доклад "Деятельностный подход в воспитании"
статья по теме

Сухомлина Елена Викторовна

Деятеностный подход в воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_suh.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат»

Доклад

Деятельностный подход в воспитании обучающихся, воспитанников.

Март 2017г.

Воспитатель: Сухомлина Е.В.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.

 Сущность деятельностного подхода в воспитании. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентации, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности воспитанника. Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становление субъектности воспитанника как бы уравнивает в функциональном плане обе сферы образования; - обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлении субъектности ребенка.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

Каждый ЧЕЛОВЕК от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека.

Осмысленная и целенаправленная деятельность воспитанников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.

Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.

Основная идея деятельностного подхода в обучении и воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка.

Особенно нуждаются в специальной работе в этом направлении воспитанники, имеющие те или иные отклонения в умственном развитии, т.к. их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Отсюда является весьма актуальной необходимость специального изучения факторов, которые во многом определяют успех интеграционных процессов, разработка форм и путей организации социальной поддержки и помощи данной категории детей.

Деятельностный подход к обучению и воспитанию  предполагает:

• наличие у воспитанников познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение детьми определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение воспитанниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у воспитанников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Расшифруем так:

  1. ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у педагога, получать информацию;
  2. ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
  3. СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
  4. ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
  5. АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Этому способствуют активные формы и методы воспитания, к которым можно отнести:

- игру, (различные виды игр);

- проблемные ситуации;

- обучение через деятельность;

- групповую и парную работу;

- «оценочную» деятельность воспитанников (результат).

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: ОРГАНИЗОВАТЬ УСЛОВИЯ, ИНИЦИИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАННИКА.

Структура занятия «открытия» нового знания

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

2) Актуализация и пробное учебное действие.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с комментированием. (речь)

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Система дидактических принципов

  • Деятельности
  • Непрерывности
  • Целостности
  • Минимакса
  • Психологической комфортности
  • Вариативности
  • Творчества

Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса предполагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у воспитанников вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а обучающегося.

        Процесс развития ребенка с ОВЗ, как и всех нормально развивающихся детей, обеспечивается через освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психологические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причём каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

Поскольку основным нарушением в развитии ребенка специальной  школы-интерната является интеллектуальная недостаточность, а это значит, что мы должны готовить человека трудовой профессии, которая будет востребована на современном рынке труда. Отсюда главная задача педагогов специальной школы-интерната  в том, чтобы каждому ученику помочь сформировать профессиональные умения и навыки, которые и лягут в основу его социальной компетентности.

Деятельностный подход будет основой профессионального самоопределения обучающихся специальной школы-интерната, где практические навыки будут явно доминировать над теоретическими знаниями. Поэтому для более точного анализа и планирования формирования социальной компетентности процесс обучения  стоит разделить:

а) обучение знаниям (условно этот раздел формирования социальной компетентности можно обозначить как «обучение»),

б) обучение умениям и навыкам (условно этот раздел можно назвать «тренировка», т.к. тренировка – это основной метод формирования умений и навыков для этой категории обучающихся).

Конечно, все умения и навыки, а также способы их применения формируются на основе теоретических знаний, которые даются в небольшом объеме и исключительно для формирования и дальнейшего эффективного использования необходимых умений и навыков. Хотя, как правило, знания пусть и в небольшом объеме, но даются с некоторым запасом, и делается это специально, так сказать, «на вырост».

Также как и знания, физические и психические качества развиваются «под конкретного ребенка с ОВЗ и конкретные навыки с учетом его личных психофизических особенностей», но также с некоторым запасом. Причем для каждого  воспитанника свой «идеальный» психофизический профиль. 

Так ка я работаю с детьми старше 12 лет, я буду говорить о детях этой категории.

Одной из центральных особенностей подростка является напряженный поиск самого себя. Часто этот поиск носит раздражительно-подражательный характер. «Встреча» как одна из неустойчивых форм бытия наиболее актуальна в этих ситуациях. Эти встречи не организуют, они состоятся, конечно же, при активном их поиске. Критическое отношение к себе, и выбор себя могут состояться и при реализации других форм неустойчивого бытия - разочарования, любви, пробуждения, откровения и др. Сама жизнь, реальное бытие воспитанников полны подобными неустойчивыми состояниями, и задача воспитателя состоит в том, чтобы заметить их и сделать методом, формой, средством воспитания.

У подростка обострено чувство взрослости в отношении к самому себе уже как к взрослому. За этим скрывается более частная потребность уважения, доверия, такта, признания человеческого достоинства и права на самостоятельность. К наиболее востребованным методам повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия следует отнести те, которые предполагают уважение личности подростка, обсуждение самых разнообразных вопросов жизни, понимание, доверие, сочувствие. Конфликтные ситуации как метод воспитания тоже актуальны в силу того, что подростковый возраст - это возраст не столько неудовлетворенных потребностей, но и непомерных (Притязаний, Что нередко выливается в конфликты.

Главный стимул любой деятельности, организуемой воспитателем, - ее результативность. Подросток стремится к немедленному результату, и этот результат - источник новых потребностей, стимул новых стремлений к деятельности. Поэтому такие методы организации подросткового коллектива, как коллективная перспектива, предвиденный результат, должны сочетаться с каждодневным, пусть незначительным, но результатом.

 Организуя диалогическое взаимодействие, воспитатель должен, обязан самоопределиться, понять себя, насколько он способен не только принять смыслы своих питомцев, но и предъявить свои, и только Подлинные, не надуманные и наскоро сочиненные. Способен ли он услышать и увидеть партнера в диалоге, войти с ним в эмоциональный и информационный контакт, резонанс. Способен ли он к безоценочному восприятию ценностей и смыслов воспитанников и быть благодарным за их решимость поделиться с другими,  самым сокровенным. Воспитатель обязан найти общий язык (метаязык), понятный  в целом при полисубъектном диалоге или понятный партнеру при диалоге межличностном. Важно организовывать и реализовывать диалог не только и не столько как акты, ограниченные пространством и временем, важно реализовать диалог как способ бытия ребенка, как способ повседневного общения.

На сегодняшний день проводится работа по профориентации в основном  за счёт интеграции в различные области, но    в соответствии с новыми стандартами, необходимо развивать практическую деятельность детей по  этому направлению, подключая интеренет–ресурсы, потому, что,  заканчивая   школу-интернат, дети должны иметь   представление о поиске  сведений о профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей поисковой и исследовательской  деятельности.

Создание презентаций,   использование  игр посредством интерактивных досок,  описание вида труда разных профессий в мультимедийном уроке тоже психологически эффективная  и современная   форма работы психолога и педагога.

Развитие представлений  воспитанников о мире профессий осуществляется в процессе обучения при помощи разнообразных приемов работы: разноуровневые задания на занятиях,  коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры, профессиональные мини - пробы. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу. В своей работе я использовала различные приемы проведения профориентации  на занятиях.  Исходя из содержания занятия, я использовала такие формы, как отдельные замечания и вставки, короткие рассказы и беседы, устные и письменные упражнения, выполнение практических работ и опытов, решение задач, просмотр учебных кинофильмов, чтобы пробудить или усилить интерес воспитанников к определенной профессии, познакомить их с отраслями народного хозяйства, предприятиями, учреждениями, с условиями труда и другими вопросами, необходимыми для сознательного выбора профессии.

Всё вышесказанное направлено на конечный образовательный результат, на выпускника школы, и  позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта и, в частности,  работы по профориентации.  Накопленный опыт, высокий уровень педагогического мастерства наших учителей предметников трудовиков,  имеющееся ресурсное обеспечение в школе-интернате, сотрудничество учителей и педагогогов, использование деятельностного подхода,  все это     позволит создать условия для    обновления  процесса  сопровождения профориентационной работы в школе-интернате.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Деятельностный подход в воспитании"

В гимназии состоялся Единый методический день по теме "Деятельностный подход в воспитании"...

Доклад "Деятельностный подход в обучении математике"

внедрение в процесс обучения деятельностных технологий...

Доклад на тему: "Деятельностный подход в обучении английскому языку".

Деятельностный подход в обучении английскому языку...

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

Системно-деятельностный подход в воспитании первоклассников на занятиях внеурочной деятельности "Разноцветный английский"

Создание условия для развития интеллектуально познавательных процессов у учащихся и условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе...

Системно-деятельностный подход в воспитании и обучении.

Системно-деятельностный подход в воспитании и обучении....

Презентация к педсовету "Системно-деятельностный подход в воспитании и образовательной деятельности в рамках ФГОС"

В презентации описываются основные этапы технологии системно-деятельностного метода при организации работы на уроке...