умеем ли мы прощать?
план-конспект на тему

Карасёва Валентина Алексеевна.

занятие по духовно - нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5873c0b61ca48_1umeem_li_my_proshcht.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?

Цель: показать, что прощение – это путь к формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной.

Задачи:

Учить анализировать поступки героев и оценивать свои.

Развивать нравственные качества личности.

Воспитывать нравственную культуру общения.

Оборудование: мультимедиа установка, памятки для учащихся, чистые листы бумаги и ручки.

Ход занятия.

1.Создание эмоционального настроя.

 - Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.

Я  рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

- С каким настроением вы пришли на занятие?

-  Пусть это настроение не покидает вас.

2. Введение в тему.

ТРУДНОЕ СЛОВО

Есть трудное слово на свете,

Его очень трудно сказать.

Его не хотят часто дети

И слышать, не то, что понять.

Оно никому не мешает,

Оно примиряет людей.

И тот, кто его применяет,

Бывает сердечней, добрей.

Что это за слово такое,

Что многих так сильно страшит?

Не сложное, очень простое:

«Прости», — и Бог тоже простит.        

Определение цели и темы

- О чём мы будем беседовать?

Тема беседы "Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?"

На доске фотографии людей с разным выражением лица, последняя - обида.

- Можем ли мы сказать, какое у детей настроение? Почему? Как вы понимаете слово обида? /высказывания детей/.

Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением./ Словарь русского языка. С.И.Ожегов/

- Ребята, а вы в жизни испытывали чувство обиды?

- Что же чувствует человек, которого обидели и который обиделся? /высказывания детей/

- Наукой доказано, что когда человек обижается, то:

1. Учащается сердцебиение;

2. Затуманивается разум;

3. В кровь начинают поступать вещества, которые настраивают человека против другого.Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека.

-Принесёт ли такой человек какую-то пользу окружающим?

- Легко ли живётся такому человеку? Почему?

Вывод: Такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть и даже умереть. И чтобы такое  не случилось с вами, да и окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды.

  1. Прости… Почему это слово очень трудно сказать, трудно слышать и понять?
  2. Когда говорят слово «прости»?
  3. Вы можете вспомнить свои обиды?
  4. Расскажите, что вы чувствовали?
  5. Вам приятно было?
  6. На кого вы обижаетесь? За что?
  7. Как себя дети ведут, если они обиделись?
  8. Легко ли человеку жить с обидой?

 Неумение прощать часто приводит к печальным последствиям. На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга.

 Нечаянно девочка толкнула двух стоявших мальчиков. Один умел прощать, а другой не умел. Один сразу простил толкнувшую девочку, а другой обиделся на нее и разозлился. Придумайте, что будет дальше, чем может все это кончиться для мальчика, который не умел прощать? (Сильно ударил, плач, скандал, больница, родители девочки, милиция)

- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. (Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).

– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).

2. Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому человеку

Практико-ориентированное задание.

  - Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни  один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не  остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)

  А) - Я предлагаю сейчас обсудить несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут                   произойти в   жизни.

1 ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?

      2 ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.

      3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?

      Б) – Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?

На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!

-Легко ли просить прощение? (нелегко, трудно)

-Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? (Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому).

-Всё ли можно простить?                  

Простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить.  

Вывод:

 Простить – это значит перестать упрекать человека за нанесённую обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Игра «Человеческие чувства»

- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на доске). Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих тёмных листочках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, после занятия мы вместе выйдем из школы и их сожжём! Сожгите эти чувства и вы в своей душе. Сожжём Злость и Обиду вместе с ними!

А на приготовленных зелёненьких листочках и цветочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды.

(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)  Чувства:

Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть

Обида

Зависть

Сердечность

Ненависть

Любовь

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Ревность

Страх

Счастье

Успех

На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой.   В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.

 Притча.

Как-то два друга шли по пустыне много дней. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. А молча написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Друзья продолжали молча идти по пустыне и через несколько дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и друг его спас. Когда, тонувший пришел в себя, высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тогда другой спросил - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И первый ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Рефлексия:

Наша беседа подходит к концу я хотела, чтобы вы встали и образовали круг.

Повторяйте за мной, слева друг и справа друг.

 Понимание вокруг, руку другу ты пожми

Передай тепло своей души.

Я хочу, чтобы это ощущение у вас в руках осталось надолго и на прощание о нашей встрече я подарю вам частичку мудрости.

Я надеюсь, что наша встреча будет способствовать тому, что  вы и сегодня и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие к людям.

  1. Памятка.  Учитель  раздаёт  ребятам  на  память  красивые  памятки.  Ребята,  запомните!
  1. Каждый  может  совершить  ошибку.  
  2. Совершив  ошибку,  умей  её  признать.
  3. Прости,  и  будешь  прощён.  
  4. Прощение  уничтожит  злобу  и  агрессию,  разъедает  ненависть,  спасает  от  одиночества.  
  5. Прости,  и  твоя  душа  будет  светлее.      

- Определите, изменилось ли ваше настроение после беседы, и в какую сторону? Что мы все теперь чувствуем? На душе стало ЛЕГКО!

Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды: они ранят нашу душу. Постарайтесь скорее помириться. Если научишься прощать, тебя уже никто не обидит.

(Слайд 8 – Высказывание Б. Шоу.)

 Теперь, когда мы научились

 Летать по воздуху, как птицы,

 Плавать под водой, как рыбы,

 Нам не хватает только одного:

 Научиться жить на земле, как люди.

Итак, дорогие дети и взрослые, приближается Прощёное воскресенье. Если вы  не смогли до этого момента найти в себе силы извиниться за дурные и не очень красивые  поступки, сделаем это в Прощёное воскресенье.

Прощения должны просить сначала сильные у слабых, а уж затем слабые у сильных. Прощения просят сначала старшие у младших, а затем - младшие у старших.

- Спасибо вам, ребята, за активное участие.

  Памятка.  

  1. Каждый  может  совершить  ошибку.  
  2. Совершив  ошибку,  умей  её  признать.
  3. Прости,  и  будешь  прощён.  
  4. Прощение  уничтожит  злобу  и  агрессию,  разъедает  ненависть,  спасает  от  одиночества.  
  5. Прости,  и  твоя  душа  будет  светлее.      

  Памятка.  

  1. Каждый  может  совершить  ошибку.  
  2. Совершив  ошибку,  умей  её  признать.
  3. Прости,  и  будешь  прощён.  
  4. Прощение  уничтожит  злобу  и  агрессию,  разъедает  ненависть,  спасает  от  одиночества.  
  5. Прости,  и  твоя  душа  будет  светлее.      

  Памятка.  

  1. Каждый  может  совершить  ошибку.  
  2. Совершив  ошибку,  умей  её  признать.
  3. Прости,  и  будешь  прощён.  
  4. Прощение  уничтожит  злобу  и  агрессию,  разъедает  ненависть,  спасает  от  одиночества.  
  5. Прости,  и  твоя  душа  будет  светлее.      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умеем ли мы прощать?

Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и любимым, и нужным назначен свой срок....

Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Умеем ли мы общаться".

Представлена презентация устного журнала на тему: "Умеем ли мы общаться", выполненная учащимися в стихотворной форме и использованная на уроке ,проводимом в рамках Всероссийского урока чтения 7 октябр...

классный час: "Умеем л мы прощать, все ли можно простить?"

Данный класный час расчитан на 5-7 классы. Построен на учебном диалоге и тренинговых ситуациях....

Умеем ли мы писать письма

Конспект урока-подготовки к написанию письма развивает интерес учащихся к эпистолярному жанру...

классный час "Умеем ли мы общаться"

Психологический классный час о правилах человеческого общения....

Умеем ли мы говорить?!

В данной презентации вашему вниманию предлагается правильное произношение некоторых клавиш на клавиатуре компьютера. Полезно использовать на уроках при знакомстве с клавиатурой. Дети легко воспринимаю...

Что мы уже умеем

Использование элементов игры в различных видах деятельности, как условие создания психологического климата на уроке.Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваютс...