Программа внебюджета "Мой любимый звук Р".
календарно-тематическое планирование на тему

Яворская Наталья Алексеевна

Программа внебюджета "Мой любимый звук Р".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vnebyudzheta_moy_lyubimyy_zvuk_r.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педагогическом совете          Директор ГБОУ Школа  №810                    

ГБОУ Школа  №810                                       Утверждаю

                                                                                                             

Протокол № 1от               2015г.                                                                                                      ____________________

                                                                     

Рабочая программа

Внебюджетного курса

 «Мой любимый звук Р.»

учителя - логопеда

Государственного бюджетного образовательного учреждения  Школа № 810 г. Москвы

на 2015 – 2016 учебный год

        

                                                                                              Учитель-логопед                    

                                                                                              Яворская Н.А.

                                                                   г. Москва

                                                                    2015 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования; целям и задачам образовательной программы учреждения.

       Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; учение Р.Е. Левиной о трёх уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях её нарушения, проведённые Т.Б Филичевой и Г.В. Чиркиной.              

          Рабочая программа составлена на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического развития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Современная система начального образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в школе. Основной задачей обучения  ребенка к школе – готовность к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.

        Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.

Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.

Можно выделить следующее речевое нарушение:

  • фонетический дефект - недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

Цель данной программы - формирование у детей правильной устной  речи.

 Задачи:

  • 1. формировать правильное произношение фонем;
  • 2. учить различать оппозиционные фонемы;

Формы работы:

1. Обследование:

  • фронтальное;

2. Коррекционные занятия:

  • групповые занятия по постановке  и автоматизации звука «Р»;

 Формы контроля:

  • анализ устной  речи в начале и в конце года (фронтальный);

Направления работы:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

  • научиться правильно, произносить звуки;
  • пользоваться этими звуками в речи;
  • различать оппозиционные фонемы;

Содержание программы по разделам:

Подготовительный этап:

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной  готовности к обучению.

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий.

  • логопедического кабинета для занятий;
  • наглядных пособий;
  • дидактического материала;
  • учебной литературы;
  • зеркал;
  • средств ИКТ.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

 Возрастной состав групп: от 5 до 10лет.

 Программа рассчитана на 6 месяцев.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой и др.,   зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.

Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка. Организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют более успешному решению задач по исправлению нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Поддержание положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов.

Таким образом, задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:

  • развивать слухоречевое внимание;
  • вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
  • вырабатывать правильное речевое дыхание;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • формировать понятия о грамматических категориях языка;
  • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
  • стимулировать речевую активность детей;
  • развивать речевое общение.

Эти задачи можно успешно реализовать только в результате систематической и последовательной работы при творческом использовании как классических, так и новых методов. Предлагаемые структуры построения индивидуальных и подгрупповых занятий

Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляются через занятия. Их организация, структура, использование методических приемов зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка и во многом от профессионального уровня логопеда.

Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый логопедом, — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.

Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Третий принцип — рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Основными методами коррекционной работы логопеда являются

Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы.

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

2. Дидактические методы:

  • наглядные;
  • словесные методы с опорой на наглядность;
  • словесные методы без опоры на наглядность;
  • практические методы, которые должны носить игровой характер.

В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например,произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Из словесных приемов можно выделить следующие:

  • словесный образец;
  • одновременное произнесение звука ребенком и логопедом;
  • повторение;
  • объяснение;
  • указание;
  • словесные упражнения;
  • вопрос как стимул речевой активности ребенка;
  • оценка детской речи.

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-пере- вертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной продаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или

персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

Структура подгрупповых занятий

Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звуко- произношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.

В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.

Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий.

                  Структурные части логопедического занятия

  1. Оргмомент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.
  2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
  3. Массаж или самомассаж по системе Приходько Е.Г.
  4. Мимические упражнения.

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой по системе Архиповой Е.Ф. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемое органов артикуляционного аппарата.

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса по системе Лавровой Е.А.

Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.

  1. Постановка звука.

Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.

  1. Автоматизация звука в слогах.
  2. Автоматазация звука в словах.
  3. Автоматизация звука в словосочетаниях.
  4. Автоматизация звука в предложениях.
  5. Автоматизация звука в чистоговорках
  6. Автоматизация звука в загадках и стихах.
  7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
  8. Обучение рассказыванию. Развитие воображения.
  9. Развитие познавательных процессов (мышления и воображения).
  10. Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.

Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.

  1. Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.

Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

 Конституция РФ;

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об ут-верждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»»

 письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

 Приказ Минтруда России №544н от 18.10.2013г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»»

 Устав ГБОУ «Школа 810» г. Москвы

«Программа  логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического развития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.


Календарно-тематическое планирование

подгрупповых логопедических занятий

по постановке и автоматизации звука «Р».

Дата

Тема занятия

1.

Развитие новых произносительных умений и

навыков.

Уточнение артикуляции звука [ Р]

2.

Выработка серии последовательных артикуляционных движений с опорой на

 ( зрительный, слуховой, кинестетический контроль).

3.

Постановка звука [Р ] (механическим способом или смешанным способом)

4.

Постановка звука методом фонетической локализации. Соотнесение фонетического образа звука [Р ] и графического образа буквы.

5.

Автоматизация звука в слогах со стечением (др)в слогах.

6.

Автоматизация звука в слогах со стечением (др) в словах и предложениях.

7

Автоматизация звука [Р ] в прямых слогах.

8.

Автоматизация звука [ Р] в обратных слогах.

9.

Автоматизация звука [Р ] в слогах со стечением.

10.

Автоматизация звука [ Р] в прямом ударном слоге в начале ,середине и конце двусложных слов.

11.

Автоматизация звука [Р ] в прямом безударном слоге в начале, середине и конце двусложных слов.

12.

Автоматизация звука [ Р] в прямом ударном слоге в начале ,середине и конце трехсложных слов.

13.

Автоматизация звука [Р ] в прямом безударном слоге в начале, середине и конце трехсложных слов.

14.

Автоматизация звука [Р ] в односложных словах из закрытого слога

15.

Автоматизация звука [Р ] в прямом  слоге  при стечении согласных

16.

Автоматизация звука [Р ] в обратном ударном   слоге.

17.

Автоматизация звука [Р ] в обратном безударном   слоге.

18.

Автоматизация звука [Р ] в двухсложных словах с закрытым  слогом.

19.

Автоматизация звука [ Р] в предложениях.

20.

Автоматизация звука [ Р] в чистоговорках и стихах.

21.

Автоматизация звука [ Р] в коротких рассказах

22.

Автоматизация звука [ Р] в длинных рассказах.

23.

Автоматизация звука [Р ] в текстах.

24.

Автоматизация звука [Р ] в разговорной речи.

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
  • в формировании связной речи

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Литература:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г.
  4. Метусс Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
  6. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.


        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздничной программы "Дорогой! Любимой! Единственной!", приуроченной ко Дню Матери

Перед вами сценарий праздничной программы, посвященной Дню Матери. У нас в школе это мероприятие проводилось в 2009 году. Получился очень теплый и душевный праздник....

Сценарий конкурсно - развлекательной программы «Дорогим, любимым, родным посвящается…»

Сценарий праздничной  конкурсно - развлекательной программы «Дорогим, любимым, родным посвящается…» . это  мероприятие посвящено поздравлению детей класса и их родителей с 8-ым Марта и 23-им...

Программа "В царстве звуков"

Рабочая программа учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитем речи....

Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка"

Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка" художественной направленности, предназначена для детей 11-14 лет. Обучаясь по данной программе воспитанники учатся изготавливать мягк...

Критерии оценки по параметрам диагностики к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Моя любимая игрушка"

В данном материале содержится диагностика теоретической и практической подготовки в изготовлении мягких игрушек....

Концертная программа "Мамочка любимая моя"

Формирование условий для осознания ценности материнства и семьи....

Дополнительная общеобразовательная программа "Мой любимый край"

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражд...