Анализ психолого-педагогической диагностики
статья на тему

Аннотация. В статье рассмотрены суть и эффективность реализации программ индивидуального развития обучающихся с отклонениями в психике и неадекватным поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rezultatov_diagnostiki_priznakov_otkloneniya_.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ психолого-педагогической диагностики и основных признаков отклонения в развитии детей 7-10 лет

Аннотация. В статье рассмотрены суть и эффективность реализации программ индивидуального развития обучающихся с отклонениями в психике и неадекватным поведением.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, индивидуальный план, адаптация, эффективность реализации программы.

Annotation. In the article the essence and efficiency of realization of individual development programs of students with deviations in mentality and inadequate behavior are considered.

Key words: educational process, individual plan, adaptation, efficiency of program implementation.

Младший школьный возраст (7-10 лет) является одним из наиболее сложных и важных моментов в жизни детей. Ведь именно в этом период происходит очень много изменений в социально-психологическом и физиологическом плане. Здесь начинается адаптация к школе и к новому виду деятельности – учебной [4, с. 18].

Особенно сложным этот период становится для детей с ЗПР, детей с отклонениями в поведении. Поэтому работа педагогов и психологов строится с такими детьми на основе индивидуального развития обучающихся.

Уже на ранних этапах обучения у значительного числа детей отмечаются трудности усвоения знаний и правил школьного поведения. Проблемы поведенческих расстройств инициируются особенностями индивидуально-личностных характеристик ребенка, в том числе и различными формами дизонтогенеза.

Целью нашего исследования является анализ эффективности реализации программ индивидуального развития обучающихся.

Основным условием в обеспечении успешности обучения детей в общеобразовательных учебных заведениях является индивидуализация учебно-воспитательного процесса.

Индивидуальное планирование учебно-воспитательного процесса начинается с разработки индивидуальной программы развития, которая помогает педагогическому коллективу школы приспособить образовательную среду к потребностям ребенка и обеспечить доступность общеобразовательной учебной программы.

В нашей школе реализация программ индивидуального развития обучающихся идет в разных направлениях.

В первую очередь, происходит адаптация учебных подходов, которая заключается в использовании заданий разной сложности, увеличение времени на выполнение учебного задания, изменение темпа занятий, чередование видов деятельности и т.п.

Очень много внимания детям с отклонениями в поведении уделяет психолог школы. С ними проводятся индивидуальные психологические занятия, тренинги, направленные на адаптацию ребенка в коллективе, принятие его коллективом, снижение агрессивности и др.

Во внеурочной деятельности по ханты языку и на кружке собую роль в обучении и воспитании детей играют и особенности психологии коренного народа – психология ханты.  По мнению Д.В. Гроденко, «в традиционном обществе ханты и манси любая мелочь имеет воспитательное значение. Человеческое общество в целом можно считать педагогической системой. Оно педагогизировано уже потому, что включает в себя все стороны народного быта, которые сами по себе имеют воспитательный характер. Воспитание детей в жизни ханты не носило целенаправленный методический характер, но его влияние на ребенка сильно и поучающе, хотя стихийно».

 Важной особенностью психологии народа является любовь к труду. Поэтому в своей педагогической практике  очень много внимания уделяю воспитанию детей посредством трудовой деятельности. Дети с нарушениями в поведении, как правило, имеют свои обязанности в классе: полив цветов, чистота доски и т.п.. Игры, мастер-классы во время занятий тоже поддерживают эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающего. Совместная трудовая деятельность с другими учащимися класса способствует вхождению таких детей в коллектив.

Особое внимание уделяется и работе с родителями детей. Проводится как индивидуальная работа в виде консультаций, так и коллективная – совместные мероприятия, собрания с выступлениями психолога. В школе имеется кабинет психологической разгрузки, организован уголок специальной литературы, в котором постоянно обновляются материалы по воспитанию детей, особенностях разных возрастных групп и т.п.

Для того, чтобы понимать эффективность реализации индивидуальных программ, они обязательно должны включать в себя измеряемые длительные цели. Эффективность реализации программ оценивается каждые полгода. Цель пересмотра программ заключается в том, чтобы увидеть прогресс или его отсутствие в развитии ребенка, анализ проблемных вопросов, информирование родителей. Каждые полгода мы направляем родителям короткие информационные сообщения о поточных успехах их ребенка.

Последний проведенный нами мониторинг эффективности реализации программ индивидуального развития обучающихся с отклонениями в психике, неадекватным поведением свидетельствует о том, что у 70% детей наблюдаются существенные улучшения в поведении, появляются изменения и в процессе усваивания учебного материала.

Можно сделать вывод, что всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Результатом такого психологического сопровождения будет здоровье ребенка, его счастье и благополучие.

Список литературы:

  1. Гродненко Д.В. Самобытность традиционной педагогической культуры ханты и манси // Западная Сибирь: история и современность. – Екатеринбург: ФГУ ИПП Уральский рабочий, 1999.- С. 44-47.
  2. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомтесь: ханты. – Новосибирск: ВО Наука. Сибирская издательская фирма, 1992. – 132 с.
  3. Макарова И.Ю., Семакова Е.В. Психология родительства и репродуктивного здоровья. – Смоленск: Изд-воСмолГУ, 2013. – 232 с.
  4. Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее// Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. – 443 с.
  5. Орехова А.Н. Традиции семейного воспитания у ханты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 18-83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год

Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы о проблеме развития теоретического мышления

   В настоящее время идет реформа школьного образования. Особое значение для школ приобретает проблема выявления  средств развития мышления учащихся. В системе обучени...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы

Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогич...

Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году

Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году в МБОУ "СШ №19"....

Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Развитие пространственных представлений у детей младшего и дошкольного возраста»

Исследователи рассматривают, что что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в о...