Интегрированный урок СБО-естествознание 11 класс
план-конспект урока (11 класс) по теме

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurenie_11_klass.rar686.52 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа YIII вида»

г. Сокола Вологодской области

Интегрированный урок

 (СБО и химия)

в 11 классе

«Курение – «За» и «Против».

        Учителя: учитель химии – Луговская О.А.,

                                                                       учитель СБО – Треничева Г.Е.

        

Цели урока:

  1. Целенаправленно формировать осознанно отрицательное отношение к курению.
  2. Помочь учащимся развивать в себе привычку вести здоровый образ жизни.
  3. На конкретных примерах доказать пагубное влияние никотина на организм человека.
  4. Вырабатывать у учащихся умение правильно делать обоснованные выводы.
  5. С помощью химических опытов показать состав табака, его влияние на организм человека.
  6. Развивать словарь, память учащихся.
  7. Корректировать мышление учащихся (учащиеся должны быть убеждены, что жизнь без курения – более предпочтительна).

 

Оформление:

  1. Черный ящик с пачкой сигарет внутри
  2. Бейджики для учащихся с надписями: «Историк», «Медик», «Социолог»
  3. Буклет для учащихся «Последствия курения»
  4. Стенд с плакатами учащихся против курения
  5. Весы с чашами «За» и «Против», горох
  6. Слайды против курения
  7. На партах – химическое оборудование для опытов
  8. На диске – танец «Никотин» в исполнении ансамбля «Энжелс»
  9. М/ф «Ну, погоди!»
  10. Текст для домашнего чтения «Письмо курящей девушке»
  11. Рекомендации «Как бросить курить».

Ход урока:

I. Постановка проблемы.

   (внести черный ящик, внутри – пачка сигарет)

   Учитель СБО: Дружба с ней, по мнению одних, помогает расслабляться,

                               избавляться от проблем, выглядеть взрослым. По мнению

                               других, эта дружба отравляет тебя и окружающих людей,

                               приносит лишь одни проблемы.

                               -Что внутри черного ящика? (учащиеся отвечают)

                              Да, внутри – пачка сигарет, и сегодня на уроке мы с вами

                             узнаем, откуда пришла к нам привычка курить, расскажем о

                             том, как влияет сигарета на организм человека и на его

                             жизнь, проверим, из чего же состоит сигарета.

        Итак, наш урок называется «Курение – «за» и «против».

                             (слайд №1)

                              Как вы видите из названия нашего урока, мнения людей по

                               поводу курения разделились «за» и «против» (показывает

                               на весы у доски). Сегодня мы с вами попытаемся доказать,

                               что чаша весов «против» должна перевесить.

II. Решение проблемы.

   Учитель СБО: Мы рассмотрим процесс курения с разных точек зрения:

                            медицинской, исторической, химической, социальной.

                            Начнем с истории.  Наши школьные историки подготовили

                            для нас специальную справку: откуда и когда пришла

                            к нам сигарета – важнейшая проблема XXI века.

                              (выходят учащиеся-«историки»)

  Учащийся 1: В Европе долго не было известно о табаке. Листья и семена

                         табака были привезены из Америки в 1492 году моряками

                         экспедиции Христофора Колумба (слайд №2).

  Учащийся 2: Великий мореплаватель в своем дневнике писал о «тлеющих

                        головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу

                        они приносят человеку.

  Учащийся 1: Колумб видел, как индейцы сворачивали в трубки большие

                         желто-зеленые листья какого-то растения, один конец

                         трубки поджигали, а другой клали в рот. Трубки индейцы

                         называли «табако» или «сигаро».

  Учащийся 2: На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы

                        в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил.

                        Так началась борьба с курением. Подружившихся с синим

                        дымом наказывали так: 1-й раз – 60 палок по стопам, 2-й раз –

                        отрезали нос или ухо.

  Учащийся 1: В других странах тоже боролись с курением. В Англии,

                        например, курильщиков приравнивали к ворам и водили по

                        улице с веревкой на шее, а злостных курильщиков даже

                        казнили.

  Учащийся 2: В России лишь Петр I, который сам был заядлым

                        курильщиком, снял запрет на табак и разрешил его ввоз в

                        страну.

  Вывод: О табаке в Европе известно уже почти 600 лет, и мнения людей о

               нем продолжают быть двойственными. Так что же такое табак?

                Почему он захватил разум человечества?

 Учитель химии: Табак относится к семейству пасленовых. Растения этого

                              семейства отличаются повышенной ядовитостью.

                             (слайды № 3,4)

                              Ближайшими родственниками его являются белена черная,

                              дурман вонючий. Однако к этому же семейству относятся и

                              используемые человеком растения: картофель, томат. Все

                             без исключения эти растения содержат в листьях никотин в

                             разных количествах. Давайте посмотрим небольшой пример.

                            (просмотр отрывка из м\ф «Ну, погоди!»)

  Учитель СБО: Да, начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему

                           может привести эта вредная привычка? А стоило бы.

                           Почему? – спросите вы. Ответ на этот вопрос попробуем

                           найти у врача.

                 (выходит учащийся-врач)

  Врач: Курение – это медленное самоубийство. В момент затяжки

            температура на кончике сигареты  достигает 600 градусов. Под

            действием такой высокой температуры из табака и папиросной

            бумаги выделяется около 30 вредных веществ: сероводород, аммиак,

            угарный газ, синильная кислота и другие. Главный яд табака –

            никотин. Попадая в организм, он разрушает зубы, слизистую

            оболочку гортани, трахеи, легкие. Также от никотина страдают

            сердце, органы пищеварения, нервная система. Особенно опасно

            курение для школьников. Школьники-курильщики, как правило,

            отличаются пониженными умственными способностями, слабо

            успевают, часто нарушают дисциплину, имеют нервные расстройства.

                                                 (слайды № 5-9)

  Учитель СБО: Мы нашли ответ на вопрос, почему курение – это

                           медленное самоубийство. На какую чашу весов мы поло-

                            жим горошину?

                           В подтверждение того, я хочу  зачитать слова великого

                           писателя Оноре де Бальзака:

                           «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет

                           целые нации».

                          Давайте подумаем, к чему же может привести увлечение

                         табаком?

 (учитель химии демонстрирует опыт «Рак легких», а обучающиеся зачитывают буклет «Последствия табака». Некоторые последствия комментирует  учитель СБО)

                           

 Учитель СБО:  Мы  рассмотрели страшные  примеры и последствия,

                            которые несет употребление табака. На которую чашу весов

                            мы положим горошину?

                            Дома, ребята, вы внимательно прочитаете письмо врача,

                            профессора Углова и ответите на вопросы.

  Учитель СБО:   Да, прежде, чем что-то попробовать,

                              Помни везде и всегда:

                              Что это тебе принесет,

                              И как твоя жизнь дальше пойдет.

                           

  Учитель СБО: Если люди знают об опасности курения, почему они до сих

                           пор продолжают им увлекаться и с каждым годом всё больше

                           и больше?

                           Ответить на этот вопрос вы пытались дома. Давайте

                           посмотрим, что у вас получилось.

   (идет проверка д/з. Учащиеся на листах писали, почему человек начинает

    курить. По мере того, как учащиеся отвечают, на экране оформляются слайды  №10-11  «Причины пристрастий к курению»:

  1. Подражание рекламным героям и своим родителям
  2. Курение дает ощущение собственной значимости, взрослости
  3. Заглушить, избавиться от проблем
  4. Не отставать от сверстников (под давлением своих друзей).

Учитель СБО комментирует каждую причину).

Учитель СБО:    О вине табака уже много сказали,

                            Только так ли виновен табак?

                            Может то, что сейчас мы вам здесь показали,

                            Не пройдет мимо вас просто так.

                            И подумаешь ты, сигарету взяв в руку,

                            Что важнее сейчас для тебя:

                            Показаться взрослей и значительней «другу»,

                            Погубив, может, этим себя?

                            Или разум сильней, чем пустая бравада,

                            И тогда говори, не робей:

                            «Я не буду курить, мне, ведь, это не надо,

                            Буду я здоровей и умней!».

Вывод: На какую чашу весов мы положим горошину? Почему?

Учитель химии: Сейчас мы проверим, виновен ли табак с точки зрения

                            химии.

Наиболее активным веществом, входящим в состав табака, является  никотин.  В настоящее время наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит губительные для организма человека вещества. Их более 400!!! Вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут быть объединены в четыре группы:

1. Ядовитые алкалоиды.

2. Раздражающие вещества.

3. Ядовитые газы.

4. Канцерогенные вещества.

Самым вредным из них является никотин. (Проецируется слайд № 12 “Что содержится в сигарете”).Никотин содержится в листьях различных растений: табака, индийской конопли, польского хвоща и некоторых видов плаунов и др.Никотин имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием. Одной капли чистого никотина (0,05г) достаточно, чтобы умертвить человека. Все живые вещества очень чувствительны к никотину. Птицы гибнут при нанесении на клюв 1/4 части капли, собаки- от 1/2, лошадь- от 3 капель. (слайд № 13) 

А сейчас мы с вами постараемся определить, правда ли, что в табаке есть ионы тяжелых металлов. Проведем исследование.

(Дается инструктаж по Т.Б. при работе с концентрированными кислотами и химическими реактивами).

Лабораторная работа “Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов”

Вначале сделаем вытяжку из сигарет. Возьмем сигареты различных сортов, высыпаем табак в химический стакан, фильтр с табачным дегтем (окурок) целиком пинцетом положим в стакан и заливаем концентрированной азотной кислотой. Дадим 1 минуту настояться и профильтруем. Вытяжка готова.

Опыт №1. В пробирку нальем 1 мл вытяжки табака и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем осадок черного цвета.

Справка: Иодид калия – качественный реактив на ионы висмута. Результатом реакции является оранжевое окрашивание.

Опыт №2.

Возьмем вытяжку табака 1мл. прильем 1-2 мл воды (так как концентрация очень высокая) и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем оранжевый осадок. Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы висмута и очень большой концентрации.

Опыт №3.

Возьмем 1 мл вытяжки табака и прильем несколько капель сульфида натрия. Наблюдаем осадок черного цвета.

Справка: Сульфид натрия – качественный реактив на ионы свинца. Результатом реакции является осадок черного цвета.

Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы свинца.  

Опыт №4.

Возьмем 0,5 мл вытяжки табака, прильем 1 мл этилового спирта, помешаем стеклянной палочкой и подожжем. Вначале пламя будет бесцветное, но через некоторое время языки пламени окрашиваются в карминово-красный цвет.

Справка: Качественной реакцией определения ионов стронция – пламя. Результат - пламя карминово-красного цвета.

Вывод: Следовательно, в вытяжке табака есть ионы стронция.

Общий вывод:

В сигаретах и табачном дегте есть ионы тяжелых металлов, которые, попадая в организм человека, оседают в его тканях. Концентрация ионов тяжелых металлов очень высокая и сохраняется она даже в табачном дегте.

Вывод: -Что является главным ядом табака?

             -Положительно или отрицательно он влияет на организм?

             -На какую чашу весов, с точки зрения химии, мы бросаем горошину?

III. Рефлексия (закрепление и выводы).

Учитель СБО: В настоящее время курение стало проблемой

                         общечеловеческого значения. Курение – это самое массовое, к

                         сожалению, увлечение всех людей. Это настоящая эпидемия,

                         которая захватывает все больше и больше.

                (просмотр танца «Никотин» в исполнении ансамбля современного                

                 танца «Энжелс»)

Учитель химии: В России ежегодно умирает от курения до 0,5 млн. человек.

                            Поэтому наша страна решила присоединиться ко Всемирной

                            конвенции по борьбе с курением. Уже 172 страны мира

                            подписали документы Конвенции.

Учитель СБО: В России приняты законы, запрещающие рекламу табака и

                          курение в общественных местах.

Учитель химии: Ни один из выдающихся спортсменов нашей страны не

                            курит. А для вас мы предлагаем «Рекомендации, как бросить

                            курить».

Учитель СБО: Сегодня на уроке мы говорили с вами о табаке, о курении, о

                         том, как оно влияет на человека, к каким тяжелым и страшным

                         последствиям приводит нас увлечение сигаретой. Итак, перед

                         нами два цветка: черный и зеленый. Черный – это Цвет

                         смерти. Зеленый – это цвет жизни. Это как две чаши

                         весов: «за» и «против».

                 

                          -Что дает нам курение? (плохой цвет лица, болезни, проблемы

                             в семье, больные дети) (слайд № 14)

                          -Что приносит жизнь без курения? (здоровье, радость,

                            здоровые дети, крепкая семья, общение). (слайд № 15)

                          - Какая чаша весов перевесит?

Учитель СБО: У вас еще есть время подумать, что вы выбираете. Мне очень

                         хочется, чтобы ваши замечательные рисунки о вреде курения

                         не остались просто рисунками. Ведь кроме вас никто не

                         подумает о вашем здоровье, о здоровье ваших будущих детей.

                         Вы в ответе за свое будущее. Каким оно будет, зависит только

                         от вас! (слайд № 16)

                         Я хочу, чтобы вашим талисманом был зеленый цвет – цвет

                         жизни. А то, что лежало в черном ящике, пусть там и остается.

                         В заключении урока  мы хотим подарить вам  маленький

                         талисман здоровой жизни – зеленый цветочек. Будьте

                         здоровы! Спасибо  всем за урок!

                         (учителя дарят всем детям талисманы )

        

Открытое письмо курящей девушке

                                                     Ф.Углов, действительный член Академии

                                                      медицинских наук СССР, профессор, лауреат

                                                     ленинской премии.

     Сотни людей я прооперировал по поводу рака легких. И сотням, я не оговорился, был вынужден отказать, поскольку ничего уже нельзя было сделать. Нет для хирурга ничего хуже, нежели отказать больному, признав свое бессилие.

     Наступило время массового поступления на операционные столы женщин-курильщиц. Нет, я тебя не пугаю. Курение – дело добровольное. Через мои руки прошли сотни людей, страдающих от того, что они не смогли бросить пагубную привычку курить. Жалобы  их одинаковы и начинаются с невинной фразы: «Что-то у меня с легкими…». Так и у тебя после 10-15 лет курения возникнет хронический бронхит, и ты начнешь кашлять. И просыпаться ночью, чтобы выкурить сигарету. А теперь я попробую нарисовать тебе будущее, каким оно представляется мне. От курения у тебя станет сиплым голос, постепенно почернеют, испортятся зубы. Кожа лица приобретет землистый оттенок. Резко пострадает твое обоняние, ухудшатся вкусовые качества. Наверное, ты уже обратила внимание, как часто сплевывают курильщики. Запах изо рта курящей неприятен. Очень рано кожа лица станет морщинистой и сухой.

     Но давай поговорим о другом. Ведь женщины – это продолжательницы рода. А злостные курильщицы не могут родить детей. Самым частым осложнением после курения является преждевременное прерывание беременности. У курящих это встречается в 2 раза чаще. Курение крайне отрицательно влияет на развитие новорожденного. Возможно, сейчас это тебя не волнует. Но в моей практике были сотни случаев, когда женщины готовы на всё, лишь бы родить ребенка. Сигарета может искалечить твою жизнь. Сначала твою. А когда тебе скажут, что у тебя не будет детей, то и мужа. Он может уйти к менее достойной, чем ты, только за счастье называться отцом. А если ты куришь, будучи беременной, то знай: стоит тебе закурить сигарету, как через несколько минут никотин начнет поступать в сердце и мозг еще не родившегося ребенка и разрушать их. Такие дети будут значительно отставать в умственном и физическом развитии от своих сверстников. И всё время твой ребенок будет болеть. И причины его болезней – в тебе. Даже крошечной доли дыма, попавшего в комнату, где находится ребенок, будет достаточно, чтобы он заболел.

     У большинства курящих матерей дети курят. И твой ребенок, почитающий тебя за самую умную, ласковую, добрую, но видящий тебя с сигаретой, тоже начнет курить.

     От употребления табака на Земле умирает каждый пятый человек. Это значит, что мы ежегодно теряем 500 000 людей! В их числе можешь оказаться и ты!

     Сегодня Всемирная организация здравоохранения выступает с лозунгом: «Курение или здоровье? Выбирай сам!» Я, как врач, обязан предложить тебе то же самое.  

         

Задание: прочитай внимательно текст и ответь на вопросы:

  1. Как курение влияет на организм человека?
  2. Можно ли курить беременным женщинам? Почему?

Буклет «Последствия курения».

  1. Каждая сигарета стоит курящему 15 минут жизни.
  2. Среди тех, кто курит, смертность от всех причин вдвое выше, чем у некурящих.
  3. Ученые установили, что рак лёгкого у курильщиков встречается в 20-30 раз больше, чем у некурящих.
  4. Каждая затяжка – это спазм кровеносных сосудов. По данным российских ученых, при поражении сосудов сердца курящие умирают, в среднем, на 19 лет раньше.
  5. Курение вызывает тяжелые заболевания лёгких не только у самих курящих, но и у тех, кто с ними общается, особенно у детей. Это так называемые пассивные курильщики. Доказано, что в семьях, где курят родители, дети до 5 лет очень часто болеют.
  6. Вредные последствия курения особо отражаются на будущей матери. У курящих матерей наблюдается повышенная смертность детей при родах. Кроме того, среди детей, родившихся от курящих матерей, значительно выше заболеваемость, отставание в умственном и физическом развитии.
  7. Отравление никотином угрожает и грудным младенцам, чьи матери курят.

Инструктивная карточка для проведения лабораторной работы.

Химические реактивы: сигареты разных сортов (легкие и крепкие), табачный деготь (окурок), концентрированная азотная кислота, иодид калия, сульфид натрия, этиловый спирт, вода.

Лабораторное оборудование: штатив с пробирками, фарфоровые чашечки, держатель, спички, лоток для сбора мусора, фильтровальная бумага, воронки, химические стаканы, пинцет.

Тема: определение в табаке ионов тяжелых металлов.

Цель работы: исследовать наличие в табаке ионов тяжелых металлов.

Опыт №1 – качественная реакция на ионы висмута.

Что делаем

Что наблюдаем

Вывод

В пробирку нальем 1 мл вытяжки табака и бросим несколько крупинок иодида калия

В вытяжке есть ионы висмута и в очень большой концентрации

Опыт №2 – качественная реакция на фенол.

Что делаем

Что наблюдаем

Вывод

Возьмем 1 мл вытяжки табака и нальем несколько капель хлорного железа

В вытяжке есть фенол

Опыт №3 – качественная реакция на органические соединения.

Что делаем

Что наблюдаем

Вывод

Возьмем 0,5 мл вытяжки табака, нальем 1 мл раствора марганцовки

В вытяжке табака есть органические вещества

Общий вывод: в сигаретах и табачном дегте есть ионы тяжелых металлов, которые, попадая в организм человека, оседают в его тканях. Концентрация ионов тяжелых металлов очень высокая и сохраняется даже в табачном дегте.

Рекомендации в первые дни отказа от курения.

  1. Увеличьте прием жидкости до 2,5-3 литров в день с целью снятия интоксикации (минеральная вода, соки, некрепкий чай с лимоном).
  2. Не пейте крепкий чай или кофе – это обостряет тягу к сигарете. По той же причине не следует есть острые и пряные блюда.
  3. Ешьте больше свежих овощей и фруктов, кисломолочных продуктов.
  4. Снизьте калорийность питания за счет ограничения углеводов (торты, кексы, пирожные, шоколад и т.п.) и животного жира.
  5. Каждый день съедайте десертную ложку меда – он помогает очистить организм от вредных веществ.
  6. Ваша физическая активность должна быть высокой, это отвлекает от курения, «очищает» дыхание за счет увеличения вентиляции легких, способствует дополнительному выбросу адреналина в кровь.
  7. Ежедневно принимайте душ. Вода смывает токсические вещества, выделяемые из организма через кожу.

Рекомендации для бросающих курить.

  1. Определите конкретный день и час, когда вы навсегда откажетесь от табачного самоотравления.
  2. Избегайте ситуаций, провоцирующих курение. Если привыкли курить по дороге в школу – измените маршрут. Если привыкли курить после еды на балконе – не выходите на балкон и т.д.
  3. Уберите подальше от глаз пепельницу, сигареты, спички, зажигалку.
  4. Желание курить приходит волнообразно. Лучше в это время заняться каким-либо приятным и полезным занятием.
  5. При остром желании снова отравиться табачным ядом – отвлекитесь, займитесь своим хобби, прогуляйтесь на свежем воздухе, сделайте зарядку, пообщайтесь со своими друзьями или людьми, которые в свое время тоже отказались от табака, пейте больше воды, ешьте семечки, яблоки, морковку, занимайтесь спортом.
  6. Найдите партнера по отказу от курения. Лучше всего бросить курить вместе с кем-либо. Вы можете оказать друг другу моральную поддержку.
  7. Для облегчения самочувствия в первые дни отвыкания можно воспользоваться жевательными резинками или пластырями с никотином.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по естествознанию и географии

Формирование правильного поведения в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями....

MUSIC IN OUR HEARTS Интегрированный урок в 9 классе( Английский и музыка) по учебнику В.П, Кузовлев 9 класс

Данный урок является уроком комплексного применения различных видов речевой деятельности. На уроке используются ИКТ, технология проблемного обучения. Используются словесный, иллюстративно – наглядный,...

Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.

Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки....

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Интегрированный урок в 11 классе (русский язык, литература и МХК) Урок подготовки к ЕГЭ

-Предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке - искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о картине Н.Н.Ге «Тайная вечеря».-Запись «Тайная вечеря- по евангельской притче- пос...

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
(технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья».

Сценарийинтегрированного урока в 6 классе(технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья»....