Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
методическая разработка на тему

Мерзлякова Вера Мхайловна

В Феднральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным особенностям. Основной формой коррекционного обучения в специалзированном детском саду являются логопедические занятия.Данное индивидуальное занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков псхофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции звукопроизношения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie.docx777.75 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 23 «Золотой петушок»

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

Составила учитель-логопед

Мерзлякова Вера Михайловна

ЗАТО г. Железногорск

2015



Мерзлякова В.М.

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

Данное индивидуальное занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции звукопроизношения у детей.

Дети научатся: правильно произносить «трудный» звук,  называть в последовательности звуки в слове,  находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове,  сопровождать игровую деятельность речью,  активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений,  сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий,  проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Лексический материал подобран с последовательностью формирования звука у детей, и постепенным усложнением материала.

Занятие  адресовано  логопедам ДОУ для индивидуальных форм работы.

Введение.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются  логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

 фронтальных (подгрупповых) занятий;

  индивидуальных занятий.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка.

Тематический подход к организации индивидуального занятия позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Тема параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации,  в играх.

          Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции звукопроизношения: логопед работает над четким произнесением этого звука, над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия и формированием языкового анализа и синтеза.

В занятия включаются различные виды игр. Это позволяет обеспечить позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи. Она включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

      К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

 сформулировать тему и цели занятия;

 продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

 запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

 осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

 формулировать инструкции кратко и четко;

 использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

 уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

       В индивидуальном  занятии должны всегда прослеживаться основные этапы, что очень важно не только для логопеда, но и для ребенка.

  • проверка домашнего задания;
  • артикуляционная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • изучение нового материала;
  • работа по постановке или автоматизации звука;
  • закрепление изученного материала.

       Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.   Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

Отдельного внимания заслуживают  здоровьесберегающие технологии на занятии. В занятия необходимо включать пальчиковую гимнастику, зрительную гимнастику, а в середине занятия обязательно делать динамическую паузу. Все это снижает напряжение и позволяет использовать все время занятия более эффективно. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.                                                 

          Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

 Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. В данном занятии миски разного цвета позволяют находить позицию звуков в слове.

Индивидуальное занятие является частью проекта «Дикие животные в зоопарке»,  проводимого в рамках лексической темы «Дикие животные». Использование метода проекта  позволяет достигнуть цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.

Еще одним методом в моей работе является использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как логосказки. С помощью логосказок решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

- создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

- обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

- развитие диалогической и монологической речи;

- повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;

- приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

- развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Результат таких индивидуальных занятий;

Дети учатся:

 - правильно произносить «трудный» звук;

 - называть в последовательности звуки в слове;

 - находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

 - сопровождать игровую деятельность речью;

 - активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений;

 - сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий;

 - проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

        Проведение  индивидуальных  занятий на протяжении многих лет позволяет говорить о их высокой результативности при корригировании «трудных» звуков.

        Хочется отметить, что данные  занятия востребованы не только мной, но и моими коллегами, которые активно их используют в своей практике и считают такие занятия очень ценными в работе по коррекции звукопроизношения у детей.

        Занятия  предназначены для индивидуальной работы с ребенком.

        Занятия  могут использоваться логопедами логопедических групп и логопедами на логопункте.

Конспект занятия по теме:  Дикие  животные в зоопарке . Звук Р в словах и предложениях.

Цель:  Автоматизировать произношение звука Р в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение звука Р;
  • корригировать и развивать связную речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, общую моторику, уметь согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально – волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные»
  • систематизировать и расширить и обобщить знания по теме «Жизнь диких животных в зоопарке»;
  • формировать начальные навыки чтения;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать бережное отношение к пособиям и оборудованию, трудолюбие.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статистические и динамические задания.

Оборудование: речевой дидактический материал Л.Н.Смирнова «Логопедия. Играем со звуками»

предметные картинки животных из пособия И.Л. Лебедевой «Трудный звук, ты наш друг» звуки р-рь, - носорог, рысь, кенгуру, барсук, тигр, зебра, коза, свинья;  картина «Зоопарк», картинка служитель зоопарка,  фишки с написанными на них слогами РА, РО, РУ, РЫ из пособия А.С. Галанова «Лото логопедическое. Звуки Р - РЬ», корзина с фруктами (муляжи), миски красного, желтого и зеленого цветов, муляж груши, вольеры с одним, двумя и тремя окошками, раскраска «Зоопарк» (из интернета), раскраска фрукты из  «Логопедической тетради на звуки р - рь» И.П. Бурдиной.

Ход занятия

Этапы и виды

работы на

этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

ребенка

Какие задачи

решались в

ходе выполнения заданий

1

2

3

4

I.

Оргмомент.

Логопед говорит, что сегодня мы отправимся в зоопарк. Помогать нам будет звук, с которого начинается твое имя.

Ребенок называет свое имя – Рома  и определяет первый звук имени - Р.

Организовать ребенка, настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.1

Проверка домашнего задания.

Логопед  проверяет домашнее задание по теме звук Р. Просит произнести рифмованный материал с (картинками ) для закрепления звука Р.

 Вот со звуком Р считалка:

Рукавица, рак, русалка,

Груша, кенгуру, топор,

Ранец, зебра, мухомор,

Морж, троллейбус, барабан,

Тигр, юрта, таракан.
Далее логопед проводит следующую работу по этим картинкам,
- назови много таких предметов;
- назови этот же предмет, только представь, что он маленький;

 -  составь предложение со словами, где звук Р стоит в начале слова.

За  каждое правильно произнесенное слово ребенок получает фишку. За все правильно произнесенные слова ребенок получает наклейку в тетрадь.

Ребенок произносит считалку, выполняет задания.

Выяснить, на сколько скорригировано произношение звука Р в словах и предложениях..

II.2

Актуализация знаний. Д/и «Куда мы сегодня отправимся»

Педагог предлагает рассмотреть картинку зоопарк.

Ребенок рассматривает картинку и говорит что это зоопарк .

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.

II.3

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок отправятся в зоопарк, где будут продолжать учиться правильно произносить звук Р.

Педагог  выясняет у ребенка, что такое зоопарк и  кто там живет?

Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р.

Ребенок вспоминает,

что зоопарк – это место, где живут разные животные и птицы. Его строят в городах.

Определить  уровень  осведомленности  ребенка о правильном

произношении

звука Р.

Обогащать  словарь  по  теме занятия.  Формировать  навык

ответа на вопрос

полным  предложением.

II.4

Закрепление изученного материала.

Пальчиковая игра «Фрукты».

Дыхательное упражнение

«Подуй на пальчики»

Д/и «Выбери картинки».

Д/и «Скажи наоборот».

Определение позиции звука Р в слове.

Динамическая пауза. «Буратино» 

.

 

Логопед говорит, что в зоопарк ведет дорожка. Ты сегодня сам начнешь выкладывать или мне начать?

Логопед говорит, что в гости принято приносить подарки. У нас с тобой целая корзина фруктов.

Логопед, говорит, что корзина тяжелая, пальчики устали подуй на них.

Логопед говорит. Что в зоопарке много живет животных и просит выбрать тех животных, в названии которых есть звук Р.

Логопед выясняет у ребенка,  кто ухаживает за животными в зоопарке. Он хочет с тобой  поиграть.

Логопед предлагает вместе со служителем покормить животных. Каждому животному дать только его миску. Рома, раздай миски животным: красную – если звук Р в начале слова, желтую – если звук р в середине слова, зеленую –если звук р в конце слова.

Логопед  говорит, что мы немного устали и пора размяться и предлагает ребенку выполнить движения вместе с Буратино. 

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

 Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать

Ребенок просит логопеда начать дорожку и продолжает выкладывать дорожку из фишек с написанными на них слогами и читает слоги с буквой Р.

Ребенок повторяет за логопедом слова и движения пальчиками.

Вот у зайца Димочки

фрукты в корзиночке: груши и гранат, персики и виноград, спелые, красивые!

Ребенок дует на кончик широкого языка и пальчики.

Ребенок выбирает из стопки картинок тех животных, в названии которых есть звук Р и называет их.

Ребенок отвечает. «За животными в зоопарке ухаживает служитель». Играет   в игру «Скажи наоборот»

я не молодой,  - а  старый,

не злой – а…,

не плохой – а….,

не злой – а …,

не сердитый – а …,

не ленивый – а…,

не глупый – а …,

Ребенок определяет позицию звука Р в названии животного и раздает миски.

Ребенок выполняет движения вместе с логопедом..

Развивать логику, внимание, мелкую моторику. Учить   соотносить звук с буквой.  Формировать навык чтения.

Развивать мелкую моторику. Закреплять правильное произношение звука Р.

Формировать правильный выдох.

Проверить навык

сформированности  правильного

произношения звука  Р  в  словах.

Закрепить правильное произношение звука Р в словах.

 Формировать навык образования антонимов. Обогащать словарь по теме занятия.

Формировать  навык

ответа полным  предложением.

Закрепить умение определять позицию звука Р в слове.

Закрепить правильное произношение звука Р в словах. Развивать общую моторику, координировать  речь с движением. Способствовать снятию общего утомления. Чередовать статические и динамические задания.

Сказка «Репка

Зрительная гимнастика.

Деление слов на слоги.

Раскрась картинку

Педагог предлагает рассказать  сказку «Репка» на новый лад. Вместо традиционных персонажей героями сказки стали сами животные.

Логопед просит проследить взглядом, куда животные покатили грушу.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, как называется «дом» животного в зоопарке.

Помоги животным найти свой  вольер.  

Логопед просит вспомнить, какие фрукты принесли в подарок животным, и предлагает их найти на раскраске и раскрасить.

Ребенок рассказывает сказку «Репка» на новый лад.  Посадил тигр грушу. Выросла груша большая-пребольшая. Тигр тянул – тянул, вытянуть не смог. Позвал тигр носорога. И т.д. по сюжету сказки

Ребенок следит за грушей, описывая взглядом разные фигуры.

Ребенок говорит- дом, где живут животные в зоопарке называется - вольер.  (если не знает, логопед объясняет).

Ребенок называет животное, определяет количество слогов (хлопками), находит его вольер.

Ребенок вспоминает и раскрашивает только те фрукты, которые принесли. (Приложение 1)

Формировать навык рассказывания полным предложением. Закреплять правильное произношение звука Р в процессе рассказывания.

Соблюдать режим охраны зрения.

Закрепить навык деления слов на слоги хлопками. Обогащать словарь по теме занятия.

Закрепить правильное произношение звука Р в словах. Развивать мелкую моторику. Развивать долговременную память.

II.5

Контроль знаний и умений. Д/и «Вспомни животных»

Логопед закрывает животных белой бумагой и говорит, что ночью опустился туман   и животных не видно.

Ребенок вспоминает животных, каких видел в зоопарке.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука Р. Развивать память.

III.1

Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка.

Логопед предлагает вспомнить ребенку, что он «посетил» на занятии и какой звук учился произносить сегодня.

Логопед оценивает работу ребенка, дарит за хорошую работу ему раскраску «Зоопарк».

Ребенок вспоминает, что сегодня он был в зоопарке,  учился произносить звук Р.

 Уточняет правильную артикуляцию звука.

Ребенок берет раскраску,  раскрашивает животных, в названии которых есть звук Р. (приложение 2)

Обобщить тему занятия. Развивать память.

III.2

Домашнее  задание.

Логопед предлагает ребенку домашнее задание: выучить стихотворение.

Мы со звуком Р играем

И картинки подбираем:

Карандаш, корабль, брусника,

Кукуруза, сыр, черника,

Крот, крыжовник, муравей,

Груша, зубр, воробей,

Рак, мартышка, помидор.

Выполни задания:

 - назови много таких предметов;
- скажи со словом три;
- назови этот же предмет, только представь, что он маленький;
- найди рифму;
- составь предложение со словом крот.
- закрой картинки, где звук стоит в начале, середине, конце.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить знания и умения, полученные на занятии, дома.

Приложение 1.

Раскрасить  те фрукты, которые принесли

F:\логопед тетрадь звук р\logop tetr R R_10.jpg

Приложение 2.

Раскраска Зоопарк

http://www.rackracki.ru/raskraski/givotnie/zoopark_kaliningradskii/01.jpg



Литература.

  1.  Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу. - М.: «Издательство Гном И Д» , 2003.        
  2. Соколова Н.В. Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников.  - М.: «Школа -Пресс».   2000.
  3. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. -  М.:  «Творческий центр», 2009.

5. Ткаченко Т.А. О 48    Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с. — (Практическая логопедия.).