Главные вкладки

    Урок предметно- практической деятельности для детей со сложными дефектами в нестандартной форме по теме «Складывание из счётных палочек по картинке (дом, забор, дерево)».
    план-конспект урока по теме

    Колтунова Татьяна Викторовна

    Урок предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда для детей со сложными дефектами в нестандартной форме.

    Тема: «Складывание из счётных палочек  по картинке (дом, забор, дерево)».

    Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников: показать  возможность получения изображения с помощью счетных палочек по картинке, предварительно проанализировав объект деятельности.

    Дидактическая цель  для учителя: создать условия для комплексного применения на практике знаний, умений и навыков обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами в работе со счётными палочками, геометрическим материалом.

    Методическая цель: комплексные методы, формы, виды работы с детьми со сложными дефектами, приемы активизации их познавательной деятельности.

     Методическое назначение: данный урок поможет педагогам освоить следующий вид деятельности -обучение в сотрудничестве  в системе коррекционно-развивающего образования, использование межпредметных связей в обучении детей со сложными дефектами.

    Задачи:

    Образовательные:

    -Отрабатывать способность обучающихся, воспитанников со сложными дефектами  применять знания, умения в выкладывании из счётных палочек, используя картинку – образец с изображением  домика, забора, дерева;

    -Совершенствовать умения  анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, размер), умение использовать знания, приобретенные на уроках  предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда; математики; развития речи, предметных уроков, экскурсий.

    Коррекционно- развивающие:

    -Коррекция зрительного восприятия, умений ориентироваться в пространстве;

    -Развивать мелкую моторику, координацию кистей и пальцев рук, умения соединять и комбинировать простые элементы объектной  композиции;

    -Формировать и развивать художественно-творческие способности, воображение.

    воспитывать самостоятельность в работе, мотивацию к учению.

    Воспитательные:

    -Вызывать эмоциональный отклик на взаимодействие в сотрудничестве, развивать навыки коммуникативного общения;

    -Способствовать  тактильно- пространственному  восприятию мира и усилению речевой активности детей со сложными дефектами;

    -Воспитывать положительные качества личности, любовь к  природе, мотивацию к учению.

    Оборудование: наборы счётных палочек (по количеству обучающихся, воспитанников в классе); иллюстрации лесных жителей: лисы, белки, ежа, соловья; шарики - репейники для массажа кистей и пальцев рук; наряд Гнома; фонарик-светлячок Гнома; вырезанные из цветного картона геометрические фигуры  (квадрат, треугольник, прямоугольник); украшенные цветочками, бабочками, листочками треугольники – шляпки (из газет); заготовки из  картона для обучающихся, воспитанников: картинки – образцы с изображением домика, забора, дерева и  без изображений (для сильных обучающихся, воспитанников); картинка- заготовка к упражнению «Выбери нужный домик», образец домика (комплексный рисунок); вырезанные листочки деревьев для украшения; загадка о Гноме, о дереве; воздушные шары, макет дерева «Времена года» (весенняя часть макета), искусственный весенний декор (бумажные весенние цветочки ручной работы), искусственная лиана «Клен» с зелеными листьями и спиральными усиками для украшения кабинета; наглядный   материал для  доски: изображение дерева, у которого прорисовано дупло (домик для белки), гнездо (домик для соловья), изображение пенька с норой (домик для ежа), изображение пригорка с норой (домик для лисы); отрез ткани «Жатка» голубого цвета, имитирующий небо, для украшения классной доски; ноутбук; запись детской песенки «Есть на свете Гномики»; изготовленные обучающимися, воспитанниками  сувениры для гостей: весенние цветы, «волшебные  фонарики» из бумажной заготовки, конфеты и ленточки .

    Форма урока: открытый урок в нестандартной форме.

    Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

    Участники: обучающиеся, воспитанники со сложными дефектами 2б,4б классов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_pred-prakt._deyat2b4b_kl.docx26.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Складывание из счётных палочек  по картинке (дом, забор, дерево)».

    Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников: показать  возможность получения изображения с помощью счетных палочек по картинке, предварительно проанализировав объект деятельности.

    Дидактическая цель  для учителя: создать условия для комплексного применения на практике знаний, умений и навыков обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами в работе со счётными палочками, геометрическим материалом.

    Методическая цель: комплексные методы, формы, виды работы с детьми со сложными дефектами, приемы активизации их познавательной деятельности.

     Методическое назначение: данный урок поможет педагогам освоить следующий вид деятельности -обучение в сотрудничестве  в системе коррекционно-развивающего образования, использование межпредметных связей в обучении детей со сложными дефектами.

    Задачи:

    Образовательные:

    -Отрабатывать способность обучающихся, воспитанников со сложными дефектами  применять знания, умения в выкладывании из счётных палочек, используя картинку – образец с изображением  домика, забора, дерева;

    -Совершенствовать умения  анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, размер), умение использовать знания, приобретенные на уроках  предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда; математики; развития речи, предметных уроков, экскурсий.

    Коррекционно- развивающие:

    -Коррекция зрительного восприятия, умений ориентироваться в пространстве;

    -Развивать мелкую моторику, координацию кистей и пальцев рук, умения соединять и комбинировать простые элементы объектной  композиции;

    -Формировать и развивать художественно-творческие способности, воображение.

    воспитывать самостоятельность в работе, мотивацию к учению.

    Воспитательные:

    -Вызывать эмоциональный отклик на взаимодействие в сотрудничестве, развивать навыки коммуникативного общения;

    -Способствовать  тактильно- пространственному  восприятию мира и усилению речевой активности детей со сложными дефектами;

    -Воспитывать положительные качества личности, любовь к  природе, мотивацию к учению.

    Оборудование: наборы счётных палочек (по количеству обучающихся, воспитанников в классе); иллюстрации лесных жителей: лисы, белки, ежа, соловья; шарики - репейники для массажа кистей и пальцев рук; наряд Гнома; фонарик-светлячок Гнома; вырезанные из цветного картона геометрические фигуры  (квадрат, треугольник, прямоугольник); украшенные цветочками, бабочками, листочками треугольники – шляпки (из газет); заготовки из  картона для обучающихся, воспитанников: картинки – образцы с изображением домика, забора, дерева и  без изображений (для сильных обучающихся, воспитанников); картинка- заготовка к упражнению «Выбери нужный домик», образец домика (комплексный рисунок); вырезанные листочки деревьев для украшения; загадка о Гноме, о дереве; воздушные шары, макет дерева «Времена года» (весенняя часть макета), искусственный весенний декор (бумажные весенние цветочки ручной работы), искусственная лиана «Клен» с зелеными листьями и спиральными усиками для украшения кабинета; наглядный   материал для  доски: изображение дерева, у которого прорисовано дупло (домик для белки), гнездо (домик для соловья), изображение пенька с норой (домик для ежа), изображение пригорка с норой (домик для лисы); отрез ткани «Жатка» голубого цвета, имитирующий небо, для украшения классной доски; ноутбук; запись детской песенки «Есть на свете Гномики»; изготовленные обучающимися, воспитанниками  сувениры для гостей: весенние цветы, «волшебные  фонарики» из бумажной заготовки, конфеты и ленточки .

    Форма урока: открытый урок в нестандартной форме.

    Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

    Участники: обучающиеся, воспитанники со сложными дефектами 2б,4б классов.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    1.Построение, приветствие.

    -Сегодня на урок к нам пришло много гостей, давайте дружно поприветствуем их.

                                             обучающиеся, воспитанники здороваются с гостями

    -Ну, а теперь, всё внимание на меня.

    - Вот и прозвенел звонок

      Начинается урок.

      Подтянитесь, улыбнитесь,

      По местам скорей садитесь.

    2.Проверка готовности рабочих мест.

    -Для начала проверим, всё ли готово у нас к уроку? На столах у вас должны лежать: счётные палочки, файлы с вырезанными геометрическими фигурами, картонные заготовки. Всё готово? Все готовы?

    П/о: да.        

    3.Упражнение- практическое задание.

    - Возьмите в руки файлы, достаньте фигуры, рассмотрите их. Ребята, назовите геометрические фигуры, которые лежат у вас на столах? (квадрат, треугольник, прямоугольник).

    - Внимание задание: с помощью квадрата и треугольника нужно построить домик.

    II. Целеполагание и мотивация.

                                                звучит вступление к детской песне «Есть на свете Гномики», где

                                                слышны шаги и голоса

    - Ребята, прислушайтесь, я слышу чьи-то шаги, по- моему, к нам сегодня на урок придет сказочный герой, а чтобы узнать кто  это, нужно отгадать загадку.

                                                продолжает звучать детская песенка «Есть на свете Гномики»

    -Он носит вместо шапки
    Весёлый колпачок.
    И ростом он всего лишь
    С ребячий башмачок.
    С фонариком и с песней
    Идёт в лесу ночном.
    Не ошибёшься, если
    Ты скажешь:
    -Это...(гном)

    - А сейчас закройте на минутку глазки и внимание…

                                                 в классе появляется Гном, выполняя танцевальные движения,

                                                 здоровается с обучающимися, воспитанниками и гостями, затем

                                                 садится на стул и становится грустным

    Гном: Здравствуйте, ребята!

    Учитель: Милый Гном, что у тебя произошло? Отчего же ты грустишь?

    Гном (грустно): У меня нет своего домика, посмотрите: дома есть у людей (показывает за окно), у лесных жителей (показывает на доску, где находятся стилизованные изображения дерева, пенька, норы), но, что я вижу… жители леса растерялись, помогите же им попасть в свои родные лесные домики.

                                                 обучающиеся, воспитанники берут изображения животных,

                                                 птиц леса и находят их домики: птице- гнездо, лисе- нора, ежу –

                                                 нора, белке – дупло, проговаривают предложения

    Учитель: Молодцы, ребята, вместе с Гномом вы помогли лесным жителям найти свои домики. Но, почему же Гном остался грустным?

    Гном (продолжает грустить и рассуждать): Беда, беда! Я не смог найти для себя домик у лесных жителей, а я  очень хожу иметь свой красивый домик.

                                                 Гном горестно вздыхает и разводит руками, сокрушается

    III. Актуализация.

    1. Сообщение темы и цели.

    Учитель:

    - Ребята, давайте поможем нашему Гномику! Станем на сегодня юными строителями, и поможем построить дом с весенним садом для нашего героя  с помощью счётных палочек. Сказочный Гном нам в этом превращении поможет.

    Гном: Сейчас я взмахну волшебным фонариком- светлячком и вы станете настоящими строителями.

                                                 Гном, взмахивает фонариком и одевает детям шляпки –

                                                 треугольники

    IV. Применение знаний.

    1.Коррекционное упражнение «Выбери нужный домик».

    -Для начала я предлагаю вам, ребята, потренироваться и выбрать из представленных изображений – нужный домик, в соответствии с заданным образцом.

                                                 детям предлагается комплексный рисунок, на котором

                                                 изображены ряды с разными домиками,  необходимо выбрать  

                                                 дом заданной  формы, образец которого появляется на доске

    2.Работа с геометрическим материалом.

    Гном:

    -Ребята, какие у вас домики красивые!

                                                Гном рассматривает домики из геометрических фигур, которые  

                                                лежат на столах детей

    -Расскажите, какая фигура находится под треугольником?

    - Какая фигура расположена над квадратом?

                                                  дети отвечают

    -А давайте с помощью прямоугольников построим забор.

    -Посчитайте, сколько прямоугольников понадобилось для постройки забора? Покажите на ленте эту цифру.

    - Что находится справа от домика?

    - Какого  цвета  у вас дом, забор?

                                                  дети по очереди называют и показывают цветные фигуры

                                                  заданного объекта

    - Посмотрите, какие домики у вас получились, и с этим заданием вы справились.

                                                   дети смотрят объекты друг у друга

    V. Практическая часть.

    Учитель:

    - А, теперь, я предлагаю более трудное задание: мы построим дом, забор, весенний сад из счётных палочек для нашего Гнома.

    1. Рассматривание образца, его анализ.

    Учитель:

    - Ребята, посмотрите на  домик.

                                                 образец на доске, обращает внимание детей на доску  

    - Из чего состоит наш домик? (стены и крыша)

    - На какие фигуры похожи они? (треугольник и квадрат)

    - Сколько палочек понадобиться для постройки забора?

    - Из каких частей состоит дерево?

                                                 обучающиеся, воспитанники проводят анализ объектов

    2. Гимнастика для кисти рук и пальцев.

    Гном:

    - Но прежде чем приступить к работе  подготовим наши руки и пальчики.

    а) Пальчиковая гимнастика «Пальчики играют».

    б) Самомассаж:

    - Ребята, на столах лежат шарики – репейники. Складываем их вместе так, чтобы у вас получился большой шарик.

    - Выполняем упражнения с шариками вместе со мной.

    3.Самостоятельная работа.

    - Ну, а теперь, когда ваши ручки и пальчики готовы, приступим к самостоятельной работе и построим дом, и забор.

    -У вас на столах, лежат счетные палочки и  основа. А образец объектов - на доске.

                             /дети выкладывают дом, забор/

    Учитель:

    - Посмотрите и проверьте друг у друга, правильно  ли вы построили дом, забор.

    VI. Физминутка       

    Гном: 

    Любопытный Гномик  Ваня

    Смотрит влево,  смотрит вправо

    Смотрит вверх, смотрит вниз

    Чуть присел он на карниз

    И с него свалился вниз.

    Гном: Вы немного отдохнули, приступаем к выкладыванию весеннего сада, но прежде, для вас – загадка.

    - А сейчас отгадайте загадку:

     Древесный ствол имею я,

     Есть корни, ветви у меня.

     Расту высоким, тень пускаю,

     Если раскидисто бываю.

     В лесу меня узнаешь в раз:

     Осинка, дуб, берёза, вяз.

                                      (дерево)

                                                     обучающиеся, воспитанники выкладывают дерево

    -Ребята, а какое сейчас время года?

    - Какие весенние месяцы вы знаете?

    - Что появляются на деревьях весной? (почки)

    - А потом из почек? (листочки)

    -Чтобы наши работы стали ещё лучше, давайте украсим наше дерево первыми, весенними листочками.

                                                     Гном украшает деревья, вырезанными из цветной бумаги  

                                                     мелкими листочками, рассыпая их над стилизованной

                                                     фигурой дерева из счётных палочек

    VII. Заключительная часть.

    1.Микроитог деятельности, анализ детских работ.

    Учитель:

    - Молодцы ребята, вы были отличными строителями.

    - Гном тебе понравились наши работы?

    - Вот и у тебя теперь есть свой домик и даже не один….

    VIII.Домашнее задание.

    Учитель:

    -А наш урок подходит к концу, послушайте домашнее задание:(закрепить умения складывать из счётных палочек дом прямоугольной формы)

    IX. Рефлексия.

    - Чем мы сегодня занимались на уроке?

    - Для кого мы построили домик с весенним садом?

    - Что вы запомнили?

    - Что было трудного для вас?

    - Дети вам понравился урок? Если – да, то громко похлопайте в ладоши, если же – нет, то потопайте.

                                                             обучающиеся, воспитанники «сигнализируют» выполнением  

                                                             какого- либо действия

    Гном:

    - Уважаемые гости,  дети для вас приготовили небольшие сувениры весенние цветы и волшебные колокольчики, которые сделали своими руками.

    Дети хором:

    -Мы желаем, Вам, весеннего настроения!

                                                               обучающиеся, воспитанники дарят гостям весенние цветы

                                                                и «волшебные фонарики»

                    Учитель начальных классов                               И.Н. Верещак

                    Учитель начальных классов                               Т.В. Колтунова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики  (образовательная область «Познание») для детей группы «О...

    Конспект урока по СБО в 5 классе для детей со сложным дефектом развития в коррекционной школе VIII вида по теме: «Обращение в поликлинику».

    Урок объяснения нового материала и формирования практических умений и навыков  учащихся  обращения в регистратуру поликлиники для получения талона к врачу-специалисту с использованием ИКТ....

    Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класс со сложной структурой дефекта.

    Данная программа составленна для обучения детей со сложной структурой дефекта....

    Сообщение "Формирование предметно-практической деятельности у детей, имеющих отклонение в развитии".

    Коррекционно-педагогический подход к работе с детьми с проблемами в развитии предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для реабилитации ребенка. Как показывает опыт...