Выступление на педсовете от 28.03.17г.
материал на тему

Лузик Марина Васильевна

Информационно- образовательная среда как образовательного пространства образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_28.03.2017.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-образовательная среда как часть образовательного пространства образовательного учреждения

Лузик М.В.

Мы живем в информационном пространстве. Настоящая реальность такова, что информационное пространство оказывает значительное влияние на процесс обучения. Игнорировать влияние информационного пространства на процесс обучения становится не правомерным. Но, чтобы использовать его возможности, необходимо, прежде всего, разобраться: что представляют собой информационное пространство, информационная среда и информационно-образовательная среда.

Информационно-образовательное пространство – это пространство, в котором информация используется для образовательных целей.

Предназначение информационного пространства шире, чем информационно-образовательного.

Информационная среда – специально созданная и определенным образом структурированная часть информационного пространства, включающая совокупность субъектов, создающих, перерабатывающих, использующих информацию, саму информацию и аппаратные средства, ее обслуживающие.

Информационно-образовательная среда – это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда (ИОС) - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.

Логически ИОС содержит также три содержательных уровня:

Первый уровень – педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС.

Второй уровень – система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.

Третий уровень – образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы и ИОС.

К основным ресурсам, необходимым для существования и функционирования информационной среды образовательного учреждения, относятся:

- технические ресурсы (физическая составляющая);

- кадровые ресурсы (интеллектуальная составляющая);

- учебно-методические ресурсы (информационная составляющая).

Требования к информационно-образовательной среде (ИОС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся

имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету,

могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих

детей и оценку учителя.

Рассмотрим информационно-образовательные среды, активно создающиеся в настоящее время в школах. Эти среды должны отвечать ряду требований, среди которых: многофункциональность, целостность, модульность, полисубъектная направленность, многоуровневость.

Многофункциональность означает, что информационно-образовательная среда должна выполнять различные функции:

1)Научно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка, хранение и использование учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев уроков и внеурочных мероприятий, дидактических материалов и т.д.)

2)Создание баз данных образовательного учреждения, включающих результаты мониторинга качества образовательного процесса, электронные дневники учащихся, электронные журналы.

Это необходимо для внешней и внутренней оценки деятельности школы, обоснованного принятия управленческих решений.

3)Педагогическое сопровождение процесса обучения учащихся. Организация дистанционного обучения детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать учебное заведение.

4)Организация виртуального общения членов коллектива образовательного учреждения (на форумах с родителями учеников, педагогов друг с другом, с учащимися, учеников друг с другом). Возможности информационно-образовательной среды направляются на привлечение родителей к образовательному процессу школы, повышению их культуры в области воспитания, обсуждения и решения важных проблем в жизни школы.

5)Накопление и распространение педагогического опыта. Повышение

квалификации педагогов.

6)Связь с общественностью, формирование положительного имиджа школы.

Целостность информационно-образовательной среды связана с необходимостью информационной поддержки целостного образовательного процесса, выполнения ею функций, обеспечивающих нормальное протекание его в учебном заведении. Вместе с тем, целостность выступает в единстве с модульностью.

В соответствии с выполняемыми функциями можно выделить модули: научно-методического обеспечения учебного процесса, педагогического сопровождения учебного процесса, мониторинга качества образования  и т.д. Требование полисубъектной направленности информационно-образовательной среды отражает ее возможность удовлетворять потребности

различных субъектов учебного процесса: учащихся, их родителей, педагогов,

администрации. При этом среда может быть структурирована так, что каждый субъект использует свою часть среды, например, родитель получает информацию о событиях, происходящих в школе, об успеваемости своего ребенка, о его домашних заданиях, и не получает информации об административных действиях руководства школы, накоплении методического опыта учителями школы, результатах мониторинга качества образовательного процесса в целом.

Требование многоуровневости информационно-образовательной среды связано с разработкой различных сред: информационно-образовательной среды конкретного учебного заведения (а в ней – среды конкретного учителя, методического объединения), информационно - образовательной среды системы образования муниципалитета, округа, города, области, страны и т.д.

Для сравнения - информационно-образовательная среда советской школы включала библиотеки и книги, в них содержащиеся, музеи, учебники и учебные материалы, магнитные и видеозаписи, учебные фильмы и художественные, имеющие культурную ценность.

В настоящее время идет активный процесс создания информационно-образовательных сред различных учебных заведений. Попробуем представить, что может входить в информационно-образовательную среду школы, и что будет являться ее информационными узлами, центрами. При этом мы учитываем перечисленные ранее функции и модули информационно-образовательной среды.

Модуль научно-методического обеспечения и педагогического сопровождения учебного процесса включает различного рода документы, регламентирующие образовательный процесс (законодательные и нормативные государственные документы, Устав школы, образовательную программу, учебные программы, учебники и учебные пособия). Все эти материалы представлены на сайте школы, в школьной библиотеке, а также в различного рода электронных библиотеках, доступ к которым получают и учителя, и родители учащихся.

В некоторых школах учителя создают в электронном виде учебные материалы (тексты учебных лекций, различные наборы тренировочных и проверочных упражнений). Ученики всегда могут к ним обратиться, и в случае пропущенного занятия, и в случае недостаточно понятого на уроке учебного материала. В этот же модуль мы можем включить разнообразные видеоконференции, виртуальные круглые столы, телемосты и т.д.

Консультации учителей по электронной почте, в чатах, на форумах, а также в

Skype.

Базы данных учебного заведения: количество учащихся в настоящее время, количество выпускников по годам, результаты мониторинга качества образовательного процесса (качество знаний, результаты внешнего и внутреннего контроля за ходом образовательного процесса и т.д.). Информация о сотрудниках учебного заведения.

Модуль информационной презентации образовательного учреждения, формирования положительного имиджа в социуме. Это – различного рода новости на сайте школы, фото и видеоматериалы, сведения о победах школы, педагогов и учащихся в различных конкурсах, отзывы учащихся и родителей об образовательном учреждении, различного рода опросы и электронные голосования.

Центрами информационно-образовательной среды школы являются ее сайт, библиотека, в том числе, и электронная, различные средства школьной информации (школьные газеты, журналы, стенды). 

Центры информационно-образовательной среды выполняют, помимо общих информационных функций, функции навигационные, т.е. ориентируют потребителей информации в процессе поиска необходимой. Что мы наблюдаем сегодня? Информационно-образовательные среды в образовании начинают складываться стихийно. Учителя, активно использующие компьютер на уроках, имеют определенный набор сайтов, к которым они обращаются, готовясь к урокам, и периодически находят новые. Например, сайт http://www.nachalka.info/, . Медиапродукты к урокам обучения грамоте в 1-м классе педагог находит на «Учительском портале: http://www.uchportal.ru/; презентации по всему курсу «Мир вокруг нас» по учебнику А.А. Плешакова -

на сайте: viki.rdf.ru. Таким образом, у учителя начинает формироваться собственная информационно-образовательная среда, помогающая готовиться к урокам и предоставляющая наглядные материалы к урокам.

Некоторые учителя встраиваются в предложенную методическими центрами среду. Например, в Московском институте открытого образования существует разветвленная информационно-образовательная среда, которая включает, и информацию о курсах повышения, и информацию о городских экспериментальных площадках, и конструктор собственной среды учителя, участвующего в эксперимента по введению ФГОС в начальную школу.

На страничке учителя на сайте nachalka.seminfo.ru есть инструктивные материалы, помогающие ему выстраивать урок, планировать проекты. Активно развивается информационно-образовательный портал «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», обращаясь к которому, учителя могут найти интересные иллюстративные материалы к урокам по всем учебным предметам, задачи и задания для проверки предметных знаний и умений учеников, методические рекомендации, разработки уроков и т.д. Ряд материалов включает анимацию, характеризуется свойством интерактивности.

Для управленческих целей и организации мониторинга образовательного процесса в школах г. Москвы проходят апробацию две конкурирующие информационные системы: «Городская школьная информационная система»

(Департамент образования г. Москвы) и «Московский регистр качества образования» (Московский центр качества образования). По своим функциям

эти информационные системы схожи: сбор, хранение, анализ информации, которая включает сведения о коллективе школы, учениках, их успеваемости.

Обе системы содержат электронные журналы и электронные дневники, записи в которых информируют родителей об успеваемости детей, самих учащихся о расписании, заменах уроков, домашних заданиях.

Предлагаемые учителям и ученикам информационные ресурсы, в основном, направлены на поддержку учебного процесса. Они облегчают и делают более эффективной деятельность педагога.

Большинство педагогов  нашей школы имеют свои странички в социальной сети педагогов, где они размещают дидактические материалы, конспекты уроков, фотоотчеты с классных мероприятий и др.

Техническое оснащение нашей школы включает:

  1. Ноутбуки – 19
  2. Моноблоки – 6 (2+4)
  3. Системные блоки – 2
  4. Принтеры и сканеры  - 9
  5. Проекторы – 6
  6. Переносной проектор – 1
  7. Экраны – 5 (4+1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...