Кинезиологические упражнения на уроках
методическая разработка на тему

Кинезиологические упражнения успешно используются психофизиологами для коррекции школьных трудностей и логопедами для коррекции нарушений речи. Целесообразность использования таких упражнений при проведении уроков в начальной школе  обусловлена тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие головного мозга. Основным типом мышления младшего школьника  является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении.Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И, как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария – раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya_na_urokah.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология («кинезис» — движение, «логос» — учение) — научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются для повышения навыка целостного развития мозга. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Цели кинезиологических упражнений:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Развитие комиссур (межполушарных связей).
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Развитие речи.
  • Развитие мышления.
  • Устранение дислексии и дисграфии.

1. «Кнопки мозга». Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. «Крюки». Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

3. «Колено – локоть». Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Сгибание пятки». Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.

Исходное положение: сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь». Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

6. «Слон». Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга».Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания.. Укрепляют наружные глазные мышцы ,снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

7. «Ленивые восьмерки» Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.

8. «Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

9. «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5–8 раз.

10. «Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.

Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в логопедической коррекционной работе с детьми

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело мозга, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимани...

Кинезиологические упражнения и их использование на уроках в начальной школе в рамках ФГОС ОВЗ

Методика "Гимнастика мозга" и рекомендации по её использованию на уроках при работе с детьми ОВЗ...

Использование кинезиологических упражнений на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения.

В данной конкурсной работе вы сможете познакомится со здоровьесберегающими технологиями, которые можно использовать на начальном этапе обучения иностранному языку....

Методическая разработка (пособие) «Использование кинезиологических упражнений на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения»

На уроках важно учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Учитель должен стремиться к созданию ...

Кинезиологические упражнения на уроках физической культуры

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации г/мозга: Левополушарный тип – доминирование левого полушария. Лю...

Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезио...

Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях (презентация)

Презентация к  методической разработке "Использование кинезиологических  упражнений на уроках в начальной школе  и на логопедических занятиях"...