работы учителя - логопеда и педагога-психолога.

С целью повышения уровня  воспитательного и коррекционного процессов, повышения эффективности работы с ребёнком необходимо постоянно изме­нять условия её организации,  использовать...

Условия эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми на уроках РСВ и ФП

Успех работы по речевому развитию детей с нарушением слуха зависит от создания положительного эмоционального настроя детей и педагогов в ходе развивающих и коррекционных занятий, совместной деятельнос...

Планирование работы классного руководителя специальной школы - необходимое условие повышения качества коррекционно-развивающей работы.

Планирование коррекционно-воспитательной работы – это процесс совместной деятельности педагога (классного руководителя), учащихся, специалистов, родителей по определению целей, содержания, форм и мето...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Сотрудничество педагогов коррекционного учреждения с родителями в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Основной составляющей педагогической деятельности в коррекционно-развивающем процессе является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и форм...

Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в рамках внеурочной деятельности

В данной статье поднимается вопрос творческой самореализации обучающихся с особыми образовательными потребностями с помощью кино- и видеотворчества.На мой взгляд, интеграция кинообразования через внеу...