Кинезиологические упражнения на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Башарова Светлана Петровна

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации г/мозга:

 Левополушарный тип – доминирование левого полушария. Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла. Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basharova_na_mezhdunarodnyy_festival.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Башарова Светлана Петровна,

учитель физической культуры,

МБОУ «Начальная школа-Детский сад №11»,

Иркутская область

город Зима.

Кинезиологические упражнения на уроках физической культуры.

Здоровье это физическое, психическое и социальное благополучие.

Эту тему я выбрала не случайно. Я как учитель физкультуры апробирую различные виды упражнений. Ведь каждый ребенок индивидуален по-своему.

Целью моей работы я является: Развитие психофизиологических особенностей учащихся

Задачи данной работы

  1. Развитие абстрактно-логического мышления (левое полушарие)
  2. Развитие творческого наглядно-образного мышления (правое полушарие)
  3. Развитие межполушарного взаимодействия

Известно, что единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации г/мозга:

 Левополушарный тип – доминирование левого полушария. Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла. Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике.

 Правополушарный тип – доминирование правого полушария. Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте. Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, престижность положения в коллективе. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих.

Равнополушарный тип – нет ярко выраженного давления одного полушария другим. Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.

С психологом нашей школы в начале учебного года для данной работы была составлена диагностика учащихся, и мы определили работу для левополушарных, правополушарных и межполушарных ребят. У детей с преобладающим левым полушарным развитием мы должны развивать правое, а у детей с преобладающим правым полушарным развитие мы должны развивать левое полушарие головного мозга.

 Ведь каждое их этих полушарий отвечает за те или иные способности ребенка. Основные психологические особенности спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями физическими упражнениями.

Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение психофизического развития организма.

Всего было протестировано 41 человек

Класс

Кол-во чел

Доминирующих лево полушарных

Доминирующих право полушарных

Межполушарных

19

8 чел

12 чел

1 чел

22

 8      чел  

8 чел

3 чел

Определив группы я приготовила для ребят специальные упражнения. А также на родительском собрании раздала рекомендации родителям для проведения кинезиологических упражнений дома. В комплексы кинезиологических упражнений я включила- растяжки, по методике Павлова растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) -дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность- глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие- телесные упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц тела-упражнения на релаксацию и массаж способствует расслаблению, массаж поддерживает энергетический баланс в организме и улучшает работу эндокринной системы. (это очень подробно описано в работах Павлова)

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития по данным Дудьева  – это возраст  10-12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Для результативности работы я учитываю   определенные условия:

  • Занятия необходимо проводить утром
  • занятия проводятся ежедневно,
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя,
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

Упражнения для развития (левого полушария)

В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.

1 Делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте. Сначала прикасаясь руками к противоположным ногам.

2.Медленное вращение головы.

3.оттяните уши вперед, затем назад считая до 10 с открытыми и закрытыми газами

4.сидя на лавочке ноги скрестите и вытяните вперед при вдохе наклон, вперед пытаясь достать руками пальцы ног.

Упражнения для развития (правого полушария)

В результате упражнений стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности

1.стоя позвоночник держите прямым выполняйте перекрёстные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны).

2.раскачивание головы вперед, назад.

3.Качание туловища из стороны в сторону.

4.Сидя. Поворачивать туловище из стороны в строну, руки на поясе

5. Массаж мочек ушей выполнить ритмичные движения вдох в два раза короче выдоха.

Упражнения для межполушарного взаимодействия

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий.

1.Стоя поднимите левую ногу, согнув в колене и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена, поменяйте положение. Когда рука касается противоположного колена взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линии х как бы «пересекаясь». Для этого необходимо нарисовать на листе бумаги Х размером 20х20 см. Расстояние до глаз 50 см.

2.Правую руку положите на левую делая 10-12 круговых вращений вправо, влево, взгляд направлен на символ Х.

Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.

Список литературы:

1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение сопряженных психофизических упражнений на уроках физической культуры

Обычные физические упражнения не дают особого эффекта в плане психического оздоровления учащихся. В данном материале дается арсенал средств физического воспитания (упражнения, игры), с помощью которых...

Оздоровительные упражнения на уроках физической культуры

Здоровье - одно из главнейших компонентов человеческого благополучия.  Пэтому одним из важнейших компонентов в моей работе является ипользование приемов здоровьесберегающей технологии....

Технология использования общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе.

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО В работе представлено место нетрадиционных упражнен...

Использование силовых нестандартных упражнений на уроке физической культуры

Задачи урока: 1.Совершенствовать технику нестандартных упражнений в паре. 2.Развивать скоростно-силовые качества, прыгучесть, быстроту, координацию. 3.Воспитывать силу воли, дружбу и товарищество, ...

Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры

Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....

Обучение технике легкоатлетических упражнений на уроках физической культуры.

Обучение технике легкоатлетических упражнений на уроках физической культуры....

Специальные беговые упражнения на уроках физической культуры.

Специальные беговые упражнения как средство способствующее формированию правильной техники бега....