Урок по естествознанию "Скелет" 9 класс
план-конспект урока (9 класс) на тему

Открытый урок для школ 8 вида по естествознанию. "Скелет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII  вида  №81

Конспект урока по естествознанию

9 класс

Тема:  «Скелет человека»

 Разработал учитель

Масленникова  В.В.

Москваа

Тема урока: Скелет человека.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся со строением скелета человека, выделить его значение в приспособлении организма к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении ОДС, об особенностях соединения костей.

Воспитательная: прививать любовь и заботу о собственном здоровье, обратить внимание на правильную посадку за партой, в целях формирования правильной осанки.

Коррекционная: развивать способность сравнивать и анализировать , использовать ранее полученные знания и умения для усвоения новых и их обобщения. Коррекция устной речи, внимания, памяти. Учить концентрировать  внимание.

 Оборудование:  учебник биологии «Человек» для 9 класса, тестовые задания, скелет человека, череп, презентация, мультимедийный проектор.

Ход урока

Организационный момент.  Приветствие.

Повторение пройденного: 

Фронтальный опрос. На прошлом уроке мы начали знакомиться с опорно-двигательной системой человека.

  • Из каких частей состоит опорно-двигательная система?
  • Какое значение имеет опорно-двигательная система?
  • Какой тканью образован скелет?

3. Актуализация базовых знаний

Учитель:  Как вы относитесь к пословице «Здоровый нищий – счастливее больного короля».  Ваше мнение?

/ответы детей/

 4. Выход на новую тему.

Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового? Все мы с вами это хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья / на уроке русского языка  вы знакомились, со словами здравствуйте, здоровье, находили общее в значении и правописании/. Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство. 

5. Этап изучения нового материала. 

Учитель:  Посмотрите друг на друга. Из каких частей состоит тело человека? /голова, туловище, руки, ноги./

Задание: ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости? Одинаковы ли они по размеру и форме?

Демонстрация презентации.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно-двигательная система состоит из  костей скелета и мышц.

Слайд №1Опорно – двигательная система.

Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы. Сегодня мы более подробно разберем ту часть ,которая  состоит из костей и называется «скелет»

Итак, тема сегодняшнего нашего урока

«Скелет человека».

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный.У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно,  нужно следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Слайд № 2 Скелет человека.

Скелет – это совокупность (объединение) всех костей человека.

Скелет человека состоит из:

1.Скелета головы /черепа /

2.Скелета туловища / позвоночника и грудной клетки /

 3.Скелета верхних и нижних конечностей.

 Основой скелета туловища является позвоночник.

Все кости соединены между собой.Давайте посмотрим  какие существуют виды соединения костей.

Слайд №3 Виды соединения костей. 

Учащиеся рассматривают слайд и выясняют, какие соединения костей существуют.

Соединение костей:

Неподвижное /шов/ — кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно.

Полуподвижное — кости позвоночника соединяются между собой полуподвижно.

Задание: Встаньте,согните и разогните руки, ноги; наклонитесь вперед, назад, вправо, влево. Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/ 

Вывод: отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.

Слайд №4 Строение сустава.

- Подвижное соединение костей называется суставом.

 Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка. Они покрыты хрящом и связаны между собой связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью. Как вы думаете для чего необходима суставная жидкость?  /ответы детей/

Слайд № 5Строение скелета головы или черепа.

Череп состоит из 29 костей и образует единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти прочно соединены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности.

 Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

Слайд №6 Мозговой отдел черепа.

 У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел черепа развит сильнее, чем лицевой, он состоит из 6 костей: лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

Лицевой отдел состоит из15 костей, которые неподвижно срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя челюсть.

- Как вы думаете, какую роль играет череп? /ответы детей: защищает мозг/

Слайд № 7 Скелет туловища. 

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Скелет туловища состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков.

 Задание:

Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Грудной отдел включает 12-13 грудных позвонков.

Поясничные позвонки – их 5. Крестец-это 5 сросшихся позвонков и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7см.

- Догадались, почему?/стираются хрящи/

Слайд № 8 Строение грудной клетки.

Грудная клетка состоит из 12 – 13 ребер, которые неподвижно срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником.

 Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка?

 /защищает от ударов сердце, легкие/

Слайд № 9 и слайд №10

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка

Распрямились, потянулись ,

А теперь назад прогнулись,

 Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже, Так давайте ей поможем!

Вправо — влево, раз и два.

 Думай, думай, голова.

 Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Слайд № 11Строение скелета верхних конечностей /рук/.

Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении руки к скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Верхняя конечность образована:

а) костью плеча

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и в) костями кисти

Слайд № 12 Строение скелета пояса нижних конечностей /ног/ и свободной нижней конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении ноги к скелету туловища. Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются с крестцом позвоночника и между собой.

Свободная нижняя конечность образована: а) бедренной костью

б) двумя костями голени – малой и большой берцовой

в) костями стопы

6. Этап закрепления изученного материала 

Мини-блиц в форме ответов-вопросов.

— Назовите основные части скелета.

— Каково значение скелета?

— В каких частях скелета расположены самые длинные кости?( бедренная кость)

--Что является основой скелета?

2.Моделирование схемы «Значение скелета»

 Скелет — служит опорой тела человека

— придает нашему телу определенную форму, размер

 — защищает внутренние органы от повреждений /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/

7. Этап контроля. Тестовые задания.

 1. Выберите верное определение понятия «скелет»

 а) важный орган человека

 б) наружный покров тела человека

 в) опора тела человека

2.Какие функции выполняет скелет? 

а) защищает от перегрева

б) защищает органы от повреждений

 в) поддерживает мягкие части тела 

3,Из чего состоит скелет человека?

а) скелет состоит из мышц

б) скелет состоит из сосудов

в) скелет состоит из костей 

 Биологическая задачка(если позволит время)

8. Домашнее задание: 

а) прочитать параграф с.17-21, ответы на вопросы 

б) подготовить сообщение о том, как предупредить искривление позвоночника. (с.57)

 Из каких частей состоит опорно-двигательная  система?

ОДС состоит из скелета и мышц.

Какое значение имеет ОДС?

Скелет обеспечивает движение и опору тела, помогает нам держаться вертикально ,защищает внутренние органы.

Какой тканью образован скелет?

Ткань называется  соединительная , к ней относятся:

 кости, хрящи, кровь, мышцы, подкожный жир.

На какие две большие группы разделяются все кости?

 Кости скелета подразделяются на две группы: осевой(«ось»  от слова «прямой») скелет и добавочный скелет.

К осевому скелету относятся кости, лежащие посередине и образующие остов тела (ось-то на чем все держится); позвоночник  , кости головы и шеи, , рёбра и грудина.

Добавочный скелет составляют ключицы, лопатки, кости верхних конечностей, кости таза и кости нижних конечностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опорно- двигательная система

Слайд 3

Значение опорно-двигательной системы Создает организму опору , позволяет ему двигаться , защищает внутренние органы

Слайд 6

Тема урока : «Скелет человека.»

Слайд 7

скелет - это совокупность всех костей человека Скелет нижней конечности Скелет верхней конечности Скелет головы/череп/ Скелет туловища /позвоночник и грудная клетка/ Скелет человека состоит из:

Слайд 8

Основой скелета является позвоночник

Слайд 9

Соединения костей Как соединяются между собой кости в скелете? Неподвижное Полуподвижное Кости позвоночника Кости черепа

Слайд 10

Подвижное соединение называют суставом

Слайд 12

Скелет головы или череп Строение черепа Лицевой отдел Затылочная кость Теменная кость Височная кость Лобная кость Скуловая Нижнечелюстная Верхнечелюстная Носовая кость Решетчатая кость Клиновидная кость Слезная Мозговой отдел

Слайд 13

Скелет туловища Грудная клетка Позвоночник

Слайд 14

Строение позвоночника Отделы позвоночника Поясничный (5 позвонков) Крестцовый (5 позвонков) Копчиковый (4-5 позвонков) Грудной (12 позвонков) Шейный (7 позвонков) Информация Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. Связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Длина позвоночника составляет 40% длины тела человека.

Слайд 15

Строение грудной клетки Реберный хрящ Ребра Грудина Грудная клетка образована 12 парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды от повреждений. Назовите какими костями образована грудная клетка?

Слайд 16

Скелет верхней конечности Скелет свободной конечности Пояс верхней конечности плечо локтевая лучевая кисть Ключица Лопатка пясть запястье фаланги пальцев предплечье

Слайд 17

Скелет нижней конечности Скелет свободной конечности Пояс нижней конечности Малая берцовая Большая берцовая Бедро Седалищные кости Лобковые кости Тазовые кости Стопа Подвздошные кости Пред плюсна Плюсна Фаланги пальцев Голень Крестец

Слайд 18

В скелете руки 14 костей пальцев. Большой палец состоит из 2 костей. Из скольких костей состоят остальные пальцы, если в них число костей одинаково?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Разработки уроков к учебнику "Естествознание" 10 класс

Разработки уроков к учебнику «Естествознание» 10 класс, под редакцией Алексашиной И.Ю., 2007 год....

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...

Презентация по естествознанию 10 класс "Введение в естествознание"

презентация является нагляным пособием для проведения урока естаствознания в 10 классе по УМК О.С.Габриеляна...

Самостоятельная работа по естествознанию 10 класс Титов С.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Естествознание Учитель физики Буданова Ольга Евгеньевна МБОУ Школа №128 г.о.Самара

Проверка знаний обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения....