Анализ психолого-педагогической диагностики
учебно-методический материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_klassa.docx78.97 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика класса:

В классе обучаются  19 девочек.

Возрастной состав: 14-15 лет

Социальный паспорт  (Приложение 6)

Общая характеристика 9 «А» класса

  1. Работоспособность – средняя
  2. Успеваемость - 100%

Отличников  - 1 чел., хорошистов - 5 чел., троечников - 12 чел., двоечников -0, второгодников - 0.

  1. Отношение к общественным делам:

Участвуют в подготовке мероприятий (организаторы) – 5 чел.,

Активно участвуют в мероприятиях (исполнители) – 11 чел.,

Пассивно участвуют в мероприятиях (зрители) – 2 чел.

Уклоняются от участия в мероприятиях – 0.

  1. Организованность:

Умеет организовываться для выполнения дел – 15 чел.

Умеют подчиняться активу класса – 18 чел.

  1. Общественное мнение в классе:

Уровень сформированности  общественного мнения – высокий;

Уровень сформированности навыков критики и самокритики – средний.

Социально-психологическая характеристика  класса

  1. Наличие совместной деятельности:

Участвуют в общественнозначимых мероприятиях – 18;

Проявляют эгоистическую направленность деятельности – 0;

Участвуют в антиобщественной деятельности – 0.

  1. Характер межличностных отношений:

Лидеры -5,

Отверженные – 0.

Микроклимат: отношения доброжелательные, взаимопомощь, взаимопонимание в классе, психологический климат благоприятный.

  1. Сплочённость:

Наличие микрогрупп по интересам – 4,

Наличие интереса к общим классным делам - есть,

Наличие ответственности за удачи и неудачи класса и отдельных

 учащихся – есть,

Наличие органов самоуправления – есть.

В классе успешно действует орган самоуправления. Особую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из служб, координирует и направляет работу совет класса. Практическая деятельность в составе одной из служб способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Учащиеся класса имеют средний уровень успеваемости. Среди детей выделяется группа учащихся, имеющих положительные оценки по всем предметам учебного плана, со сформированной мотивацией обучения.

В большинстве, интеллектуально развиты и коммуникабельны, но волевая коммуникабельность выражена в менее яркой степени. Учащиеся часто не умеют распределять свои силы; самооценка своих способностей, успехов и неудач в основном адекватная. Но наблюдается явное деление детей на лидеров, активных участников и пассивных исполнителей. К общественным поручениям относятся по-разному, некоторые считают это второстепенным делом и не считают обязанностью участвовать в общих делах. В трудную минуту умеют сплотиться, болеют за общее дело. Девочкам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое суждение, выразить личное мнение; участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. Привлекает самостоятельная организация классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятие самостоятельных решений. Т. е. детям интересны такие дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Общественно-полезную работу выполняют добросовестно и в полном составе. Учащиеся 9 «а» класса соответствуют уровню своего развития.

Некоторые девочки имеют проблемы со здоровьем. Совместно со школьным медработником проводится профилактическая работа: плановые медосмотры, вакцинация, диспансеризация. Ведется  работа с родителями по вопросам укрепления здоровья детей.

Наиболее эффективными методами работы с учащимися данного класса являются индивидуальные беседы и совместная творческая деятельность.

При использовании технологий учитываются взаимоотношения в классе, значимость личности. Уделяю большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают более полно раскрывать личность ученика, степень сформированности детского коллектива, особенности взаимоотношений «взрослого (учителя, воспитателя, родителя) – ребенка», «ученика – ученика».

Для решения целей и задач  профессиональной  деятельности использую комплекс методов диагностики уровня эффективности раздельного обучения, который позволяет получить необходимые эмпирические результаты.

В процессе воспитания эффективно использую элементы современных образовательных технологий:

  • система формирующего оценивания;
  • технологии здоровьесберегающие;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технологию деятельностного подхода – для формирования умений работать в команде;
  • игровые технологии.

Способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов  воспитательного процесса выступает мониторинг качества воспитания - система сбора, анализа,  отслеживания,  коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития.

Основная цель формирующего сравнения — выявить потенциальный ресурс класса и каждого ребенка в отдельности.

Задачи формирующего сравнения:

  • выявить уровень развития личности обучающихся школы;
  • исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития  личности  обучающегося;
  • получить информацию о результативности работы воспитателя;
  • оценить эффективность воспитательного процесса в школе.

Для  решения поставленных задач использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов педагогического процесса на класс и отдельных учеников.

В работе с ребятами стараюсь использовать либеральный стиль взаимоотношений. Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.

Уровень воспитанности учеников определяю по Методике оценки уровня воспитанности Н.П.Капустиной.  

Каждой ученице по пунктам анкеты выставляются баллы:

  • Высокий (оптимальный) – от 4 до 5 баллов;
  • Средний (допустимый) – от 3 до 4 баллов;
  • Низкий (критический) – от 2 до 3 баллов;
  • Отрицательный (тревожный) – от 1 до 2 баллов.

По результатам составляется таблица и выводится средний балл, т.е определяется уровень воспитанности класса.

Класс

Количество человек

высокий

средний

низкий

отрицательный

7

19

5

10

2

2

8

19

7

9

2

1

9

19

10

7

1

1

По данным  диаграммы можно сделать вывод, что уровень воспитанности учащихся в 2015-2016 уч.г. (7 класс) был достаточно высок. В 2019-2020 учебном году (9 класс) класс  наблюдается повышение числа учащихся, имеющих высокий уровень воспитанности.

Динамика показателей уровня воспитанности учащихся позволяет реально оценить качество процесса воспитания, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому школьнику.

По диагностике уровня воспитанности, по среднему баллу составляю сводную таблицу (за 3 года) и по результатам строю диаграммы на каждого воспитанника. По диаграммам отслеживаю динамику уровня воспитанности каждого ученика и вношу необходимые коррективы. Внимательное изучение диагностических данных, анализ личных педагогических наблюдений позволяют мне четко обозначить проблемы каждого воспитанника в группе и организовать личностно-ориентированную работу.

Например, изучая личностные карты, я вижу, что у некоторых учащихся не сформированы коммуникативные навыки, что выражается в неумении общаться между собой, нежелании соотносить свои действия с общественными нормами поведения, в проявлении конфликтности и агрессии по отношению к другим людям. Поэтому я выделяю таких детей в отдельную группу.

Для успешной воспитательной работы, в данной микрогруппе, я использую такие методы и формы работы:

- психогимнастика;

- беседа о нормах и правилах общения;

- тренинги, диспуты;

- анкетирование с последующим анализом и коррекцией выявленных проблем;

- создание ситуации успеха, обязательная дружеская эмоциональная связь.

Личностные достижения учащихся фиксируются в инновационной системе оценки-«портфолио». В результате систематической работы по накоплению материала портфолио учащиеся:

  • умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
  • понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
  • умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
  • активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
  • а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Для определения темперамента и выявления личностных особенностей у учащихся применялся опросник Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

Так, из 19 учеников нашего класса имеют следующие типы темпераментов:

  • Сангвиники – 11;
  • Холерики – 5;
  • Флегматики – 3.

Темперамент сказывается на характере, активности и работоспособности, коммуникативности и поведении. Свойства темперамента проявляются ярче всего в неорганизованной деятельности.

Уровень самооценки 

Класс

Количество человек

высокая

норма

низкая

7

19

9

8

2

8

19

6

10

3

9

19

8

9

2

Учащиеся привлекаются к процессу оценивания, чтобы развивать умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе. В ходе педагогического наблюдения, анкетирования был выявлен низкий уровень воспитанности у двух учениц класса, исходя из полученных результатов, мною был составлен план индивидуальной, коррекционной работы. Со временем, у девочек меняются ценностные установки, мотивация, интересы.

Применение технологии системы формирующего оценивания позволяет мне четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу, сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Для учащихся:

  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Уровень тревожности

Класс

Количество человек

Проблемы и страхи перед школой

Страх несоответствия

окружающему

Контакты со сверстниками

7

19

3

3

1

8

19

2

2

3

9

19

2

5

2

По мнению ведущего специалиста по юношеской психиатрии А. Е. Личко, возраст от 14 до 18 лет представляет собой критический период для психопатий.

Так же важным этапом коррекционной работы является психологическое  просвещение окружающих подростка взрослых - родителей и педагогов, объяснение им причин и последствий тревожности; обучение - взрослых средствам преодоления тревожности у детей (что особенно важно для родителей), способам помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности.

Следует также сказать, что максимальная поддержка всего педагогического коллектива и администрации школы, способствовала достижению положительных результатов по снижению тревожности.

Каждый из нас знает, что установка на здоровье и соответственно здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного  педагогического воздействия. Поэтому я в моей работе все больше внимания уделяю профилактической работе с детьми, направленной на развитие осознанного отношения к своему здоровью, умение противостоять чужому влиянию и делать свой выбор осознанно, реально оценивать его последствия.

По результатам диагностики, проведенной совместно со школьным психологом и по данным ежегодной диспансеризации, выявилась проблема, связанная с физическим развитием детей. Уровень здоровья ежегодно снижается, о чем свидетельствуют данные диспансеризации. Совершенно здоровых детей в классах почти нет. Работая воспитателем, я стараюсь организовать воспитательное пространство для полноценного развития учащихся особенно на выходе из школы. Я стараюсь планировать свою работу, координировать работу с детьми исходя из потребностей развивающейся личности ребенка.

Диаграмма. Динамика распределения учащихся по группам здоровья

Результатом периодической диспансеризации, проведения мероприятий, направленных на оздоровление детей, на формирование у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья: Встречи с медицинскими работниками, выходы на природу, спортивные мероприятия, тематические классные часы дали положительную динамику показателя состояния здоровья учащихся.

Для того, чтобы сформировать у учащихся потребность ведения здорового образа жизни и укрепления собственного здоровья, ставятся следующие воспитательные задачи:

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- организация и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни;

- развитие морально-волевых качеств воспитанников;

- формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- приобщение учащихся к занятиям спортом.

Проводимая работа дала хороший результат: в 2019-2020 году уровень здоровья возрос до 66,8 % (для сравнения - в 2015-2016 году уровень здоровья составил 53,4 % детей). Кроме того, учащиеся класса постоянно участвуют в спортивных соревнованиях, часто занимая призовые места.

Я считаю, что данные технологии помогают мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий воспитателя, учителя, ученика и родителя при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению результатов в развитии личности учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год

Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы о проблеме развития теоретического мышления

   В настоящее время идет реформа школьного образования. Особое значение для школ приобретает проблема выявления  средств развития мышления учащихся. В системе обучени...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы

Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогич...

Анализ психолого-педагогической диагностики

Аннотация. В статье рассмотрены суть и эффективность реализации программ индивидуального развития обучающихся с отклонениями в психике и неадекватным поведением....

Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году

Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году в МБОУ "СШ №19"....

Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Развитие пространственных представлений у детей младшего и дошкольного возраста»

Исследователи рассматривают, что что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в о...