Рабочая программа "Альтернативное чтение" 8 класс, VIII вид (2 вариант)
рабочая программа (8 класс) на тему

Крестовникова Галина Егоровна

Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" 8 класс, VIII вид (2 вариант) сотавлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуаьному образовательному маршруту, предназначена для одного конкретного ученика с учетом его индивидуальных психофизических возможностей. В основе рабочей программы лежат "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б. Баряевой, Д.И. Бойко, В.И. Липакова и др.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.alt_.cht_.8-2.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

                                                        ПРИНЯТА

                                                                                           Решением Педагогического совета

                                                                    ГБОУ школы №487

                                                                     Выборгского района

                                                                                                  Протокол № _ от __ августа 20__ года

                                                                                                Председатель Педагогического совета

                                                                                            _______________(Директор школы)  

                                                               УТВЕРЖДЕНА

                                                                                      Директором ГБОУ школы №487

                                                                   Выборгского района

                                                                                        _______________Ю.Н. Кассихина

                                                                  _ сентября 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:  Альтернативное чтение

для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)

Ф. И. учащегося

Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка.

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. Поэтому формирования навыков коммуникативного поведения направлено через использования средств невербальной' коммуникации.

     Учитывая, что речь,  не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции. В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») — обобщающее понятие — закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами — самостоятельная ориентировка в системе знаков.

     Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,  является предметно-развивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

     Процесс чтения определяется, как процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые на всем протяжении обучения зависимы от педагога в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д.

     В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.

     К работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы  варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.

     В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.

     В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащейся оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому очень важно научить альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

     Сам предмет предполагает обучение учащейся следующим вариантам «чтения»:

  • «чтение» телесных и мимических движений.
  • «чтение» изображений на картинках.
  • «аудиальное» чтение (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, СД-диски и др.).
  • «чтение» видеоизображений.
  • «чтение» пиктограмм.
  • глобальное чтение.
  • чтение букв, цифр и др.знаков.
  • чтение по складам.

     Такое широкое понимание «чтения» и соответственно обучение способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащейся. Процесс « чтения» важен для формирования у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном мире. Обучение в данной последовательности на основе работы со звуко-символической системой ориентированно на индивидуальные психофизические и речевые особенности (сохранные и нарушенные) функции ребенка. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащейся. Основой обучения «Альтернативному чтению» является ежедневное чтение    ребенку художественной литературы (потешки, стихотворения, короткие рассказы и т.д.) и формирование умений воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.

     При обучении «Альтернативному чтению» учитель решает  в процессе обучения следующие задачи:

  • формировать целостное представление о книгах, иллюстрациях, картинках и картинах.
  • знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.
  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.
  • развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя коммуникативную потребность ребенка.
  • создавать условия для пробуждения речевой активности.
  • обеспечить необходимую мотивацию слушания, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием, эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта в процессе «чтения».
  • формировать предметные и предметно-игровые действия.

      В процессе работы по предмету используется последовательное выполнение упражнений:

- практические упражнения.

- упражнения с картинками.

- упражнения с пиктограммами (символами).

- упражнения по прослушанному тексту.

- упражнения со словами.

     Следует отметить, что к работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы  варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.

     Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

     Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативное чтение» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.

2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2016-2017 уч.год.

                  Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Цель и задачи программы.

Цель:  максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи:

  • Формировать первичные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах.
  • Знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.
  • Приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.
  • Развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя их коммуникативную потребность.
  • Создавать условия для пробуждения речевой активности учащегося и использования речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.
  • Обеспечить необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.
  • Расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
  • Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного.
  • Знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями.
  • Формировать предметные и предметно-игровые действия учащегося.

Краткая характеристика учащегося.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия реализации программы.

Виды и формы организации учебного процесса.

     Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом, систематизации и обобщению изученного материала).

Формы работы на уроке: фронтальная  работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и  итоговый (в конце года).

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

1.

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

15

2.

«Аудиальное чтение».

9

3.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

10

Итого:

34

Содержание тем учебного курса.

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах:

  • Создание учителем тематических пиктографических стендов по знакомой учащимся тематике и «чтение» на уроках информации учащимся (с помощью учителя). «Чтение» учащимся литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих состояние цветов в разные части суток.
  • Чтение цветных пятен: определение цветка по цвету, набор вместе с учителем картинок к реальным цветам. Выполнение заданий учащимся с использованием пиктограмм: роза, ландыш, цветы, подрезать и т.д.
  • Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям.
  • Расширение представлений учащимся о журналах и их «чтении».
  • Закрепление умения учащегося по словесной просьбе учителя показывать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки, изученные ранее.
  • Разыгрывание вместе с учащимся, используя персонажи различных театром, спектаклей по рассказам и стихотворениям.

«Аудиальное чтение»:

  • Прослушивание учащимся музыкальных компьютерных программ на CD-дисках музыкальные голоса природы, сочетающих цветомузыкальные аранжировки звуков живой природы и классической музыки. Беседы по их содержанию, рисование под музыку (с элементами арттерапии).
  • Расширение круга чтения, углубление содержания бесед об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека на основе систематических наблюдений за природой и погодой. Совместное «чтение» изображений на календаре погоды и природы.
  • Слушание различных аудиокниг в различном формате.
  • Привлечение учащегося к изображению действий по прочитанному учителем тексту, в рисовании.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»):

  • «Чтение» обозначений артикуляции гласных звуков соответствующими знаками, «чтение» согласных звуков, произнесенных шепотом.
  • Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр.
  • «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам.
  • Подбор карточек со словами к пиктограммам, под которыми подписаны названия.
  • Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) знакомых букв к этим же буквам в словах.
  • Упражнения для развития фонематического восприятия: различие контрастных гласных и близких по артикуляции согласных звуков в открытых и закрытых слогах.
  • Запись с помощью учителя своего имени, фамилии и других доступных сведения о себе.
  • Последовательное соединение знакомых согласных букв, с гласными в слог-слияние (открытый и закрытый).
  • Выделение слогов из знакомых слов. Подкладывание учащимся карточки-слога под соответствующий слог в слове.
  • Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соответствие их с указательным жестом; предлогов в, на, под, у и соотнесение их с пиктограммами и указательным жестом.
  • Чтение предложений по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово.
  • Составление слов их букв разрезной азбуки и чтение предложений.

 Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

     К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • Слушать стихотворения, рассказы и показывать картинки, изображающие действие, на выбор нужной картинки из двух-трех, выполнять движения в соответствии с прослушанным текстом.
  • «Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках, соотносить предметы с пиктограммами; соотносить знакомые слова с предметами,  картинками, пиктограммами.
  • Разыгрывать содержание картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.
  • Слушать аудиокниги, сказки, стихи, короткие рассказы и называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений, договаривать стихи при прослушивании (сопряжено, а затем и самостоятельно, используя все доступные средства общения).
  • Узнавать и показывать буквы на основе слухового восприятия без зрительного контроля.

       

Скорректированное календарно -  тематическое планирование по «Альтернативному чтению».

8 класс 34 часа (1 раз в неделю)

№ п.п

Кол-во часов

Дата

Темы уроков

Требования к уровню подготовки уч-ся

Примечание

1 четверть

1.

1

Рассматривание иллюстраций о лете и фото «Как я провел лето». Рассказ по картине П. Кузнецова «Цветы».

Развитие зрительной памяти;

Развитие слуховой памяти;

Определять цветок по цвету;

Расширить представление о земле, воде, воздухе и воде; значение в жизни природы и человека; уметь работать с календарем природы и погоды; составлять из картинок сюжета о погоде; уметь читать слова по карточкам; развивать умение слушать собеседника; развивать фонематическое восприятие.

2.

1

Определение цветка по цвету, рассматривание цветов из природного материала. Видео фильма о цветах. Чтение учителем рассказа о лете.

3.

1

Рассказ учителя о земле и воде.

4.

1

Рассказ учителя об огне и воздухе.

5.

1

Чтение совместно с учащимся календаря погоды. Составление из картинок сюжета о погоде.

6.

1

Чтение совместно с учащимся календаря природы.

7.

1

Глобальное чтение по теме «Осень». Чтение учителем стихов об осени.

8.

9.

2

Чтение слов по карточкам.

2 четверть

10.

1

Глобальное чтение по теме «Посуда». Составление слов из букв разрезной азбуки по теме: «Посуда». Просмотр видео сказки по выбору.

Создавать условия для пробуждения речевой активности;

Развитие устной речи;

Развитие вербальных и невербальных средств общения;

Развитие зрительной и слуховой памяти;

Развивать умение работать с календарем погоды; составлять слова по образцу; соотносить слово-картинка;

Накладывать буквы на буквы в словах;  уметь выбирать карточку с заданной буквой.

11.

1

Просмотр сюжетных картинок о природе. Игра: «В гостях у Лизы». Чтение изображений на календаре природы.

12.

1

Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. Слушание аудиокниги «Цветик-семицветик».

13.

1

Чтение учителем рассказа о животных. Глобальное чтение по теме: «Дикие животные». Составление слов по образцу.

14.

1

Соотнесение слово-картинка. Просмотр видео зарисовки о погоде.

15.

1

Просмотр журналов мод. Накладывание букв на буквы в словах.

16.

1

Дидактическое упражнение «выбери карточку с буквой».

3 четверть

17.

1

Чтение телесных изображений. Разыгрывание настольного театра «Три поросенка».

Развитие вербальных и невербальных средств общения;

Развитие слухового восприятия;

Приобщение к словесному искусству; развитие устной речи; расширение круга чтения; подбирать карточки со словами;

«читать» слова по карточкам;

Составлять из букв свое имя и фамилию; читать местоимения и соотносить их с указательными жестами; выделять слоги из знакомых слов; уметь работать с карточками слог-слово.

18.

1

Рассматривание предупредительных, запрещающих и информационных знаков.

19.

1

Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. Соотнесение слово-картинка. «Чтение» предложений из 2 – 3 слов.

20.

1

Упражнение на развитие фонематического восприятия. Глобальное чтение по теме: «Обувь». Слушание аудиокниги по выбору.

21.

1

Разыгрывание сказки совместно с учащимся. Рассматривание журналов «модели мебели».

22.

23.

2

Составление из букв своего имени и фамилии. Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой.

24.

1

Чтение небольших текстов. Разыгрывание настольного театра «Курочка Ряба».

25.

1

Выделение слогов из знакомых слогов. Работа с карточками по теме «Слог-слово».

26.

1

Чтение местоимений «я, мы, он». Чтение стихов учителем.

4 четверть

27.

1

Рассматривание иллюстраций о весне. Разыгрывание настольного театра «Лиса и журавль». Упражнения на развитие слухового восприятия.

Развивать зрительную и слуховую память;

Различать предупредительные и запрещающие знаки;

Знать, о чем нам «говорят» информационные знаки;  составлять из букв свое имя и фамилию;

Работать с карточками слог-слово; выбирать карточку с буквой.

28.

1

Рассматривание предупредительных, запрещающих и информационных знаков.

29.

1

Составление из букв своего имени и фамилии. Выделение слогов из знакомых слов.

30.

1

Совместно с учителем выпуск стенгазеты «Семья».

31.

1

Глобальное чтение по теме «Транспорт». Работа с карточками по теме «Слог-слово».

32.

33.

2

Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. «Чтение» коротких слов.

34.

1

Рассказ по картинке о лете. Чтение учителем сказок.

Источники:

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой,  Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.
  2. Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я-говорю!». Упражнения с пиктограммами, Дрофа, 2011 год.
  3. И.В. Ковалец «Азбука эмоци», Москва, «Владо», 2012 год.
  4. Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопаткина «Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», СПб, СОЮЗ, 2013 год.
  5. И.В. Ковалец «Азбука эмоций», Москва, Владос, 2013 год.